Термин введен Д.Б. Богоявленской и понимается как продолжение мыслительной деятельности человека за пределами заданной ему и решённой им задачи, причем это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами человека, ни внешней оценкой работы. Данный признак может использоваться как критерий оценки творческого потенциала личности.
Д.Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня интеллектуальной инициативы.
Первый уровень – стимульно–продуктивный, когда человек достигает решения при самом добросовестном использовании найденного способа / решения.
Второй уровень – эвристический. На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную инициативность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Имея достаточно надежный способ решения, человек продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи. Что проводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения.
Третий, высший уровень интеллектуальной инициативности – креативный, в котором обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приемом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри, сам, без внешней стимуляции, ищет наиболее совершенные, более высокого уровня обобщенности способы их решения.
Богоявленская Д.Б., Интеллектуальная активность как проблема творчества, Ростов-на-Дону, 1993 г.