Термин, возникший после серии публикаций и телепередач и активно используемый на территории бывшего СССР в 80-90-годах XX века, которым назывались педагоги, использующие новые способы воспитания и обучения школьников. Обычно к таким педагогам относили следующих: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Н. А. Зайцев, А.А. Захаренко, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, Б.П. Никитин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.
Надо заметить, что далеко не все приемы, применяемые педагогами-новаторами были действительно новыми и пригодными к тиражированию в других учебных заведениях.
Можно указать ряд исторических личностей, также сделавших свои педагогические изобретения:
Сократ, Платон, Аристотель, Ян Амос Каменский, Селестен Френе, Станиславский К.С., Елена Паркхерст, Макаренко А.С., Джон Дьюи, Курт Левин, Капица П.Л. и многие другие.