- сайт ВУЗа, НИИ, лаборатории
- Сайт учёного
- Сайт группы энтузиастов
- Сайт научно-популярного либо специализированного издания
- И т.п.
1. Часто перед научным сайтом ставится задача «просвещения масс», популяризации науки. Однако написание научно-популярных текстов – понятных и увлекательных, с одной стороны, и научно достоверных, с другой - искусство, которым владеет далеко не каждый специалист. К сожалению, нередко оказывается, что в Интернете «близкими народу» оказываются авторы такой категории, которой лучше бы держаться от науки подальше…
ПРИМЕР 1: Сообщение в научном блоге http://ivanov-petrov.livejournal.com/1642582.html:
...«ой, у нас к сожалению, мало хорошего популяризаторства. недавно нашла сайт (не буду указывать) дескать, школьные уроки но онлайн. учителя лекции читают по истории, биологии,математике и т.д. включила. учителя. читают. ужас!
бедные дети. уныло, тупо и скучно.
вот как можно скучно рассказать про средние века? ну вот как?! рассказали. так что я чуть не уснула. при чем таким канцелярско-книжным языком. гадость.
приходится читать Элементы, Антропогенез и блоги :)»
ПРИМЕР 2: «Это очень просто: 90% написанного в интернете на русском языке на антропологические темы – дилетантские фантазии. Хотя бы потому, что профессиональных антропологов у нас на всю страну около сотни, активно действующих – человек тридцать, наверное. В интернете никто из них регулярно не пишет (у кого-то других забот хватает, времени нет, а многие с интернетом не дружат, поскольку, как грустно пошутил однажды один великий антрополог, «средний возраст сотрудников института больше средней продолжительности жизни по стране»), я знаю лишь одного, кто достаточно активен в этом смысле. Принцип прост: кто работает, у того нет времени на разговоры в интернете. Конечно, иногда кто-то даёт интервью или иначе проявляется, но это от раза к разу. А большая часть написанного исходит от людей, «интересующихся», но не имеющих специального образования и квалификации. Причём обычно эти люди даже не подозревают, что образование и квалификация необходимы, считая, что уж им-то есть что сказать, что уж про человека-то они всё знают.
[...]
Толпы народа без знаний, эрудиции и понимания сути и деталей хотят сказать что-то своё, благо интернет широкие возможности предоставляет. Они и говорят. Гораздо хуже, когда ещё и печатают и книги продают. Не хочу называть фамилий, чтобы им рекламу не создавать, но таких МНОГО. Больше, чем всех настоящих антропологов. Благо, что большинство из них перетирают свои псевдотеории лишь между собой и недолго».
Интервью с антропологом С.В. Дробышевским (к.б.н., ассистент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова)
2. Проблема интеллектуальной собственности: хозяева научных сайтов «из самых лучших побуждений» создают на сайтах библиотеки, где выкладывают, например, целые отсканированные книги. Естественно, о соблюдении чьих-либо авторских прав в данном случае и речи быть не может – см.: Корректное использование чужой интеллектуальной собственности.
3. Проблема получения нового контента для сайта (особенно в узкой, специфической области). Для этого нужна скурпулёзная работа с источниками и соответствующая квалификация.
ПРИМЕР (негативный): раздел новостей некоторого научного сайта (созданного при институте РАН) представляет собой перепубликации пресс-релизов с российских новостных лент, вместе со всеми ляпами наших горе-журналистов…Известны случаи, когда за подобные ошибки в «бумажных журналах» Высшая аттестационная комиссия исключала издания из своего «Переченя ведущих периодических изданий».
Важно: Хороший научный сайт по числу читателей может во много раз превосходить свои бумажные аналоги.
Пример качественного научно-популярного портала: http://antropogenez.ru