Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Развитие тренингов и семинаров: типичные проблемы и возможные решения


Доклад на Рождественской конференции СПб Клуба консультантов и тренеров
18 декабря 2004 г. Дополнено автором 5 сент. 2005 г.

 Автор: Викентьев Игорь Леонардович,
Консалтинговая фирма «ТРИЗ-ШАНС», 2004 г.
Сайт: http://www.triz-chance.ru/triz-chance.html

В 29-ти основных пунктах обзора рассматриваются: тренинговая фирма в целом; ее бизнес-процессы и тренинговые продукты; основные специалисты; вопросы бренда, продвижения и т.п. Автор исходит из гипотезы, что основные тенденции, имевшие место при формировании рынков: ТРИЗ-консалтинга (которым он занимается с 1979 г.); маркетинга, рекламы и PR (которыми он занимается с начала 90-х годов) имеют схожие черты с тенденциями только формирующегося сейчас в СНГ рынка краткосрочного обучения...

"Когда таланту в театре плохо, ум должен прийти на помощь дарованию".
Театральная присказка


Основанием для написания данного материала послужили регулярные встречи Автора (на собственных консультациях и Мастер-классах) с бизнес-тренерами из различных городов СНГ.

Изложенное ниже в первую очередь касается фирм. В меньшей степени - частно-практикующих специалистов (так называемых "независимых" тренеров и консультантов).

Для анализа были использованы методики: [1], [2; с.172-185], [10], а также информация, ранее изложенная в источниках [4-8].

Все данные сведены в Таблицу 1, содержащую девять основных разделов. При ознакомлении с Таблицей 1 нужно учесть, что некоторые процессы, уже активно идущие в крупных городах, только начинаются на периферии...

Таблица 1

Раздел 1. Тренинговая (или консалтинговая) Фирма в целом
Характеристики рынка, в том числе - типовые проблемы и ошибки
Перспективные решения

1.1. Фирмы, как правило, состоят из нескольких Специалистов, не имеющих значимых, неочевидных публикаций, а также собственных (незаёмных) тренинговых продуктов (см. раздел 5). В работе Специалисты часто ориентированы на свою "девичью" профессию или специализацию: психологию, психотерапию, философию, социологию, экономику и т.п. Например, иногда пытаются - в соответствии с правилами психотерапии - анализировать бизнес, отталкиваясь "от детских психотравм Клиента".

Ориентация не на собственные умения, а на:

  • задачи Клиентов;
  • сложные (!) задачи Клиентов - см. подробнее пункты 3.1. и 5.4.



1.2. Отсутствует как общая школа, задающая эталоны развития, так и общая методология подхода (в качестве редкого исключения можно привести пример, уже ставший историей: школа ТРИЗ Г.С. Альтшуллера примерно до начала 90-х годов [6])

См. пример, связанный с поведением киносценаристов.


Создание собственных разработок, либо их законное приобретение - см. раздел 7. (Надо признать: увы, далеко не все Тренеры и Консультанты способны, особенно в отсутствии хорошего базового образования; научной школы; научного Руководителя; ресурсов и т.п., сделать свою полноценную разработку) - см. также пункт 2.1.

Заключение Лицензионных соглашений, Авторских договоров и т.п., что с одной стороны, позволяет Разработчику получить заслуженное вознаграждение и продолжить свои разработки; а с другой - позволяет Специалисту получить отработанные методики, а не "плоды неподготовленного ума"...

1.3. Отсутствие внятных критериев профессионализма. Часто критерии подменяются весьма случайными либо непроверяемыми ориентирами типа:

  • "Только прослушавший курс у N может вести курс M!"
  • "Только дипломированный психолог может заниматься аудитом сценариев PR-акций!"
  • "А мы через три года такое сделаем, такое сделаем... И сайт у нас будет!" и т.п.
Споры: кто самый главный / лучший на рынке (при этом, как правило, подразумевается один параметр сравнения) - подробнее см.: [3]

Очень часто: непонимание своего места на рынке как по отношению к лидерам рынка, так и по отношению к среднему уровню фирм.

Как внутри фирмы, так и на рынке в целом - колоссальный разброс качества работы.

См.: Блашенкова В. С., Некоторые характеристики рынка семинаров и тренингов.

Одна из возможных оценок тренинговой фирмы:

  • сколько сложных проектов может вести параллельно?
  • есть ли незаёмные (т.е. собственные) разработки?
  • какой сложности (уровня) свои разработки - см. также пункт 5.4?
  • каковы финансовые показатели?
При этом возможны различные типы компаний (по мнению Людмилы Астафьевой):
  • "Компании-"магазины". В лавке, как правило, классический "репертуар" - продажи, тайм-менеджмент, какие-нибудь "секреты" управления: И нечто, что подается как фирменная разработка (нет ни у кого, только у нас). Но как правило, это типовые тренинги с обещанием подправить фасончик - "скорректировать под задачи заказчика".
  • Компании-агентства. Специализируются на продюссировании звезд-тренеров + полная организация тренинга как события.
  • Компании-разработчики. Программы обучения и тренинги "под заказ" фирмы, ее цели и задачи. А чтобы разработать качественно - нужна диагностика, анализ болевых точек и т.д." [7]


Трансляция мифов:
  • "Любой НАШ тренинг - благо для фирмы-клиента";
  • "Главное в бизнесе - освоить N" (где N - любое модное слово);


Более глубокое и системное понимание бизнес-процессов и проблем Заказчика... См., например:
2. Бизнес-процессы в компании

2.1. Смешение "личного общения" и бизнеса. Личные отношения, амбиции и споры внутри фирмы, диктуемые далеко не соображениями бизнеса. Попытки выторговать себе право на "узаконенную лень" и/или однажды полученный "статус". Часто Руководитель не может отдать Сотрудникам элементарный Приказ и потребовать его выполнения.

Непонимание разницы между субкультурами:
  • профсоюзной: "У нас каждый имеет право!";
  • организационной: "Есть Владельцы бизнеса, есть Руководители и есть Подчиненные. Они могут работать вместе, но у них разные права, обязанности и доходы";
  • научной: "У разных людей могут быть несоизмеримые личные интеллектуальные достижения".


Понимание отличий бизнес-процессов:

  • при единичных (полуслучайных) заказах
  • и при "потоке заказов" (см. здесь)


Формализация основных и вспомогательных бизнес-процессов. Контроль качества, встроенный в бизнес-процесс.

Управление множеством проектов, методология которых едина [5]

2.2 Подмена построения формализованного бизнес-процесса орг-суетой, трудовыми и эмоциональными "подвигами", разговорами и декларациями не делового, а скорее психотерапевтического свойства...

Постепенная выработка единой методологии, в том числе:
- создание баз данных удачных решений, типовых ошибок (см. пример);
- выработка стандартов работы и внятных критериев оценки (см. пример, связанный с оценкой новых методик);
- открытое распространение ряда методик на "твердых носителях" (см. примеры).

2.3. Отсутствие стандартов работы и внятных критериев оценки.

Отсутствие каких-либо нормативов работы. Большие потери времени и сил внутри фирмы, в том числе на типично вспомогательные операции (часто явно вспомогательные бизнес-процессы отнимают больше ресурсов, чем основные).


Выработка нормативов внутрифирменных работ, которые - в наиболее прогрессивном случае - должны быть выше, чем в среднем на рынке.

См. Подборку публикаций о корпоративных/фирменных стандартах: В ряде случаев: "встраивание" в готовые сетевые структуры крупных компаний.

2.4. Отсутствие желания и неумение Руководства (на фоне знания "умных книжек") выстраивать технологию, бизнес-процесс. Это желание иногда прикрывается оправданиями, что Клиент за построение бизнес-процесса не платит...

Выстраивание и постоянное совершенствование бизнес-процесса. Переключение ряда сотрудников с проекта на проект для того, чтобы при необходимости любой Специалист мог подстраховать своего Коллегу.

2.5. Неучет возможных рисков, как на рынке, так и в компании - прогноз если и строится, то на основе эмоциональной оценки: "Всё будет хорошо!".

(Характерно, что в ответ на рассказ об океанских хищниках, ребенок заявил: "Акулов не бывает!" - случай зафиксирован К.И. Чуковским). Неучет того фактора, что по мере роста тренингового рынка СНГ, сюда придут западные компании с отлаженным сервисом.


Заблаговременная подготовка почвы для "Отстройки от Конкурентов" - подробнее - см.: [9]

2.6. Повышение квалификации: если не учитывать заявления рекламного характера, часто либо отсутствует, либо проводится каждым Сотрудником на свое усмотрение... Кроме этого, работа Тренера или Консультанта предполагает психологически выигрышную роль - Носителя знания, Лектора, Специалиста, Умного советчика и т.п. Здесь велико искушение выучить пару книжек, два десятка баек и катать эту программу, без изменений, годами. Не развиваясь... Столкновение на рынке с Профессионалами порождает негативные эмоции, попытки самооправданий, элементы "чёрного PR".

См. пример об отношении к качественному обучению соотечественников.


Механизмы развития фирмы:
  • выполнение Руководителем и Сотрудниками пусть небольших, но исследовательских проектов, не сводящихся к переписыванию известных книжек и чужих статей с сайтов (дурная "студенческая" привычка);


  • участие Руководителя и Сотрудников в работе не любых, а приличных Конференций, Мастер-классов;


  • стажировки в фирмах-лидерах;


  • дилерство по продуктам других фирм;


  • плановые внутрифирменные семинары по обмену опытом;


  • написание отзывов на работы коллег;


  • обмен информацией на встречах в профессиональных Клубах, Ассоциациях и т.п.
См. примеры:

О ценности качественного обучения на Западе

Семинар академика Л.Д. Ландау

Формирование собственной технической базы.

2.7. Восторги "эмоционально довольных" (как пишут в англоязычной литературе: "naive subject"), но не имеющих четких критериев оценки эффективности, Клиентов. И, как следствие, переоценка своих возможностей. Получение заказов только потому, что в ряде фирм-клиентов квалификация сотрудников чрезвычайно низка, а бизнес-процесс не отлажен (но это не может продолжаться долго).

Появление критериев и списков контрольных вопросов (check-list) для оценки качества тренингов/семинаров и донесение их до Клиентов - см. например публикации по теме:
Возникновение серьезных методик создания тренингов и семинаров.

Вера в мифы:
  • "Где-то есть одна таблетка от всех болезней!";
  • "Главный секрет тренинга можно вычитать в книжке";
  • "На Западе действительно знают, как надо делать тренинг"...
См. подборку: Как халтурят западные специалисты.


См. пункты 2.1. - 2.6.
3. Основные Сотрудники/Специалисты

3.1. Специалисты "первой волны", как правило, пришли в данный бизнес из других отраслей и часто стараются свести свою деятельность непременно к своей "девичьей" профессии (экономике, психологии, психотерапии, философии, социологии и т.п.)

Постоянная миграция Специалистов от одной тренинговой компании к другой.


Проектирование своей деятельности от задач рынка, а еще лучше - от сложных задач рынка - это дает возможность разрабатывать продукты, которые простоят на рынке несколько десятилетий.

Пример:

Проведенный недавно опрос зарубежных ТРИЗ-специалистов, работающих - в том числе - с крупнейшими западными компаниями, показал, что они эксплуатируют наработанное Г.С. Альтшуллером еще в 70-х годах прошлого века...

3.2. Незнание, как ни странно, основ бизнеса:

Пример:
После нескольких тренингов, например, с продавцами сотовых операторов (в ряде компаний они сменяются каждые 3 месяца), у Тренера, не взаимодействующего с Руководителями и Собственниками компании-клиента, возникает полная иллюзия: "Я знаю/понимаю этот бизнес"...

В некоторых случаях - появление боязни и презрения к бизнесу, политике (например, у преподавателей вузов, также проводящих тренинги и семинары)...

Изучение опыта других компаний, построение собственного бизнеса.

Викентьев И.Л., О мастерстве бизнес-тренера, консультанта

Викентьев И.Л., О качестве работы консультантов

3.3. Поверхностное знание литературы по своей и смежным отраслям. Одно из следствий плохого знания литературы: попытки "изобрести с нуля" давно известное, неоднократно описанное. Неумение и нежелание делать корректные ссылки на работы предшественников - в том числе и потому, что в этом случае "личный вклад" Тренера окажется весьма и весьма скромным.

В большинстве случаев - приверженность не оптимальной, а "первой успешно выученной" модели: социодрама, гештальт, НЛП и т.п.

Боязнь вопросов "на понимание". Неумение решать (а не "говорить о...") нестандартные задачи по теме тренинга/семинара. Часто количество лично решенных Специалистом креативных (нестандартных) задач исчисляется несколькими единицами - и это не самый плохой случай...

