К элементам навигации относятся:
1. Непосредственно сами ссылки, размещенные на страницах сайта:
- текстовые ссылки (ссылки с определенных слов, фраз);
- графические (ссылки с элементов дизайна, фотографий, пиктограмм, баннеров и т.п.)
- ссылки для перемещения внутри конкретной страницы (так называемые «якоря») – что бывает важно, если страница содержит большой объем текстовой информации.
- текстовые
- графические
- выпадающие и т.п.
- простые (по ключевым словам)
- сложные (по набору критериев, например в каталоге товаров – по географическому расположению магазина, по дате публикации информации, по цене и т.п.)
5. Система адресации, существующая на сайте, также относится к системе навигации, поскольку один из способов, которым Посетитель может попасть на страницу сайта – это вручную набрать адрес страницы в адресной строке броузера
6. Кроме того, можно говорить и о так называемой «визуальной» навигации, упрощающей Посетителю поиск информации на конкретной странице сайта – например, главной. Этим задачам могут служить различные графические и текстовые элементы – заголовки, «айстопперы», пиктограммы, рамки, правильно организованная верстка сайта и т.п. Визуальная навигация особенно важна для крупных порталов, где в рамках одной страницы может находиться большое количество информационных блоков – новостных, рекламных и т.п.
К задачам навигации на сайте можно отнести:
- обеспечение юзабилити, упрощение поиска информации для Посетителя – сделать этот процесс интуитивно понятным и быстрым;
- удержание Посетителей на сайте (чтобы посетитель не покинул сразу сайт, а совершил полезную для себя «экскурсию» по сайту; в идеале – вернулся на сайт повторно);
- увеличение вероятности посещения Посетителем страниц, нужных владельцам сайта, и в итоге – совершения Посетителем определенных действий (заполнения формы заказа; совершения звонка и т.п.)
- улучшение индексации сайта поисковыми системами и т.п.
Хорошим тоном считается:
- возможность для Посетителя попасть с главной страницы сайта в наиболее важные разделы за 1 клик;
- возможность с любой страницы сайта за 1 клик вернуться на главную страницу сайта;
- возможность добраться от любой страницы сайта до любой страницы сайта не более чем за 3 клика;
- дублирование системы навигации (например, сверху и снизу); использование нескольких альтернативных способов навигации – чтобы Посетитель мог попасть на страницу несколькими способами – из меню, через систему поиска и т.п.
- учет технических возможностей различных Пользователей: система навигации должна позволять перемещаться по сайту Пользователям, у которых отключена графика, не отображаются флеш-элементы и т.п.
- визуальное выделение элементов навигации на фоне остальных элементов сайта (Посетитель должен после беглого просмотра страницы понимать: вот меню – вот реклама – вот содержательный текст – вот ссылка в тексте и т.п.)
- для упрощения - использование «стандартных» элементов навигации, например – стандартных пиктограмм:
- поиск по сайту – «лупа»»
- ссылка на главную страницу – «домик» и т.п.
- Где я нахожусь?
- Какие страницы этого сайта я уже посетил?
- Куда я могу пойти дальше?
а) использование только графического меню (либо только меню, выполненного в виде флэш-элемента) при отсутствии текстового меню;
б) желание владельца сайта разместить как можно больше информации на главной странице (якобы, для «удобства Посетителя») что приводит к перегрузке - например, появляется очень длинное меню с большим количеством ссылок (нередко – мелким, нечитаемым шрифтом), в котором Посетитель неизбежно запутается;
в) злоупотребление «всплывающими» окнами для просмотра информации – например, новостной (такие страницы становятся недоступными для индексации поисковыми системами)
г) отсутствие единообразной системы навигации на всех страницах сайта, доступных Пользователям. Так, часто владелец сайта уделяет основное внимание главной странице сайта, не понимая, что большое количество Посетителей попадает на сайт, образно говоря, «минуя фасад», т.е. сразу на внутренние страницы. Такая ситуация очень вероятна, если Посетитель приходит на сайт из поисковой системы;
д) «стихийное» усложнение системы навигации в процессе развития сайта, по принципу: «А давайте добавим еще раздельчик… А давайте вот здесь слева повесим большой мигающий баннер…», в результате вместо стройной когда-то системы навигации образуется «лоскутное одеяло»;
е) необоснованная «креативность» навигации сайта – нестандартный внешний вид и расположение меню; «витиеватые» названия разделов запутывают Посетителей сайта.
При создании сайта его удобство (в частности, удобство и понятность системы навигации) иногда тестируют на представителях целевой группы, для чего могут организовываться фокус-группы, приглашаться постоянные клиенты фирмы и т.д.
Оценка системы навигации входит в процедуру аудита сайта.