1. Определите способность, которую вы хотели бы смоделировать и воспроизвести. Постарайтесь точно определить эту способность.
Например, вы знаете человека, который умеет:
• легко завладевать вниманием аудитории и удерживать его в течение всего доклада;
• находить решение любой проблемы;
• легко вставать по утрам без помощи будильника;
• устанавливать реальные цели и успешно достигать их.
Решите, какую способность вам хотелось бы воспроизвести и в каком деле вам нужно будет ее использовать.
2. Найдите среди ваших знакомых людей, которые, по вашему мнению, достигли совершенства в какой-либо области. Выберите главного исполнителя. Убедитесь в том, что вы полностью осознали, что подразумеваете под совершенством. Определите совершенство с точки зрения того, что вы видите, слышите и чувствуете, когда ваш главный исполнитель проявляет эту способность.
3. Понаблюдайте за вашим исполнителем в действии, чтобы определить:
• что конкретно он делает, и как именно он делает это.
• любые особенности модели его поведения: понаблюдайте за движениями его глаз, мимикой и жестами.
• особенности его языковых моделей и фильтры, которые он использует.
• принципы и системы ценностей, которые проявляются в его действиях и выражениях.
4. Выясните конкретные детали, поговорив с вашим исполнителем. Во-первых, убедитесь в том, является ли целостным его состояние, когда он демонстрирует ту способность, которую вы решили смоделировать. Убедившись в целостности его, постарайтесь задавать ему вопросы только в настоящем времени, чтобы не разрушать его состояния, например: «Что вы видите?», «Что вы мысленно говорите себе?» и т. д.
Выясните, какова его позиция на каждом логическом уровне изменений.
Например:
• «Как вы воспринимаете окружающую среду?»
• «Что именно вы говорите и делаете?» (ответы полезно сравнить с вашими наблюдениями о том, что он действительно говорил и делал).
• «Что именно вы представляете?» (При этом обратите внимание на движения его глаз: они могут дать вам больше информации о его внутренней стратегии, чем осознанные ответы на этот вопрос). Если основные движения глаз соответствуют визуальным образам, то задайте, например, такой вопрос: «Что именно вы видите?».
• «Как вы оцениваете свои способности?» (одной из них является моделируемая вами способность).
• « Что вы считаете важным в настоящее время?» (выявление ценностей).
• «Каковы ваши взгляды и принципы?» (в отношении самого себя, других людей и данной ситуации).
• «Как вы оцениваете самого себя?
• «Как вы взаимодействуете с общей системой, частью которой вы являетесь?»
Помните о том, что в процессе моделирования необходимо использовать приобретенные вами основные навыки курса НЛП, особенно навыки создания раппорта.
5. Смоделируйте эту способность, выбрав другого исполнителя, чтобы сравнить результаты моделирования.
6. Воспроизведите модели мышления и поведения ваших исполнителей, чтобы усвоить их стратегию действий.
7. Проведите серию проверок воссозданной вами модели, отбрасывая каждый раз по одному элементу. В некоторых случаях, отбросив ненужные элементы, вы сможете улучшить качество процесса.
8. Объедините нужные элементы и воссоздайте окончательную модель.
С. Найт, Руководство по NLP, СПб, "Речь", 2001 г., с. 202-203.
Фрагмент любезно предоставлен издательством "Речь" www.rech.spb.ru.
 Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах