«У новых религиозных движений и коммерческих культов есть одна особенность, отличающая их от традиционных религий - сначала человек попадает в секту, а потом уже осознает, куда именно он попал. И тут уже выхода два: либо срочно уходить, тем самым признавая, что до сих пор не понимал что делал, либо продолжать в том же духе, что и раньше, пытаясь убедить себя и окружающих, что это единственно верный путь.
Бизнес-схемы могут различаться и, конечно, держатся в тайне от рядовых членов, но неизменно приносят высокие доходы, поскольку позволяют эксплуатировать самые слабые места в человеческом сознании - идею спасения души, вечной жизни, желание постичь мир. Не все культы таковы, но в любом случае стоит обратить внимание на основные приемы выкачивания денег, хотя бы потому, что не все они очевидны.
К признакам коммерческих культов относят:
- Закрытость организации, отсутствие открытой рекламы продукции фирмы;
- Сеть дилеров, состоящая исключительно из членов организации;
- Распространение продукции из рук в руки и за наличные;
- Жесткая иерархия внутри организации, градация персонала по уровням посвященности в объективную информацию о фирме;
- Нестандартные формы контрактов между фирмой и сотрудниками. Например, сотрудник фирмы для распространения должен сначала выкупить товар за наличные;
- Организация фирмы по принципу финансовой пирамиды;
- Применение техник контроля над сознанием, формирование у сотрудников убеждения в высокой «миссии» фирмы;
- Активная прозелитическая деятельность, наличие сотрудников, получающих зарплату не за количество сбытого товара, а за привлечение новых членов;
- Культ личности основателя;
- Прикрытие коммерческих целей организации идеологией;
- Стремление работать за границей при наличии в своей стране широкого внутреннего рынка сбыта продукции;
- Отрицание необходимости контроля (например, медицинского) при употреблении продукта фирмы».