На Западе бизнес-тренер, как правило, имеет базовое бизнес-образование. На формирующемся тренинговом рынке России часто работают лица самых различных специальностей: педагоги, психологи, философы, инженеры и т.п.
Согласно The Competent Trainer Standard (стандарт, разработанный International Board of Standards for Training, Performance and Instruction. IBSTI,1988, Bamngton), «Тренер должен:
- обладать способностью определять потребность группы в обучении и адаптировать материалы курса с учетом специфики работы компании и выявленных потребностей в обучении;
- знать аудиторию и ее ожидания;
- убедиться, что все необходимое для обучения наготове, имеется в наличии, находится в рабочем состоянии:
- обладать способностью устанавливать доверительные отношения с аудиторией, вызывать доверие группы;
- быть в состоянии управлять обучающим процессом: управлять дискуссией, отслеживать групповую динамику и т.д.;
- демонстрировать навыки эффективной коммуникации;
- обладать навыками эффективной самопрезентации (особое внимание «языку тела»);
- обладать способностью «схватить суть», уметь четко формулировать свои мысли;
- поощрять диалог;
- уметь вызывать энтузиазм обучающихся, их позитивное мышление, воодушевлять на применение знаний;
- уметь использовать и сочетать различные способы (мини-лекции, дискуссии, кейсы, письменные упражнения) и инструменты обучения (видеосюжеты, современные деловые игры);
- уметь пользоваться оргтехникой: ПК, проектором, мультимедийным проектором, видеомагнитофоном, видеокамерой;
- обладать способностью к анализу, способностью оценить, насколько успешно обучающиеся справляются с заданиями;
- быть способным к самооценке, уметь оценить точность установочных формулировок к заданиям для обучающихся, последовательность изложения, оценить, удается ли достигать целей обучения;
- уметь максимально точно, полноценно и корректно представить информацию, полученную во время подготовки и проведения тренинга в письменном или устном виде с анализом (интерпретацией) и оценкой результатов обучения».