«Очень часто под «имиджем бизнес-тренера» понимают различные внешние атрибуты:
- модная одежда, прическа,
- манеры, улыбчивость, вежливость,
- точность, пунктуальность (например, минута в минуту приехал на встречу),
- умение «подать себя», например, показать блестяще оформленную презентацию в Power Point с множеством квадратиков и стрелочек.
- бизнес-тренер приводит неочевидные факты;
- по работе он лично знает ряд топ-менеджеров;
- демонстрирует знание специфики бизнеса Заказчика, его возможных проблем;
- делится отдельными «know how»;
- дает несколько полезных бесплатных рекомендаций, предупреждает Заказчика о возможных ошибках и т.п.
В течение нескольких лет, посещая специализированные мероприятия, я подметил несколько ошибок, совершаемых бизнес-тренерами, которые стремятся сделать себе PR:
а) Эпатаж.
Тренер, стремясь любой ценой выделиться и запомниться, устраивает «психическую атаку», демонстрируя свою оригинальность и, я бы даже сказал, «перпендикулярность мышления». Живой пример: на вопрос журналиста о бизнес-образовании в России тренер, не моргнув глазом, отвечает: «В России бизнес-образования НЕТ!». Возможно, на начинающего это и произведет впечатление. Более опытный и владеющий тематикой обозреватель недоуменно пожмет плечами... и больше не обратится к такому «специалисту» за комментарием.
б) Более радикальная форма этой ошибки: шоковая терапия.
Пример: бизнес-тренер, приглашенный на специализированное мероприятие, дабы поднять, как он считает, свой имидж и привлечь внимание, начинает (в привычной для его экстремальных тренингов манере):
— громко «задирать» ведущего и игнорировать его замечания;
— веером разбрасывать свои листовки;
— использовать в речи жаргонные и даже нецензурные выражения и т.п.
Да, такое выступление запомнится. Но на приличное мероприятие данного тренера больше не допустят — и будут абсолютно правы.
в) «Тыканье».
Тренер с ходу начинает обращаться на «Ты» к любому собеседнику, которого видит в первый раз, называть его по имени, порой ласкательно-уменьшительно: «Ты, Сашенька, неправильно меня понял». Такая демократичная манера распространена в определенных кругах. Но это не лучший способ добиться расположения собеседника.
г) «Стойкий продажный рефлекс».
Тренер не чувствует разницу между:
— общением с Заказчиком,
— беседой с журналистом,
— выступлением перед профессиональными коллегами;
- и в любом случае «включает презентацию», т.е. начинает привычно продавать себя, игнорируя квалификацию и интересы аудитории.
Резюмируя, правильный имидж бизнес-тренера по версии портала TREKO.RU: соблюдение общепринятых правил поведения + умение решать бизнес-задачи Заказчика».
Соколов А.Б., По одежке встречают, но провожают по уму, журнал «Тренинги в бизнесе», 2007 г., N 5, с.12-13.