Свободное оперирование рядом моделей, подходов и осознанный выбор из них оптимальной для каждого конкретного случая - - см. примеры.

Корректное цитирование чужих произведений

Регулярное "повышение планки" для собственных ведущих Сотрудников, в том числе: написание собственных работ; решение креативных задач и т.п.

Регулярное участие в работе приличных (а не любых) Конференций.

Дилерство, например, по методикам, тестам, компьютерным программам и т.п.

Региональное представительство - не любых, а приличных - Ассоциаций, Клубов, крупных фирм, журналов, учебных заведений и т.п.

Организация тренингов, семинаров и Конференций, в том числе с участием известных Специалистов.

3.4. Воровство материалов; баз данных и т.п.

Юридическая и организационная защита (например, "встроенность" материалов в систему обучения таким образом, чтобы похищение их части не позволяло вору полноценно работать).

См.: "Закон об авторском праве и смежных правах"

3.5. Нежелание (и неумение) увольнять лентяев.

Явное расслоение Сотрудников по уровню профессионализма - при этом наиболее слабые вынуждены покинуть фирму, а в ряде случаев они просто не берутся на престижную работу.

См. пример: "Мы питерцев на работу не брали, они лентяи..."

Рынок в целом: неуклонное вытеснение с рынка лиц, "внутренне содержание головы которых не является предметом подражания для окружающих"... Пример: неадекватные личности вытеснены с рынка рекламы и PR - в лучшем случае их можно встретить в качестве "рекламных агентов" непрестижных СМИ.

Вера в миф о принципиальной неотчуждаемости умений от "особо уникальных" Специалистов.[8]

В некоторых случаях - "узаконивание привычек или, что еще хуже, капризов отцов/матерей-основателей" - см. пример.


Формализация знаний внутри фирмы. Управление знаниями / Knowledge Management (при этом полезно помнить поговорку компьютерщиков: "Garbage in - garbage out").

Фадеев П.Э.: "Учредителей фирмы должно связывать нечто, что в ТРИЗ называется Достойной целью. В противном случае фирма, либо разваливается, либо приоритет отдается чисто конъюнктурным проектам, а плата за это - потеря перспектив развития - т.е. "сытное подменяется вкусным"". [7]

Примечание: подробнее см. раздел: "Теория развития творческой личности" в бесплатно распространяемой электронной книге.
4. Вспомогательные сотрудники

Отсутствие технологии, которая подменяется поиском "хороших людей"...

На длительных проектах - пренебрежение к оформлению и выполнению второстепенных, "рутинных" операций.

Вера в миф: "Где-то можно найти вспомогательного сотрудника, который сразу будет хорошо работать и "разгребет весь этот бардак".

Примат бизнес-процесса (технологии) над рядовыми Сотрудниками. Инвестиции не в отдельных сотрудников, а в бизнес-процесс в целом.

Явное разделение функций внутри компании.
5. Основные тренинговые продукты


Под "тренинговым продуктом" далее понимается: собственно тренинг, семинар, конференция; книга, брошюра или комплект раздаточных материалов; а также такие инструменты, как: сайт, Internet-форум (в том числе и платные), аудиокассеты, CD, DVD, видеокассеты; e-Learning; издание специализированного бюллетеня, журнала и т.п.

5.1. За редким исключением, компилятивные продукты, не обладающие существенной новизной и практической полезностью. Позволяют много "говорить о...", но не позволяют ставить и решать реальные задачи (а особенно - сложные задачи) Клиентов.

Очень часто знания Тренера отличаются от знаний Специалиста фирмы-клиента на 1-2 книги, семинара/тренинга.

Тренинговый продукт, или - что лучше - система тренинговых продуктов должна давать Клиенту результат (а не просто "разговоры о хорошем").

По данным "American Society for Training & Development" (ASTD) явно актуальны следующие тенденции:
  • результативные тренинги, в т.ч. с понятной финансовой отдачей;
  • e-Learning (обучение посредством электронных средств коммуникации). [7]
Фадеев П.Э.: "Нельзя:
  • учитывать мнение по ключевым вопросам тех Сотрудников, у которых нет собственных разработок;
  • работать на ворованных продуктах - это бесперспективно;
  • некритично использовать западные технологии;
  • "подсаживаться" на 1 тренинговый продукт, 1 Клиента (даже крупного)". [7]
Интересна экспертная оценка Людмилы Астафьевой, посвященная различным тренингам развлекательного характера: "...впечатления ценились всегда и будут ценится - в бизнес-среде особенно (гонка, однообразие, усталость:). Обучающий тренинг как источник впечатлений, эмоций, встряска, сплочение (в одном ряду с "веревками", всякими выездами и экстримами, коллективными праздниками...) - никуда это не вытеснится. Сейчас как раз нарастает - неслучайно организацией таких тренингов активно занимаются праздничные агентства". [7]

См. также прогноз возможной эволюции тренингов Э. Тофлера.


5.2. Непонимание - что некоторые знания и навыки можно передавать иначе, чем непременно посредством личного участия Тренера и Клиентов в работе тренинга и семинара...

См. также: Создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер о создании методик креатива.


Постепенное вытеснение очных форм обучения - особенно в области массовых и простых тренингов и семинаров - различными системами e-Learning.

Пример: для знакомства с основами ТРИЗ эффективнее использовать бесплатную электронную книгу, чем посещать различные платные курсы.

5.3. "Нестыковка" по используемым моделям, подходам и языку продуктов разных компаний.

Выработка общего языка, понятийного аппарата, даже профессионального жаргона.

5.4. Неразличение/смешение задач различных качественных уровней.

Иллюстрирующий пример из области технического изобретательства:

"Для изобретения использован:
1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора;
2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта;
3-ий уровень: исходный объект меняется сильно;
4-ый уровень: исходный объект меняется полностью;
5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект, или сделано научное открытие".

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с.14-18.

Постоянное повышение профессионального уровня не на любых, а именно на сложных задачах, проектах.

Пояснение: в учебных заведениях, где действительно жизненно необходима передача учащимся качественных (!) знаний, упор делается именно на решение практических задач. Именно так готовят разведчиков, дипломатов, офицеров Генштаба и т.п.

См. также: Викентьев И.Л., Как самому повышать квалификацию в области маркетинга, рекламы и PR


Вера в миф, что нужно не долго и кропотливо работать, а "найти модную фишку и дорого продать"

См. пункт 1.2. + понимание того, что в тренинговом бизнесе важна не только сиюминутная мода, эффектное название темы тренинга/семинара, но и качество тренингового продукта.

См. Коллекцию TreKo.RU: Взаимоотношения между Продюсерами и Артистами [полезное чтение для Организаторов тренингов/семинаров и самих Тренеров]
6. Продвижение и Brand


Подробнее вопросы продвижения тренинговой и консалтинговой фирмы изложены здесь.


6.1. Сверхреклама, сверхобещания и по ассортименту, и по эффективности.

См. публикацию: Как только не рекламируются Тренеры... (коллекция примеров TreKo.Ru) Как можно убедиться из этой публикации, в рекламе делается ряд типовых ошибок, характерных для начинающих [2]:

  • обилие громких регалий (Академик Международной академии проскопических наук им. Мишеля Нострадамуса");

  • обилие наукообразных неологизмов ("космоэниопсихосуггестолог", "компьютерно-ментальное и электронно-психотронное");

  • декларирование сверх-широкого спектра навыков "в любых областях" ("доктор философии... специалист по групповой психотерапии... психолог-танцор... Многолетний опыт проживания в различных общинах, центрах и монастырях разных стран...")
Поучительно сравнить подобные декларации с Манифестом психофутуризма, опубликованным в начале прошлого века.

Сравнение с конкурентами по модели детского писателя Льва Кассиля: "Если кит на слона налезет, кто кого сборет?"...


Акцентирование Клиентов на реальных, а не выдуманных факторах отличия продукта фирмы от других - "отстройка от конкурентов" (термин предложен автором статьи в 1993 г.). Внятное позиционирование их в своих целевых группах [2] . Понимание, что на развитом рынке можно сравнивать фирмы-конкуренты по многочисленным параметрам. [3]

Анализ лучших публикаций на тему "тренинги и консалтинг".

Памятка Оргкомитета для умных Докладчиков Конференций Санкт-Петербургского Клуба консультантов и тренеров

6.2. Выгорание традиционных брендов.

