Типичная задача научного блога – популяризация научного знания и/или PR Автора, его статей, книг, мыслей (первая либо вторая задачи могут преобладать).
Такая форма подачи информации, как блог, подразумевает «интерактив». Автор блога:
- публикует короткие заметки (часто эмоциональные, «личностно окрашенные») о новых публикациях, открытиях, событиях;
- размещает фотографии, видео-ролики и т.п.
- осуществляет так называемый «перепост» (перепубликация ссылок на статьи, новости, записи в других блогах)
К сожалению, ведение научного блога связано с рядом типичных проблем:
1. Эмоциональный, неформальный стиль (которым Автор блога быстро «заражается» после общения с развязными блогерами – комментаторами его сообщений) и общая атмосфера «блогосферы» провоцирует Автора использовать блог в качестве места, где можно «выговориться», выплеснуть свои эмоции, не особо задумываясь о качестве информации, её ценности для аудитории. В итоге в блоге (задуманном первоначально для популяризации науки) появляются:
- обсуждения политиков или даже футбольных матчей;
- «Интернет-приколы»;
- «потоки сознания» в стиле: «Вот мне вчера за ужином взгруснулось…» и иные формы публичной психотерапии.
2. К сожалению, число откликов, вызываемых сообщением в блоге (что можно оценить по количеству комментариев) может слабо коррелировать с научной ценностью этого сообщения.
Например:
- сообщение о интересном семинаре в МГУ вообще никем не комментируется;
- фото «забавного кота» вызывает несколько десятков комментариев умиляющихся читателей;
- обсуждение «что вчера сказал Президент» превращается в перепалку длиной в несколько сотен сообщений, которые даже самому Автору блога перечитать уже не под силу.
4. Для качественного ведения блога (тем более, научного) необходим регулярный новый контент.
Поэтому нужно:
- поддерживать контакт с ведущими Специалистами (с большой буквы);
- лично участвовать в профессиональных Конференциях, семинарах и т.п.
- следить за тематическими новостными лентами, в идеале на нескольких языках;
- читать специализированные издания (в том числе – зарубежные)