Изобретательские задачи, относящиеся к различным областям деятельности, могут иметь сходные технические и физические противоречия и способы их разрешения. В этом случае их называют задачами-аналогами. Задачи-аналоги используются как при обучении ТРИЗ, так и при выполнении новых разработок по ТРИЗ.
Вот что об этом писал в разные годы автор теории Г.С. Альтшуллер:
«Сегодня научная организация изобретательского творчества кажется чем-то необычным, но пройдет время, и немыслимой будет представляться нынешняя технология творчества, при которой общие принципы не фиксируются и каждую идею приходится «переизобретать» тысячи раз...»
Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, «Карелия», 1980 г., с. 126-127.
«После изучения 30-40 учебных задач текст АРИЗ-71 следует дополнить шагом 2-0:
2-0. Как решались учебные задачи, аналогичные по смыслу данной задаче?
а) Сущность данной задачи.
б) Техническое противоречие в данной задаче.
в) Задача-аналог.
г) Техническое противоречие в задаче-аналоге.
д) Что аналогично в «б» и «г».
е) Идея решения задачи-аналога.
ж) Как изменить эту идею применительно к данной задаче.
Следует помнить, что при использовании аризного опыта надо переносить смысл идеи, а не конкретную конструкцию».
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 279.
«Литература по ТРИЗ содержит свыше 1000 задач, упражнений, примеров. Даже сам по себе - без теории - это весьма сильный фонд: новую задачу нередко можно решить без всякого анализа - просто по аналогии с той или иной учебной задачей.
... Нестандартная учебная задача может быть использована просто в качестве сильного аналога: если появится однотипная задача, она может быть решена по аналогии, хотя и без гарантии высокого качества, которую дает стандарт.
Таким образом, информационный фонд ТРИЗ включает - кроме системы стандартов и указателя применения физэффектов - группу задач-аналогов. Эта группа постепенно обновляется и в целом обладает немалой «подсказывательной силой».
Альтшуллер Г.С., Похвальное слово подсказке, или использование учебных задач в качестве сильных аналогов, журнал «Техника и Наука», 1981 г., N 8, с. 19.
«При бесконечном многообразии изобретательских задач число физических противоречий, на которых «держатся» эти задачи, сравнительно невелико. Поэтому значительная часть задач решается по аналогии с другими задачами, содержащими аналогичное физпротиворечие. Внешне задачи могут быть весьма различными, аналогия выявляется только после анализа - на уровне физпротиворечия».
Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа, в Сб.: Правила игры без правил, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г., с. 28.