Предполагает замену пассивного типа обучения (например, лекций) на обучение в составе рабочих групп, занимающихся реальными бизнес-проектами или социальными инициативами. Эти проекты могут быть общими для всех или индивидуальными.
В основе обучения – добывание нужной информации, конкретные планы действий, проверка и обсуждение достигнутых результатов, взаимообмен знаниями и опытом.
(Сама идея "обучения действием" не является новой и в области традиционной педагогики, она известна в школах США со второй половины XIX века под названием «Метода проектов». Одним из пропагандистов подхода был американский философ Джон Дьюи (1859 - 1952), подчеркивающий схоластический характер школьного образования. В свою очередь, применение в школах самого "Метода проектов" неоднократно подвергалось критике, как не дающего ученикам систематического образование…) В литературе появление этого метода обычно связывается с идей англичанина Рега Реванса, предложившего формулу: L = P + Q, что означает, по мнению автора, что обучение (L) происходит в результате комбинации имеющегося знания (P) и способности задавать проницательне вопросы (Q).
ПРИМЕР. Один из опытов Курта Левина, проведенный еще в годы Второй мировой войны, ставил своей целью установить, как повысить употребление американцами различных мясных субпродуктов (почки, сердце, желудок и т. п.) в условиях дефицита мяса, предназначенного главным образом для армии. «Словесная пропаганда субпродуктов, разъяснение их ценности и взывание политиков к патриотическим чувствам американцев особого успеха не имели. Левин задался целью с помощью экспериментов выявить факторы, повышающие эффективность акций по сокращению потребления гражданами мяса за счет более широкого использования субпродуктов. Он провел эксперименты с определяющими лицами домашнего меню — домохозяйками. Они были разделены на две группы. Одной группе была прочитана насыщенная многочисленными фактами разъяснительная лекция. Спустя некоторое время было выявлено, что лишь 3% присутствовавших на лекции женщин стали подавать на стол одно из предлагаемых блюд из субпродуктов. В другой группе была организована дискуссия. После короткой разъяснительной беседы домохозяйкам было предложено поговорить о том, как «люди, подобные вам», могут преодолеть препятствия на пути использования новых продуктов. Тех женщин, которые собираются использовать некоторые из субпродуктов в ближайшее время, попросили поднять руки. В результате такой дискуссионной формы работы с домохозяйками 30 % из них, т. е. в 10 раз больше, чем в первой группе, стали готовить блюда из субпродуктов».
Пугачев В.П., Управление свободой, М., «КомКнига», 2005 г., с. 39-40.