- обеспечение достижения групповых целей;
- сохранение группы как целого;
- разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые
они должны ориентироваться;
- определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Возможны четыре варианта поведения человека в группе:
- сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
- вынужденное подчинение группе под угрозой санкций;
- демонстрация антагонизма по отношению к группе;
- свободное, осознанное отвержение групповых норм».
ПРИМЕР. «Часто публика вносит свой вклад в закрепление нечеткой самоидентификации артиста-исполнителя: люди склонны обращаться с актерами так, словно не отличают их от персонажей пьесы или фильма. Иногда общественное восприятие навязывает актеру некую упрощенную схему поведения и требует от него вести себя в соответствии с этой схемой в реальной жизни; поскольку такой примитивный образ отличается от подлинной личности человека, то актер может полностью потерять почву под ногами. Джеймсу Дину навязывали образ ребенка, сбившегося с пути истинного, Мэрилин Монро — жеманной и глупой блондинки, Джону Уэйну — «крутого парня», а Марии Каллас — эгоцентричной примадонны. В отдельных случаях такое давление общественного мнения наносило вред психическому здоровью актера, а подчас и становилось причиной его смерти».
Г. Вильсон, Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники, М., «Когито-Центр», 2001 г., с. 285.