Например, негативное отношение многих Руководителей в крупных городах к бренду "психология": "А самое главное, что работа "великих психологов" начисто отбивает интерес и желание у сотрудников чему-либо когда-либо еще учиться, а слово тренинг либо вызывает аллергию, либо ассоциируется с дурацким ни-че-го-не-де-ла-нием, прыжками по кругу и хлопками в ладоши". Вилена Смирнова, бизнес-тренер, http://www.triz-ri.ru/forum/mess.asp?thr=15354

Понимание, что:
  • можно как придти на рынок, так и покинуть его, либо быть вытесненным в "невкусные" рыночные ниши - см. пример в пункте 3.5.;
  • ряд мнимых авторитетов существуют на молодом рынке только благодаря отсутствию реальной (а не декларируемой) конкуренции.
См., например, оценку М. Веллера ситуации на писательском рынке, а также материал: Увы, и МВА бывает мусорным...


6.3. Прямой обман Клиентов, когда под видом 20 тренингов или семинаров, имеющих различные названия, продаются 1-2, либо использование псевдо-брендов типа: "Методология интегрированных продаж через SMS-сервис" и т.п. Демпинг даже по отношению к собственному прайсу.

См. также мнение профессора Бориса Егорова о конкуренции медиков и колдунов в области психотерапии, а также подборку примеров некачественной работы в области методик обучения иностранным языкам.

Частный случай - SPAM. Фролов Петр: "И нечистоплотные компании прибегают к рассылке спама, рассылая свой мусор на миллионы адресов в целях собрать группку в 10 человек на свой семинар или тренинг. Завидный КПД, не правда ли?" http://forum.trainings.ru/forums/2/680?expand


Участие в работе приличных выставок, конференций и т.п.

Комплексное продвижение - в том числе за счет "рассекречивания" части материалов - см., например, здесь.

Получение значимой части Клиентов за счет "вторичной рекламы" (добровольных рекомендаций уже качественно обслуженных Клиентов).

6.4. Зарегистрированных товарных знаков зачастую нет. Учета и использования интеллектуальной собственности - аналогично.

Бренд фирмы в целом. Товарные знаки - в том числе на отдельные Товары и/или Услуги (тренинговые продукты), а в ряде случаев и на основные термины.
7. Интеллектуальная собственность.

7.1. Отсутствие собственных разработок и Систематическое нарушение "Закона об авторском праве и смежных правах" и самооправдание неправомерных заимствований:

  • "Сам не помню, откуда знаю...";
  • "Все мы друг у друга воруем...";
  • "Это же всем известно!";
  • "Я оплатил им семинар, и теперь могу это же рассказывать другим за деньги";
  • "Я раньше у них работал - почему же я не могу это взять?".
Отсутствие коректных ссылок: некомпетентность или сознательный обман? "Если в конце книги я не нахожу ссылок на монографии или публикации в серьезных научных изданиях, подтверждающих мнение автора, я становлюсь подозрительной, как мой школьный учитель геометрии, узнавший, чти все, сидевшие на последнем ряду на выпускном экзамене, получили пятерки". Профессор Л. Лаундес, Скрытые сексуальные сигналы, М., "Добрая книга", 2003 г., с. 16.

В ряде случаев "автор" не в состоянии продемонстрировать на практике ни одного (!) примера собственных рекомендаций - сравните рекомендации Н.И. Козлова ("Синтон") в обсуждении "Синтез-технология: работает или не работает?" и его ответы на конкретные вопросы Читателей.

Наличие "твердых копий" разработок либо Авторских договоров с другими компаниями.

Эта мера позволяет:
  • иметь "раздаточные материалы к семинару" и заготовки для будущих публикаций;
  • передавать этот материал другим Сотрудникам компании;
  • пополнять и совершенствовать исходную разработку и творчески расти другим Сотрудникам компании;
  • "изгонять шаманство" и управлять качеством работы;
  • правильно оформлять права на "интеллектуальную собственность" (например, за любое использование методики ее Разработчик получает некий процент. Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах");
  • делать "отстройку от конкурентов" - от других тренинговых фирм и т.п.
Верно и обратное: избегание "твердых копий", а также своевременного оформления прав на интеллектуальную собственность рано или поздно порождает массу проблем в работе тренинговой или консалтинговой фирмы.

См.:

"Закон об авторском праве и смежных правах"

Правила корректного цитирования.

Раздел "Право" [Электронный словарь тренера и консультанта]

Почему невыгоден плагиат или пять плюсов корректного цитирования


7.2. Незнание Гражданского кодекса, "Закона о СМИ", "Закона об авторском праве и смежных правах" и неумение их использовать во благо фирмы и ее Клиентов...

Позитивные примеры из близкой сферы бизнеса:
Приобретение прав на тесты Кеттела; Люшера; MMPI и т.п.

См. таже публикацию: Можно ли превратить идеи в "монеты" или есть ли у нас рынок идей?
8. Клиенты

8.1. Выбор Клиентов по принципу: "кто пришел", тот и наш... Предложение ограниченного числа тренинговых продуктов

Система для Клиента: консалтинг + тренинг; или e-консалтинг + тренинг.

Получение постоянных Клиентов, как минимум, на несколько лет. Качественное пост-тренинговое сопровождение.

В ряде случаев: выбор Клиентами тренера-Личности, самого Автора методик и т.п.

8.2. "Оседлание" только 1-2 Клиентов, что делает бизнес зависимым от них.

Вера в миф: "У нас будет непременно крупный Клиент!"

Диверсификация доходов (не "зацикливание" на 1-2 Клиентах)

Способность фирмы отказать неадекватному Клиенту.

Работа - а том числе - и с удаленными Клиентами (e-Learning).

См. также: Сычев С.В., www.triz-ri.ru/forum - крупнейший Интернет-форум по решению бизнес-задач (более 2000 обсуждений)
9. Финансовые показатели

Источник доходов - только сам тренинг или семинар, которые проводятся время от времени. Цены на молодом рынке часто произвольны, не зависят от конкуренции. Так, например: неоправданно завышены цены на т.н. "Тренинг для Тренеров". Обратный случай: цены занижены, поскольку определяются мотивом "только бы получить заказ".

Система доходов от широкого ассортимента взаимосвязанных Товаров и/или Услуг: семинаров, тренингов, консультаций, книг, CD, сайтов, удаленных стажировок и т.п., а также продажи различных прав на интеллектуальную собственность.

Цифры, характеризующие объёмы тренингового и консалтингового рынка в целом

Выводы

Если в работе тренинговой и/или консалтинговой фирмы много общего с левой колонкой Таблицы 1, то естественен вопрос: кого и чему такая фирма может научить/проконсультировать?

В соответствии с «концепцией максимального движения вверх» [1], [10], автор полагает, что сейчас на рынке краткосрочного обучения есть две наиболее сложные – в научном отношении – задачи:

Первая ключевая задача.

Как из доступной разрозненной информации (книги, СМИ, Internet, личный опыт, опыт экспертов по проблеме) качественно и быстро извлечь знания? Или: как извлечь содержание, суть, эвристики, приемы, методику и т.п. Замечу: по работе т.н. "экспертов знания" чрезвычайно мало приличных публикаций. Новое качественное знание, приличные методики дают целые "грозди" частных методик, семинаров, тренингов, публикаций, компьютерных продуктов и т.п.

Вторая ключевая задача.

Как выявленное знание эффективно и быстро передать Слушателям?

Остальные задачи (многие из них названы выше в Таблице 1) тоже актуальны, но имеют вспомогательное значение и прямые аналоги успешных решений в смежных отраслях бизнеса.

Автор благодарит: К.А. Лебедева, А.Б. Соколова, Г.Б. Соколова и С.В. Сычева за ценные замечания в работе над статьей.

Литература

  1. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., 480 с.

    Примечание: ознакомиться с частью этого материала можно в бесплатно распространяемой электронной книге.

  2. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 страниц.

  3. Викентьев И. Л., «У моего Заказчика – третий орангутанг России…» (о становлении профессиональных объединений бизнес-тренеров и консультантов).

  4. Владимирова Г.В., И это все о ней… Главные мысли о рекламе, "Рекламное измерение", 1994-1998 гг. (обзор опубликованного ранее прогноза).

  5. Ерёмина Н.А., Internet-дискуссия: «Задачи, связанные с организацией тренинговой/консалтинговой фирмы».

  6. Комарчева Л.Д., Как же обучал ТРИЗ сам Г.С. Альтшуллер?

  7. Соколов А.Б., Internet-дискуссия: «Прогноз развития тренингов/семинаров в СНГ».

  8. Соколов А.Б., 30 проф-вредностей в работе бизнес-тренера.

  9. Соколов Г. Б., 30 способов продвижения тренинговых и консалтинговых услуг.

  10. Электронная книга: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера).

12-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов в Москве


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian