Управление стрессом.
Как правило, к основным факторам стресса в современном офисе относят:
«Неопределенность — самый сильный источник напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с этим фактором стресса, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему поручают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки закончить «А». Работник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния для сохранения спокойствия.
Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллег и подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием, когда жесткие требования воспринимаются как угроза самооценке сотрудника, а неподчинение провоцирует ощущение беспомощности и одиночества у начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Это типично для организаций, в которых существует смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудники испытывают дискомфорт: постоянно ожидают подвоха или интриги, находятся в готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.
Физическое переутомление. Сверхнагрузки — источник стресса в той степени, в которой они поглощают силы персонала, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело — работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем другое — часто задерживаться да еще трудиться в выходные. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы сотрудник избегает активности, не напоминает о себе лишний раз».
Гудимов В., Стресс-менеджмент, или как преодолеть постоянное напряжение на рабочем месте в Сборнике: Лучшие HR-решения, М., «Вершина», 2006 г., с. 264-266
Собственно управление стрессом включает: поиск истинных причин стресса и разработку профилактирующих мерпоприятий.