Данный педагогический прием был сформулирован после случая, когда начинающий педагог Антон Семенович Макаренко [1888 -1939] побил воспитанника колонии для несовершеннолетних.
«Первые шесть воспитанников, прибывшие в колонию имени Горького — отнюдь не беспризорные дети, а прекрасно одетые парни, уже участвовавшие в квартирных кражах и грабежах. С вежливой небрежностью выслушивая не то предложения, не то просьбы воспитателей съездить за водой, расчистить дорожки от снега, наколоть дров, они весело и глумливо отказываются от этого. Нужны дрова — парни ломают деревянную крышу сарая. Делают они это с шутками и смехом: «На наш век хватит!» В отношениях воспитанников и воспитателей с каждым днем все резче проступает наглая издевка. Дело кончается неожиданно. Когда в одно прекрасное утро воспитанник Задоров в ответ на предложение пойти порубить дров для кухни заявляет: «Иди сам поруби, много вас тут!» — заведующий с размаху ударяет его по щеке. Потом в запале дает ему еще несколько пощечин.
В состоянии «дикого и неумеренного гнева» заведующий ставит перед воспитанниками вопрос с ультимативным «или...»: «Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!»
С этими словами он уходит из спальни. После этой кульминации-катастрофы, после очевидного «педагогического падения» заведующего наступает вовсе неожиданная развязка. Разнузданные хулиганы послушно идут вслед за заведующим к сараю, где все вместе вооружаются топорами и пилами. В лесу, к удивлению заведующего, «все прошло прекрасно». Мало того, в перерыве «Задоров вдруг разразился смехом:
— А здорово! Хахахаха!..
Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой:
— Что — здорово? Работа?
— Работа само собой. Нет, а вот как вы меня съездили!
Задоров был большой и сильный юноша, и смеяться ему, конечно, было уместно. Я и то удивлялся, как я решился тронуть такого богатыря...»
Таранов Павел, Секреты поведения людей, М., «ФАИР-ПРЕСС», 2005 г., с. 129-131.
Можно предположить, что этот яркий случай хорошо запомнился всем и иногда применялся в колонии уже со стороны сплоченного коллектива по отношению как отдельных воспитанников, так и новых групп.