Образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Известен ряд выдающихся личностей, не получивших систематического образования: археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани, просветитель Жан-Жак Руссо, изобретатель Томас Эдисон и многие другие выдающиеся люди.
Слабая сторона самообразования - несистематичность.
«Однако нередко это компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения. Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю»
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Большой психологический словарь СПб, «Прайм-Еврознак», 2005 г., с. 485.
В определенном смысле – особенно при появлении новых направлений деятельности – подходящих учебных заведений просто нет... Например, где могли окончить курс пилотирования изобретатели самолета братья Уилбер и Орвилл Райт / Wright ?..
Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами…