Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Уровни педагогического творчества

 Автор: Бухвалов В. А.

"В зависимости от степени сложности решаемых педагогом противоречий полученные в результате этого решения неравнозначны, их можно классифицировать по пяти уровням творчества.

1-й уровень — повышение эффективности дидактической системы педагога за счет внесения в нее известных инструментов (приемов, методов, форм). Результат 1-го уровня предполагает заимствование из педагогической литературы разработанных инструментов и включение их в собственную дидактическую систему.

2-й уровень — повышение эффективности дидактической системы педагога, за счет внесения в нее известных инструментов с целью их применения в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания— творчество 2-го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний—также творчество 2-го уровня.

3-й уровень — принципиальное изменение частей (части) дидактической системы педагога, а именно: создание нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П. М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой, опорные сигналы (не конспекты) В. Ф. Шаталова. Разработки 3-го уровня —это уже педагогические изобретения, однако их использование предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей. Технология создания новых инструментов будет подробно рассмотрена в следующей главе.

4-й уровень — создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструментов, новизна ее заключается в более высоком системном эффекте по сравнению с имеющимися благодаря появлению новых связей между инструментами, новой структуры дидактической единицы. Для достижения этой цели можно избежать метода проб и ошибок, если воспользоваться законами дидактики.

5-й уровень — создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день—это педагогика творчества учащихся или сотворчество. Педагогика сотрудничества—это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней. Сотворчество—это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом. Тот объем учебной информации, который сейчас должны заучить учащиеся, будет «заучивать» ЭВМ, погружая его в свою память, задачей же человека будет совершенствование методологии, чтобы с ее помощью получать новые знания и, таким образом, самосовершенствоваться. Возможно, в деталях автор и ошибается, но только не в главном: базы знаний компьютеров избавят человека, его мозг от ненужной информации, тем самым увеличив потенциальные возможности для усвоения и развития методов деятельности (См.: Системы поддержки принятия решений - Прим. Редактора портала). Таким образом, педагогика творчества—это взаимный творческий процесс, когда учитель создает творческие задачи (отбирает их из жизненных ситуаций, а не из учебников) и вместе с учениками решает".


Бухвалов В. А., Алгоритмы педагогического творчества, М., "Просвещение", 1993 г., с. 40-41.

Примечание Редактора портала TREKO.RU: Данные "Уровни педагогического творчества" являются аналогом более ранней работы: Уровни творческих задач по классификации создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера.


Вернуться к Оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian