Термин происходит от греческого термина «methodos» — «путь к...» и означает совокупность способов научного и/или практического действия, увеличивающих вероятность достижения результата при своём грамотном использовании.
Во все времена значение метода познания высоко оценивалось исследователями. Так, Френсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Рене Декарт называл методом «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Выдающийся физиолог И. П. Павлов писал: «Метод самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».
Часто понятия «метод» и «методика» употребляются как синонимы.
Совокупность методов образуют методологию.