Разновидность тренинга, возникшая в Великобритании как программа психологической и физической подготовки военнослужащих.
Использовался он и в «…США как программа психологической и физической реабилитации американских солдат после войны во Вьетнаме. Предприимчивые американские бизнес-тренеры мгновенно превратили эту программу в новую бизнес-услугу на корпоративном рынке. Так в конце 1990-х он проник и в Россию. Основной результат «веревочного курса» — получение навыков создания команды и работы в ней. Веревочный курс проводится на специально оборудованных площадках в лесу и состоит из «низкого» и «высокого» курсов. Благодаря упражнениям, в которых используются веревки, развивается командный дух, чувство доверия и уважения к каждому участнику.
С 2000 года к тимбилдингу, как к «чудодейственной панацее» при создании конкурентоспособной команды, стали обращаться заинтригованные взгляды HR-менеджеров российских столичных компаний. В России появился уже десяток организаций, которые обучили персонал технологии Rope Courses и под разными названиями — «веревочный курс», «лесной курс» и др. — стали предлагать бизнесу Rope Courses — «низкий» и «высокий» курсы. В пригородах столиц строились тимбилдинг-полигоны, «парки приключений», в которых по выходным можно было видеть менеджеров, увлеченных «строительством» своих команд».
Либо М.Г., Тимбилдинг: российский экстрим, журнал «Персонал Микс», 2006 г., N 1-2, с. 76-77.
ПРИМЕР УПРАЖНЕНИЙ ВЕРЕВОЧНОГО КУРСА. «Занятие состоит из двух блоков. Первый — разнообразные стратегические игры. Например, упражнение на доверие: человек с закрытыми глазами падает спиной на руки членов своей команды. Он должен быть уверен в том, что они его подхватят и удержат, то есть полностью довериться им. Другой пример — игра «Лабиринт», направленная на развитие коммуникативных навыков. Нужно преодолеть препятствия с завязанными глазами, держась друг за друга. Открыты глаза только у замыкающего цепочку. Он видит все препятствия и должен объяснить жестами, как их преодолеть, не произнося при этом ни слова. Например, хлопок по правому плечу означает — шаг вправо, по левому — влево.
Участники договариваются об этих условных сигналах перед началом движения.
Второй блок — индивидуальные задания, в которых команда должна сопереживать и подбадривать: участнику предлагается преодолеть свой личный «барьер» неуверенности и страха. Например, забраться на площадку на высоте 10-20 метров и прыгнуть с нее (со страховкой) на трапецию. Помимо традиционного «Веревочного курса» существуют различные нестандартные тренинги. [...] Например, программа «По следам Camel Trophy» — состязание в непростых условиях пересеченной местности, с использованием внедорожной техники, навигационного оборудования, радиосвязи и т. д. Тренинг обычно длится один - три дня. Участники сталкиваются с целым рядом реальных проблем, связанных с ориентированием, преодолением бездорожья, переправами через водоемы и овраги, буксировкой техники и т. д. В процессе тренинга разрушаются психологические барьеры, укрепляются межличностные отношения, развивается нестандартность восприятия, мышления, действий».
Симакин А., Team building, или Как создать команду мечты, в Сб.: Лучшие HR-решения [сборник статей], М., «Вершина», 2005 г., с. 163-165.