Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Тренинг тренеров [Материалы, присланные после 22 марта 2006 г.]


Вопрос N 1. Как лично Вы можете сформулировать, что такое "Тренинг для Тренеров" (краткое определение, цель, отличия от других тренингов)?


Моносова Анна Жоресовна,
директор по развитию компании «Ars Vitae»
http://www.arsvitae.ru
a_monosova@arsvitae.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

Я так понимаю, что тренинг для тренеров - это система обучения людей, которые будут потом обучать других в режиме тренингов. Дальше, если брать от нуля, это люди которые вообще никогда не вели тренинг. Тогда нужен достаточно длинный тренинг, бывают разные требования к длительности. У нас базовый интенсив – 12 дней. Можно вводить или не вводить разделение на тех, кто должен вести тренинги, и тех, кто тренинги должен разрабатывать. Человеку, чтобы провести тренинг, нужны навыки взаимодействия с группой, владение обратной связью, ораторские способности. Если говорить про разработку, то тут уже нужно понимание методологии. Очень хорошо, если человеку просто дать понимание того, как человек слышит, воспринимает, запонимает. Показать, как из этого рождается структура тренинга, какие там подводные камни. В базовом тренинге тренеров у нас первая ступень посвящена навыкам тренера, вторая – построению тренингов, и третья – тренингу в организации (как выявить потребности организации, как эффективность оценить, поддержать результат и т.д.)

Без этих вещей человек, на мой взгляд, не сдвинется как тренер. А вот когда он уже продвинулся, когда у него в принципе получается – уже очень хорошо бы искать свой стиль.Важно, чтобы была возможность у людей на этих тренингах для тренеров найти свой стиль и развиваться в нем.



Татьяна Михайличенко,
Директор по развитию и маркетингу компании TEAM SYSTEMS http://www.teamsystems.ru/


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- В России традиционно бизнес-тренер имеет психологическое образование, а на Западе это не является необходимым условием. Сама я начинала, как тренер работать с директором по персоналу из Канады. И ей от меня нужно было моё умение работать со взрослой аудиторией. На тот момент я была преподавателем вуза, и уже тогда у меня было пристрастие к интерактивному обучению.

Она мне дала инструментарий и буквально шаг за шагом вела за собой, не говоря уже о регулярной супервизии. Что называется - обучение действием. И у меня в сознании с тех пор отложилось, что Training the Trainers – это передача инструментария, а никак не знаний психологии, групповой динамики.

В Лондоне на выставке HRD я беседовала о профессиональной подготовке с коллегами, там тоже нет психологов среди тренеров. Если вы посмотрите на зарубежные сайты по трудоустройству, увидите, как представлены тренерские вакансии. Ищут специалистов с опытом работы в определённой области. Если это фармацевтическая компания – у тренера должен быть опыт работы в фармацевтике – не тренером. Когда человек пришел из профессии, он знает это дело изнутри, и при этом у него есть желание и способности передавать знание – то тренинг тренеров это вручение ему инструментария. Потому что тренинг – это навыки. Конечно, важно отследить динамику, какие-то моменты, связанные с психологией. Но все-таки основные моменты – это передача навыков. В этом случае, когда человек делал хорошо сам, умеет научить этому других, и ему подсказывают еще ходы какие-то методические – это идеальный вариант.

Длительные программы обучения – от нескольких месяцев до нескольких лет направлены на овладение новой профессией «с нуля». Наверное, они нужны в случае подготовки оргконсультантов и коучей. Там нужен большой объём специальных знаний. А в случае с тренером, когда нужно учить продавцов продавать – надо брать хорошо продающего продавца, давать ему инструментарий и отпускать «в поля». И там, за прилавком, говорить: парень, делай вот так и вот так. Это тренинг.

Становление тренера, могу вызвать недовольство коллег, это не психологический факультет МГУ, ЛГУ и прочее. Мой "респект" этим организациям, но это немного другое. Психологические тренинги – да, психотерапия – да. Там, где нужны эти аспекты. А когда это связано с деятельностью, с переговорами, с продажами, определёнными навыками – лучше профессионалов это никто не сделает. Мы в России, в СССР имели прекрасный институт наставничества. У меня есть подруга – кондитер. Опытным мастерам платили за то, что к ним «прикрепляли» молодых ребят, пришедших после училища. Они становились рядом со специалистом, и он им руками показывал, какая должна быть розочка на торте. Это профессиональный тренинг.



Жадько Наталья Викторовна,
Программный директор компании "Большая перемена",
http://www.boper.ru/


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

Пока мы писали «Тренинг для тренеров на 100%» – мы считали себя самыми умными. Понимание всегда дает колоссальный ресурс. Но когда определенный рубеж уже перейден, определенные результаты уже есть – появляется интерес к тому, о чем ты не знаешь и чего ты не умеешь. Теперь, написав книжку, не стесняемся того, что хотим повышать свою квалификацию. Всем нужно повышать квалификацию. Мы с интересом ходим, если нас приглашают.

Наш «Тренинг для тренеров. Новый взгляд» - это целостный и широкий контур для каждого тренера. Сейчас принято считать, что тренер – это человек, который владеет ассортиментом игр, открыто говорит и раскованно держится в аудитории. Это такой общепринятый мэйнстрим. Сегодняшний тренинговый рынок игровой, и представление о том, что должен уметь тренер, строится так: он должен знать эту игру, он должен уметь пользоваться этим тестом, он должен знать эту тему… Но проходит время, клиенты говорят: пробовали, знаем, никаких улучшений после. Причина проста – игровые тренинги дают игровые результаты.

Для того, чтобы учить быстро и качественно, нужно видеть системно, мыслить системно. Поэтому наш подход в тренинге для тренеров - это тренинг, который действительно решает задачи заказчика. Мы учим тренеров видеть и решать задачи. Мы учим проектному подходу в тренинге. На нашем тренинге мы даем рабочие инструменты анализа потребностей заказчика, аналитические навыки, инструменты разработки концепции, программы и методического обеспечения тренинга без игр, имитаций и манипулирования. И все это без наукообразия и занудства. Многие говорят: это было бы замечательно, но так не бывает... Но те, кто дошел – знает, что это возможно.



Анастасия Каслина,
менеджер по новым продуктам и услугам, компания Анкор,
www.ancor.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

Всегда считала, что формулировка "Тренинг для тренеров" сама за себя говорит. В моем понимании, это краткосрочная форма обучения призванная сформировать заданные навыки для тех кто ведет другие тренинги. Соответственно, его цель - повышение квалификации тренера по его ключевым компетенциям.




Саприн Максим Витальевич
консультант по управлению и организационному развитию, бизнес-тренер,
Институт Практической Психологии Личности «Генезис»
www.ippli-genesis.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

Тренинг для тренеров это возможность получить профессию тренера. ТТ бывают разные: для начинающих, для повышения квалификации, краткосрочные, длительные. Начинающим тренерам имеет смысл проходить долгосрочные ТТ. Потому что за 4-6 дней научиться этой профессии нельзя. К тому же в этой области ничто не учит так хорошо, как собственный опыт. Если начинать с нуля – то можно научиться только на длительной программе, где ты сумеешь осознать себя как тренера, а не как того, кто хочет зарабатывать как тренер. ТТ – ответственное мероприятие для начинающего. Ты входишь в новую энергоемкую и интеллектоемкую профессию. Ты тратишь время на получение профессии, которая с одной стороны будет тебя кормить, с другой – будет очень много требовать. Требовать, больше, чем многие другие профессии. Поэтому профессия тренера – это фокус большого количества знаний, умений и личностных качеств. Поэтому к выбору ТТ нужно подходить серьезно.

Вопрос N 2. Что нового - исходя из Вашего опыта -"Тренинг для Тренеров" может дать человеку, имеющему высшее педагогическое образование и опыт нескольких лет работы? Или опытному бизнес-тренеру?


Моносова Анна Жоресовна,
директор по развитию компании «Ars Vitae»
http://www.arsvitae.ru
a_monosova@arsvitae.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Я разделила бы опытных: обычный тренер, который умеет вести тренинг – ему тренинг для тренеров может дать возможность проанализировать свой опыт, найти трудные точки, и наоборот точки, где можно быть более ярким.

А для тренера, который и так уже очень яркий, интересный, известный – тоже важно поймать момент, когда этот тренер «закостеневает». Он все время делает одно и то же. Очень хотелось бы иметь возможность что-то перетряхнуть. Если он стал таким ярким, интересным – это человек творческий. Творческий человек начинает выгорать, если он ничего не меняет. Поэтому обучаться надо на любом уровне, просто немножко разному.

Я от многих успешных людей и тренеров, в частности, слышала, что на любом тренинге всегда есть инсайты, идеи, новые взгляды. Если человек позитивный, и к себе творчески относится, он из любого тренинга, из любой книжки извлечет что-то, что будет работать на него. А люди протестные, негативные - даже на обычного продавца их не научить, пока установка не изменится, на тренера тем более.



Татьяна Михайличенко,
Директор по развитию и маркетингу компании TEAM SYSTEMS http://www.teamsystems.ru/


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Это другое дело. Когда человек уже поработал и чувствует, что ему чего-то недостает – вот тут он выбирает какие-то тренерские школы, которые существуют на рынке в достаточном количестве, он выбирает себе гуру, супервизора, который бы ходил на его тренинги и говорил: дружок, левее, правее. Тут я считаю, можно делать «тюнинг». Посещать мастер-классы опытных коллег на фестивалях, выставках. Это другое.



Анастасия Каслина,
менеджер по новым продуктам и услугам, компания Анкор,
www.ancor.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Естественно, многое зависит от уровня тренера. Но здесь уместно будет привести слова А. Платонова, «В книге действует не сила писателя, а ищущая жажда читателя». Другими словами, все дело в том, что человек ищущий и жаждущий берет всегда больше чем то, кто просто ждет. Очевидно, продвинутому тренеру будет интересен обмен опытом, и тогда тренинг даст толчок для его развития. Если, конечно, не рассматривать вариантов, когда тренер приходит бездумно копировать технологию своего коллеги и занимается промышленным шпионажем.



Саприн Максим Витальевич
консультант по управлению и организационному развитию, бизнес-тренер,
Институт Практической Психологии Личности «Генезис»
www.ippli-genesis.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Опытному он, может, и ничего не даст, а малоопытному поможет. Ему нужно подходить к ТТ с ясно проявленными личностными и профессиональными проблемами, вопросами, с которыми столкнулся в своей практике, и которые не может разрешить сам. Набранный опыт должен подвести тренера к осознанию своих сильных и слабых сторон, своего стиля. И от этого – к пониманию своего типа клиентов, с которыми он может эффективно и ненапряженно работать. Предрасположенность есть к тем или иным людям, к тем или иным типам тренинга. Недаром у тренеров есть свои тренинговые «коронки», за которые иногда не просто выйти. ТТ помогает расширить свой репертуар. ТТ может помочь в случае, когда ведущий сам не только сильный тренер, но и мощная личность. Когда помимо профессиональных методик дается еще мировоззрение, что собственно и является признаком «школы».

Выбрать «своего» тренера ТТ непросто. Для постороннего - это «кот в мешке». И рекомендации не всегда адекватны – у всех разные вкусы. Образовательный бизнес так устроен, что пока не попробуешь, вкуса не поймешь. И резюмируя: тренер может получить на ТТ более точное и глубокое осознание себя как профессионала, более острую «заточку» своих качеств под профессию. Потому что все профессиональные способности связаны с личностными возможностями. Поэтому если тренинг для тренеров не работает на личностном уровне, а только на техническом профессиональном, то здесь тренеру будет сложно повыситься. Набрать инструментария – он наберет. Но чем он работать будет? Работать-то ему собой. Главный инструмент профессии – он сам. И поэтому он себя должен оттачивать в первую очередь. А потом уже формальные техники.

Вопрос N 3. Какие отрицательные моменты на сегодняшний день не преодолены на рынке "Тренингов для Тренеров"?



Моносова Анна Жоресовна,
директор по развитию компании «Ars Vitae»
http://www.arsvitae.ru
a_monosova@arsvitae.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Хотелось бы какого-то общего языка. Чтобы существовало понятие "базового обучения". Чтобы человек приходил и говорил: я уже там-то этому обучился, теперь я хочу пройти следующую ступень.

По поводу стандартов - c одной стороны, хорошо что на нашем рынке появилась ASTD; с другой стороны – честно говоря, я не в восторге от того, что так интенсивно продвигается американский подход. С одной стороны хоть что-то будет, какие-то критерии; с другой стороны – не хотелось бы, чтобы одна какая-то система у нас превалировала и заняла все пространство. Хотелось бы больше возможностей договариваться действующим игрокам на рынке, вырабатывать стандарты и т.д. Этого больше всего не хватает.




Анастасия Каслина,
менеджер по новым продуктам и услугам, компания Анкор,
www.ancor.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Основная проблема - неструктурированность рынка, сложность с адекватностью заявляемых уровней реальным. Люди о себе говорят много, и это никак не подтверждается. Проверить можно только опытным путем, заплатив деньги и рискуя получить совершенно не то

Это проблема, касающаяся сертификации тренеров. Рынок регламентирует уровень тренеров совершенно стандартными, первобытными способами: Смог продаться - не смог продаться. Но репутация существует лишь для ограниченного количества имен, которые известны. Рынок растет и не успевает структурироваться. Существует большая гипотетическая его емкость и большая безграмотность клиентов.



Саприн Максим Витальевич
консультант по управлению и организационному развитию, бизнес-тренер,
Институт Практической Психологии Личности «Генезис»
www.ippli-genesis.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Тренинги для тренеров делают известные люди и организации, «пароходы и человеки». Есть тренеры грамотные и не очень, известные и в меру. Есть разные комбинации этих качеств . Вопрос – на кого попадешь. Понимая эту проблему я веду тренинг для HR-ов и начинающих тренеров: как выбрать тренера, как его оценивать, как не совершить ошибки. Потому что PR-упаковка сейчас у всех хорошая. А содержание еще попробовать надо. Даже если номинализировать какие-то критерии, упрощая их смысл – это помогает мало. Больше помогает чутье: «мой» - «не мой». Так прихожанам советуют выбирать священника...
Есть милый стереотип, дескать, «рынок отсеет все ненужное, рынок оставляет только лучшее». Это при условии обмена мнениями клиентов рынка. А обмена мнениями о «потребительских качествах» ТТ очень мало.

Мне кажется актуальной проблема – упрощение обучения и уменьшение доли психологии. Ресурсы людей, с помощью которых компания или тренер хочет достичь своих новых целей, решая конкретные задачи, лежат глубоко в их психологии. Они не подчиняются простым командам на «раз-два-три». Потребность в углублении обучения придет не скоро. Потому что хочется получить все и сразу.



Галина Сартан,
канд. психол. наук,
директор Тренингового центра «Катарсис»,
www.katarsis.ru


Интервью 23 марта 2006 г.

- У нас на тренинге мы обучаем отслеживать динамику группового процесса и думать, зачем ты делаешь это на тренинге. К нам приходят опытные тренеры, уже в состоянии этих самых булочек: «Нас приучали, что сначала должно быть знакомство, потом должны быть правила, потом разминочные упражнения. Когда мы год или 2 делаем по этому стандарту – мы напоминаем себе болванов». А когда спрашиваешь: а зачем собственно на этом этапе Вы вводите правила группы – осознанного ответа нет. «Так положено». И все, что мы делаем – это снимаем неэффективные шаблоны поведения, которые вбиваются к сожалению на многих тренингах, которые проводятся по 1-му типу. На такого рода тренингах специалист перестает думать, почему это так и зачем так вести тренинг по отношению к конкретной группе.

Тренинг тренеров – раз уж он так называется – это не тренинг новичков, которые никогда тренинг не проводили. Это тренинг опытных. Зачем опытных учить последовательности действий на тренинге? Опытный уже должен задумываться и сам решать как получить результат, под который заказан тренинг.

- Ваш прогноз развития этого рынка?

- Мы думали на эту тему и пришли к такой метафоре: если брать услугу, распространенную на рынке сейчас, ее можно назвать «Попса». Попса будет всегда. Потому что это легко продается, попсу – как говорят в шоу-бизнесе – «пипл хавает». Быстрый результат за небольшие деньги.

Если брать тренинги 2-й методологии – это уже напоминает «Радио Шансон». Уже не попса… Уже что-то такое «думающее» появляется. Хорошо бы, чтобы все шло в этом направлении, но это зависит от целей тех, кто учит вести тренинг. Если будет преобладать зарабатывание денег или «думание по шаблону – потому что так положено», то вряд ли пойдут в этом направлении.

А 3-я методология, экзистенциальная – это «джаз», это кино не для всех. Ему сложно научить, на нем много не заработаешь. Эффект не сиюминутный, не на большой аудитории. Хуже тиражируется.

В таком соотношении все идти и будет. Будут сериалы, художественные фильмы и кино «не для всех».

Вопрос N 4. Что, на Ваш взгляд, является наиболее перспективным на рынке "Тренингов для Тренеров"?


Анастасия Каслина,
менеджер по новым продуктам и услугам, компания Анкор,
www.ancor.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

- Думаю, перспективной, возможно, была бы консолидация грамотных людей, их объединение против шарлатанов. Но сейчас это очень тяжело, немедленно возникает конфликт тщеславий. Тренерам тяжело договориться. Методики часто бывают очень противоречивы, и выйти на более общий методический базис для них на данный момент невозможно.
Их единение может быть только вынужденным. А ситуация оставляет поле для жизни каждому тренеру и они отлично обходятся без сплоченной позиции.

Но рынок здоровеет потихонечку. Клиенты становятся грамотнее. Именно они могут задавать планку профессионализма для тренеров.



Моносова Анна Жоресовна,
директор по развитию компании «Ars Vitae»
http://www.arsvitae.ru
a_monosova@arsvitae.ru


Интервью на выставке "Кадровый менеджмент", Москва

Возможно, я скажу парадоксальную вещь, но мне кажется, что сейчас перспективно направление просто тренинга для тренеров, потому что профессия "тренер" из какой-то непонятной специальности должна стать и станет нормальной специальностью, когда тренеров будет очень-очень много. Поэтому перспективно направление нормальной подготовки тренеров, когда из большого процента людей можно сделать людей, способных обучать других. Обучение будет нормой.

И будет очень перспективным направление развития каких-то особых компетенций. Какие-то мастерские, на которых действительно сильный тренер будет делать так, чтобы люди, его ученики могли его превзойти.

E-learning, конечно, будет развиваться. Здесь еще пока что не так много наработок. Это перспективно, с учетом масштабов нашей страны.



Вернуться к списку вопросов »»

График Тренингов для Тренеров в СНГ »»

Подписка на электронную рассылку:

Тренеры и Консультанты СНГ: обучение и повышение квалификации. Конференции, семинары, тренинги, встречи Ассоциаций и Клубов »»


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian