Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Cверхзадача, Cверх-задача


Данный термин обычно используется в двух основных значениях:

- более узкое: это понятие теории Константина Сергеевича Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии актёра. Реформатор театра считал необходимым, чтобы у актёра была сверхзадача: то, к чему он стремится, что мотивирует его действия в каждый момент, нечто аналогичное замыслу драматурга: «...но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста» (Станиславский К.С., Работа актера над собой, М., «Искусство», 1951 г.);

К.С. Станиславский видит сверхзадачу, например, в творчестве Ф.М. Достоевского: по его мнению, Достоевский всю свою жизнь искал в людях бога и чёрта, и это отразилось в «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых». «Бесах» и т.п.

ПРИМЕР. Автор термина любил приводить такой пример. В молодости он играл Аргана в комедии «Мнимый больной» Мольера, и свою сверхзадачу определил так: «Хочу быть больным». Но, несмотря на все старания, все дальше уходил от существа пьесы... Наконец он понял свою ошибку и переформулировал сверхзадачу: «Хочу, чтобы меня считали больным!», - это изменило контекст и всё сразу стало на свои места – установились правильные взаимоотношения с другими актерами (по роли - врачами-шарлатанами), зазвучал комедийный характер пьесы…

- более широкое: говоря о сверхзадаче человека обычно имеют в виду, что смысл его деятельности должен быть выше простого удовлетворения его повседневных нужд.


ПРИМЕР. «Что отличает ремесло от искусства, в чём пресловутая химия, определяющая разность их восприятия? Спору нет, не владея ремеслом, двинуться выше невозможно. Все художники Ренессанса были в первую очередь выдающимися ремесленниками. Но ремесло не должно быть самоцелью, оно - инструмент выражения чего-то большего. У Микеланджело выражает, у Себастьяна дель Пьомбо выражает, а у Боттичелли не выражает, хоть ты тресни. Я бы вешала у картин Боттичелли табличку: «Внимание, гламур эпохи Возрождения», журнал «Vogue» пятнадцатого века».

Полина Осетинская, Прощай, грусть, СПб, «Лимбус Пресс»; «Издательство К. Тублина», 2008 г., с. 83.
См. также:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian