Значительное снижение человеком профессиональных этических норм и - как следствие - своих профессиональных качеств.
ПРИМЕР из области журналистики: «Чтобы не углубляться в дальнейший разбор статей Кодекса профессиональной этики российского журналиста (это вам предстоит сделать при изучении дисциплины «Профессиональная этика журналиста»), перейдем к некоторым объяснениям. Что еще, кроме дискредитации профессии, утраты доброго имени и репутации, грозит журналисту, нарушающему этические нормы?
Во-первых, происходит постепенная самодисквалификация.
Журналист печатных СМИ, пишущий неправду или пишущий правду за взятку, неизбежно теряет собственную интонацию. А дороже собственной, уникальной интонации, отличимой от всех, - дороже ничего у литератора (теле- и радиоведущего) нет. Это его визитная карточка, его пропуск в историю, потому что если у пишущего творческого человека есть своя интонация, значит, он способен совладать и с менее тонкой материей - фактами. Интонация одна, фактов - миллионы. Интонация - корень, ствол и ветви; факты - регулярно осыпающиеся листья. Не будет интонации, фактам не на чем будет держаться.
Радиожурналист, несущий ложь в эфир, неизбежно портит свой голос. Это физиологический процесс и медицинский факт. Дело в том, что, когда человек врет, сам-то он всегда об этом знает. Голосовые связки лгущего человека, напрягаясь и наполняясь кровью, потом не могут расслабиться. Наступает фрустрация связок. Через некоторое время это приводит к заболеваниям горла, голос становится хрипловатым, теряет мелодичность, а интонации лишаются убедительности. Как следствие, слушатель перестает доверять этому голосу.
Во-вторых, утрачивается уверенность журналиста в своем собственном завтрашнем дне, поскольку появляется неистребимая жажда денег, то есть развивается стяжательство. Человек, охваченный этим недугом, не может остановиться, словно алкоголик. Начинается своеобразное соревнование между возрастающими потребностями и наличной мздой: кто кого обгонит. На творчестве все это сказывается быстро и прямо: мастерство, если оно и было, уступает пьедестал ремесленничеству. Остальное нетрудно довообразить.
Конечно, мы понимаем, что все эти перспективы могут и не произвести на студента журфака никакого впечатления, подобно надписи на сигаретных пачках с предупреждением от Минздрава. Или, если выразиться жёстче, никто ведь не верит в свою личную смерть...
В заключение надо отметить, что полный свод международных документов по профессионально-этическим проблемам журналистики занимает два очень толстых тома. Одно только это обстоятельство говорит о масштабах и сложности этой темы».
Черникова Е.В., Основы творческой деятельности журналиста, «Гардарики», 2005 г., с. 275-276.