Ролевая теория - объяснение поведения человека исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т.д.)
Каждая роль регулируется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и качествах. Ролевая теория объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания.
«Ролевые обязанности — это то, что человек вынужден делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают этого от него и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Воспитателю следует заботиться о развитии ребенка независимо от того, любит он его на самом деле или нет. Подозреваемый человек обязан стремиться сделать все, чтобы как можно скорее выйти из этой роли и сотрудничать в этом со следователем. В стандартизированных ситуациях согласованное действие облегчается благодаря тому, что роли связываются воедино установленным образом. Поэтому там, где каждый добросовестно исполняет свои обязанности, координация не вызывает осложнений.
Выступая в определенной роли, человек обладает правами по отношению к другим участникам. Его право образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него. Больной имеет право на то, чтобы врач испытывал сострадание к нему; офицер на то, чтобы его солдаты с достаточным старанием выполняли приказы. Поскольку роли тесно взаимосвязаны, эти ожидания оказываются взаимодополняющими: то, что составляет право для одного, является обязанностью для другого.
Один и тот же человек одновременно может реализовывать несколько различных ролей. Так, директор школы может быть в коллективе — руководителем, на уроке — учителем, для своих детей — отцом, для родителей — сыном, для жены — мужем, садясь за руль автомобиля—становится автолюбителем, приходя к врачу—пациентом и т. д. Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена тем, что каждый человек последовательно переходит от исполнения одной к исполнению другой конвенциональной роли.
Во многих детективных романах женщина—следователь прокуратуры почти ежедневно вступает в контакт с незнакомыми мужчинами и, выполняя свой долг, допрашивает их иногда по вопросам, которые считаются сугубо интимными. Она выполняет свои задачи, не смущаясь сама и не смущая подозреваемого до тех пор, пока на ней милицейская форма. Сняв ее, та же самая женщина не может и помыслить о том, чтобы заговорить с понравившимся ей молодым человеком. Форма—это символ ее особого положения, внешний знак, указывающий на ту роль, которую она исполняет в данном учреждении. Ожидания, которые каждый из нас приписывает другим людям, изменяются, когда мы переходим от одной роли к следующим.
Более того, одна и та же роль включает в себя многообразие проявлений. Например, учитель, будет по-разному вести себя со школьниками младших и старших классов, студентами-практикантами и другими преподавателями, с представителями Министерства образования, директором. Такая совокупность (или система) ролей называется ролевым набором. Можно выделить формальные роли, которые фиксированы в штатных расписаниях и служат для формирования различных учреждений и более крупных социальных структур. В процессе группового взаимодействия возникают также и неформальные роли. Примерами их являются роли типа «отличник», «душа общества», «классный клоун», «козел отпущения» и т. п».
Рогов Е.И., Психология группы, М., «Владос», 2005 г., с. 251-252.