Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Цикл Дэвида Колба и теория поэтапного формирования умственных действий

 Автор: Модестов Сергей Юрьевич,
к. пед. н., декан Высшей школы рекламы и PR СПбГУП

В западной литературе, посвященной образованию и тренингам, часто встречаются характерные моменты, цитирую: «Заслуга первых исследований в области стилей обучения принадлежит Дэвиду Колбу (David Kolb), который построил четырехступенчатую эмпирическую модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model).

Первая ступень, согласно Колбу, - это непосредственный, конкретный опыт, вторая ступень носит название рефлективного наблюдения, в ходе которого обучающийся обдумывает, что он только что узнал, затем следует ступень теоретического обобщения, когда человек вводит новые сведения в систему уже имеющихся знаний и устанавливает между ними связи. И, наконец, когда пройден и этот этап, наступает стадия эксперимента и самостоятельного применения новых знаний на практике, после чего, научившись, студенты могут начать строить собственные планы применения знаний». (К. Торн, Д. Маккей, Полное руководство по тренингу, М., «ИНФРА-М», 2002 г., с. 13-15).

Подобные утверждения появились и в отечественной литературе, посвященной тренингам.

Дело в том, что Модель Д. Колба является перепевом классической теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной отечественным психологом П.Я. Гальпериным с сотрудниками ещё в начале 1950-х гг. Впоследствии данная теория получила развитие работами специалистов по дидактике – в первую очередь, Н.Ф. Талызиной (Талызина Н.Ф., Теоретические проблемы программированного обучения. Изд-во МГУ, 1969). Она определила этапы формирования знаний.

Сравним этапы по Дэвиду Колбу с этапами в рамках теории поэтапного формирования умственных действий:

«Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов.

Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений.

Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.

Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений.

Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.» (Цитируется по: Нурминский И.И., Гладышева Н.К., Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся.- М.: Педагогика, 1991. - 224 с.)

После усвоения знаний их применяют на практике: формируют умения и навыки.

Также можно сравнить работу Д. Колба с моделью В.П. Беспалько, известного педагога (Беспалько В.П., Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977). Достаточно просто назвать основные части его модели:

«Уровни усвоения учебной информации:

  1. Понимание
  2. Узнавание
  3. Воспроизведение
  4. Применение
  5. Творчество»
Типы поведения учащегося по Д. Колбу сильно похожи на четыре типа темперамента по Гиппократу (5 век до н.э.):
  1. сангвинический,
  2. флегматический,
  3. холерический,
  4. меланхолический.
А еще более - на типы нервной деятельности по И.П. Павлову:

По И.П. Павлову
По Д. Колбу
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей. •  Мыслитель предпочитает сначала понаблюдать, поразмышлять, понять новое до конца, а уже потом действовать. Он склонен заново анализировать увиденное, испытанное и пройденное. Любит находить собственное решение, не любит, когда его торопят, и предпочитает иметь запас времени, чтобы найти решение в свой срок.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. •  Активист обожает узнавать что-то новое, получать новый опыт, он хочет сам все испытать и во всем сам поучаствовать. Ему нравится быть в центре событий и внимания, и он предпочитает занимать активную позицию, а не оставаться сторонним наблюдателем.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. •  Прагматик стремится найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действию. Не склонен углубляться в теорию. Любит экспериментировать, искать новые идеи, которые можно сразу опробовать в реальных условиях. Действует быстро и уверенно, подходит ко всему по-деловому, приземленно и с азартом берется за решение возникающих проблем.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.•  Теоретику присущи развитое логическое мышление и методичность, он предпочитает шаг за шагом продвигаться к решению проблемы, задает много вопросов. Для него характерна некоторая отстраненность и аналитический склад ума. Любит задачи, требующие интеллектуальных усилий, недоверчиво относится к интуиции и нестандартному мышлению, отдавая предпочтение построению моделей и систем.


Вывод: несложно заметить, что работа Д. Колба является переводом с научного на «кухонный».


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian