В Древнем Риме гладиаторов набирали из военнопленных, провинившихся рабов, преступников. В гладиаторы записывались и свободнорожденные из числа неимущих, которые давали клятву, что позволяют «сечь себя розгами, жечь огнем и убивать железом». Обучение гладиаторов осуществлялось в специальных школах — частных, общественных (городских) или государственных (императорских). Школами руководили управляющие (ланисты), в распоряжении которых находились тренеры гладиаторов для каждого вида оружия, а также вспомогательный штат: оружейники, повара, врачи и похоронная служба. В школах царила жесткая дисциплина, гладиаторов за малейшие провинности сурово наказывали: плети, кандалы и т.п. В то же время, физическое состояние и качественное питание обучаемых являлись предметом постоянной заботы и внимания.
«… действительно, именно в гладиаторских школах выковывались элитарные образовательные технологии и средства. Именно там изобретались сверхэффективные приемы владения различными видами оружия. Именно там в ходе масштабных экспериментов отрабатывались практики психофизического тренинга, направленного на управление своим состоянием, выработку бесстрашия и совершенствование личной эффективности. Доподлинно известно, что тренерами гладиаторов были созданы такие привычные для римской армии и современного спорта обучающие практики, как «бой с тенью» и использование чучела, а также утяжеленного учебного оружия».
Ширшов А. В., Занимательная история тренинга и консалтинга, СПб, «Речь»; «Генезис», 2007 г., с. 52-53.