Вид приемов, используемых преподавателем, тренером, и имеющих целью, с учетом исходной ситуации, наиболее эффективно сообщать учащимся знания, формировать у них навыки и умения.
ПРИМЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА (Речь идет о пионервожатом): «Но приемы — приемы были, и весьма разнообразные. Ну, например: он знал, что у него в отряде курят, и никогда не запрещал этого. Более того, много курил сам. Но чтобы получить у него сигарету (а больше их взять в Артеке было негде), ребенок должен был подойти к нему, попросить ключ от комнаты, сбегать в комнату (она, как уже было упомянуто, не запиралась, но дети-то этого не знали!), взять сигарету со стола, вернуться... а бегать в «Олимпийское» — не ближний свет... короче, он побеждал никотин не убеждением, а ленью, и к концу смены в отряде курил он один. Он, кроме того, постоянно подставлялся, умел быть смешным, он свое общение с детьми начинал краткой лекцией: «Дети, я толстый. Я знаю, что я толстый. Более того, я жирный. Шутить со мной на эту тему старо. Ищите у меня другие уязвимости».
Быков Д., Хроники ближайшей войны: Избранные статьи 1992-2005, СПб, «Амфора», 2005 г., с. 310.
Данный термин близок по значению к термину «тренинг-эффект», но если последние скорее обозначают психологические и социальные процессы, то педагогические приемы скорее отвечают на вопрос: «Что нужно делать?»
Как правило, квалифицированного специалиста отличает знание большего числа педагогических приемов и гибкость их применения.