Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Творческая эволюция


«Не нужно забывать, что 99,7% времени наша планета существовала как им¬перия бактерий. История гоминидов началась 40-50 000 лет назад. История человечества в собственном смысле - это всего лишь последние 10 000 лет. Информационная же циви¬лизация началась в XX веке. […]

Гениальность Дарвина в том, что он нашёл два простых правила, действующих миллиарды лет на всех кругах жизни. Во-первых, нарастает биологическое разнообразие внутри видов. Во-вторых, происходит непрерывная селекция этого многообразия в каждом поколении через половой фильтр и смерть индивидов. Половые клетки являются главными переносчиками перемен, а организм - своего рода инкубатором, ковчегом эволюции. Устройство соматических клеток сильно зависит от условий их возникновения. Поэтому природа в каждом поколении избавляется от ненужных «отходов» эволюции - всех клеток организма, кроме половых. В гаметах, попавших на новые круги жизни, фиксируются изменения, а новизна осваивается свежими поколениями организмов. Дарвиновский эволюционизм нашёл первые природные мосты, соединившие прошлое, настоящее и будущее в эволюции планеты. Вот почему через 150 лет после смерти Дарвина индекс его цитируемое бьёт все рекорды. Дарвин остается самой легендарной фигурой в биологии. В наше время его идеи так или иначе приложимы ко всему, что живёт, дышит и двигается. Без идей Дарвина невозможны современная биология, кибернетика, социология, культура, экономика. Эволюционизм не только упорядочил многое из того, что относится к прошлому, но и захватил будущее. Каждое новое поколение биологов после Дарвина продолжает находить свежие идеи или способы, чтобы заглянуть в будущее через прошлое. […]

Дарвин первым почувствовал, что построенная им картина эволюции имеет внутренние дефекты и недоработки. Он записал в своём дневнике: «Мой мозг незаметно превратился в машину дробления и крушения целой жизни на факты и мысли, подходящие для теории. Но какие-то высшие функции наблюдения при этом незаметно оказались утерянными».

Важно, что в информационно бедной среде более эффективно работает элиминация наихудшего, тогда как в богатой информационной среде появляется возможность копить и отбирать наилучшее. Информационная техносреда уже создала мощные ловушки памяти, помимо эпигенетической памяти головного мозга. С помощью информации можно не только не делать ошибок, но и развивать таланты к выживанию в самых разных направлениях. Сотрудничество с миром порядка, разума выводит человека на земле на но¬вые круги коллективного выживания и творчества вне режима «клыков и зубов».

Наиболее ярко заговорил о роли индивидуумов и креативной эволюции Анри Бергсон, который в 1907 г. выпустил книгу «Творческая эволюция». Через 10 лет Бергсон за эти исследования получил Нобелевскую премию.
В отличие от Дарвина, Бергсон исследовал эволюцию самых сложных феноменов - творческого поведения.

В биологии того времени доминировал генетический детерминизм Вейсмана, который утверждал, что вся работа мозга предопределена генами. Вейсман полагал, что воображение, интуиция, креативность также обусловлена специальными генами в мозге. Бергсон же видел в человеке прежде всего творца по ситуации. Любое творчество становится внебиологическим явлением, поскольку перешагивает все инстинкты, адаптивное поведение. Поскольку фундаментальные науки о человеке в начале XX века находились в зачаточном состоянии, взгляды Бергсона на креативность человека далеко обогнали его эпоху. Он первым обратил внимание на то, что в богатых информационных системах силы адаптации и выживания в эконишах приобретают характер симбиоза либо кооперации. По его мнению, возникновение новизны происходит не столько с помощью ног и адаптивного ползания, сколько за счёт «креативных крыльев», поднимающих особь над ситуацией. […]

Любое творчество (выход из стереотипов поведения) поднимает особь над ситуацией и элементарным приспособлением. Такое поведение не может быть продиктовано войной или стрессом, поскольку преследует внутренние, а не внешние цели. Творчество - это особая разновидность поведения, навык, являющийся частью познавательного процесса с акцентом на коды восприятия новизны. Творчество иногда вступает в борьбу с инстинктом выживания и всеми правилами, сформулированными Дарвином».

Репин B.C. (член-корреспондент РАМН), Эволюция в свете системной биологии, журнал «Вопросы философии» 2010 г. N 11, с. 43, 37, 42 и 43.
Рекомендуемые источники:
Рекомендуемые инструменты:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian