Методика ролевого проигрывания жизненных ситуаций. В таком занятии можно выделить следующие этапы:
«1) постановка задачи, то есть определение поведения, которое нуждается в коррекции и тренинге;
2) инструктаж и обучение участников исполнению сцены запланированной ситуации;
3) разыгрывание ситуации;
4) моделирование желательного поведения;
5) отработка оптимального поведения в течение всего занятия;
6) получение обратной связи — остальные участники группы в конце занятия обсуждают поведение активных участников разыгрываемой сцены;
7) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку».
Старшенбаум Г.В., Психотерапия в группе, М., Изд-во Института психотерапии, 2005 г., с. 182.
ПРИМЕР. «Некоторые исполнители вместо внутреннего монолога прибегают к визуальным образам, символизирующим для них высшее достижение. Актер может представить себя в образе Лоуренса Оливье, пианист — в образе Ашкенази, певец — в образе Паваротти и т. п. Грандиозные фантазии такого рода эксплуатируются чаще, чем готовы признать некоторые исполнители, и есть основания полагать, что иногда такой прием оказывается эффективным. Некоторые исполнители, в прошлом не проявлявшие заметных успехов, стали выступать гораздо лучше после того, как под гипнозом им внушили, что они — знаменитые артисты, достигшие всеобщего признания.
В спорте оказался эффективным метод тренировки, получивший название ментальной репетиции (Suter, 1986). Обычно процедура начинается с прогрессивной мышечной релаксации. Затем спортсмена просят как можно более ярко и подробно представить себе картину правильно выполняемых движений (например, стрелок должен вообразить, как он попадает в «яблочко», баскетболист — как он изящно кладет мяч в корзину, а фигурист — как он безошибочно демонстрирует те или иные элементы программного выступления). Последующая проверка показала, что ментальная репетиция дает позитивный результат, даже когда применяется без дополнительной физической тренировки. Эта техника наиболее эффективна для развития навыков, включающих выраженный ментальный компонент и длительные, сложные последовательности движений (Feltz, Landers, 1983). К числу таких навыков относятся игра на фортепиано (или на другом музыкальном инструменте) и актерская игра».
Вильсон Г., Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники, М., «Когито-Центр», 2001 г., с. 334-335.