Данный термин обычно используется в двух основных значениях:
- более узкое: это понятие теории Константина Сергеевича Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии актёра. Реформатор театра считал необходимым, чтобы у актёра была сверхзадача: то, к чему он стремится, что мотивирует его действия в каждый момент, нечто аналогичное замыслу драматурга: «...но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста» (Станиславский К.С., Работа актера над собой, М., «Искусство», 1951 г.);
К.С. Станиславский видит сверхзадачу, например, в творчестве Ф.М. Достоевского: по его мнению, Достоевский всю свою жизнь искал в людях бога и чёрта, и это отразилось в «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых». «Бесах» и т.п.
ПРИМЕР. Автор термина любил приводить такой пример. В молодости он играл Аргана в комедии «Мнимый больной» Мольера, и свою сверхзадачу определил так: «Хочу быть больным». Но, несмотря на все старания, все дальше уходил от существа пьесы... Наконец он понял свою ошибку и переформулировал сверхзадачу: «Хочу, чтобы меня считали больным!», - это изменило контекст и всё сразу стало на свои места – установились правильные взаимоотношения с другими актерами (по роли - врачами-шарлатанами), зазвучал комедийный характер пьесы…
- более широкое: говоря о сверхзадаче человека обычно имеют в виду, что смысл его деятельности должен быть выше простого удовлетворения его повседневных нужд.
ПРИМЕР. «Что отличает ремесло от искусства, в чём пресловутая химия, определяющая разность их восприятия? Спору нет, не владея ремеслом, двинуться выше невозможно. Все художники Ренессанса были в первую очередь выдающимися ремесленниками. Но ремесло не должно быть самоцелью, оно - инструмент выражения чего-то большего. У Микеланджело выражает, у Себастьяна дель Пьомбо выражает, а у Боттичелли не выражает, хоть ты тресни. Я бы вешала у картин Боттичелли табличку: «Внимание, гламур эпохи Возрождения», журнал «Vogue» пятнадцатого века».
Полина Осетинская, Прощай, грусть, СПб, «Лимбус Пресс»; «Издательство К. Тублина», 2008 г., с. 83.