«Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):
- развернутое объяснение учителя;
- сжатое изложение учебного материла по опорным плакатам;
- изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);
- работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
- письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
- ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей, записанных на магнитофонную ленту.
К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними.
Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета. Это «высвободившееся» время используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например, по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащимися с успехом усваивают за 2. [...] В.Ф. Шаталов применяет листы с опорными сигналами для того, чтобы учащимися в обобщенном виде запомнили содержание изучаемой учебной темы».
Рапацевич Е.С., Педагогика: Большая современная энциклопедия, Минск, «Современное слово», 2005 г., с. 588-590.