Общепризнанного определения слова «тренинг» не существует, поэтому просто приводим определения различных Авторов.
«В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» (Wilson, 1999: 4)».
Кеннет Фи,Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 34.
"Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в
интерактивной форме"
Источник: Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г., с. 11. "Опыт убеждает меня, что участнику тренинга лучше самому один раз сделать что-то неправильно, чем множество раз увидеть, как это правильно делают другие. Там, где нет интерактивности, нет тренинга.
Интерактивность понимается двояко: как собственная активность и как активное взаимодействие с другими людьми и получение от них обратной связи, информации о своих действиях. [...] Интерактивность предполагает право на ошибку и поиск иного пути. Если слушателям читается
лекция, то предполагается, что ее содержание «правильно» или приближается к правильному. Им важно лишь правильно его понять, запомнить, а потом суметь воспроизвести. Интерактивность предполагает поиск новых, заранее не предусмотренных путей. Лучшим может оказаться то, что возникло благодаря совместной деятельности в тренинге, а не то, что было заранее подготовлено. Такие новые достижения — не побочный, а один из важнейших основных результатов тренинга. В этом принципиальное отличие интерактивной формы обучения от всех прочих. С этой точки зрения обучение по заранее подготовленным материалам не является тренингом. Во многих
тренингах корпоративного обучения новым сотрудникам стараются передать определенные
знания, а не выработать новые совместно с ними. Интерактивность часто возникает спонтанно, как «излишняя активность» некоторых слушателей. С точки зрения некоторых преподавателей, она чаще лишь мешает «учебному процессу», так как отвлекает от заранее намеченного пути.
Однако сейчас наступили такие времена, когда многие преподаватели сознательно стараются включить интерактивный компонент в свои занятия, что называется, для оживления. Отлично! Важно лишь помнить, что интерактивность может привести к непредсказуемым результатам, и преподавателю нужно будет не столько оценивать правильность выполнения задания, сколько вырабатывать новое знание на основе того, что получилось. Именно не возвращать к первоначально предложенной концепции или модели, а вырабатывать новую. В тренинге появляются, а не только усваиваются новые концепции".
Источник: Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г., с. 12-13. Примечание Редактора портала TREKO.RU: замечу, что во время спонтанной интерактивности, участники обуения очень часто предлагают и делают типовые ошибки.
Л. А. Петровская (1982 г.): «
Социально-психологический тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения».
Ю. Н. Емельянов (1985 г.): «...Термин "тренинг" в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».
А. П. Ситников (1996 г.): «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций...»
А. С. Прутченков (2001 г.): «Слово "тренинг" не означает ничего другого, кроме хорошо известного нам понятия "тренировка"».
Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 69.
«Что же такое тренинг и что на нем происходит? Тренинг—особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе».
Гладышев С., Как вести себя на тренинге?, журнал "Обучение & карьера", 2005 г., N 35, с. 70.
«Тренинг. Любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание. (Эта последовательность может быть как тренингом на рабочем месте, так и вне его, семинаром, открытым пакетом инструкций или Интернет-программой.)»
Источник: Л. Рай, Развитие навыков тренинга, СПб, «Питер», 2003 г., с. 8.
«ТРЕНИНГ — ЭТО МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ. Термин «тренинг» (от англ. —
train, training) в русском языке имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, дрессировка. Между тем точного эквивалента в русском языке нет. Существуют различные определения тренинга как метода обучения взрослых. Например, тренинг — способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Или тренинг — метод создания новых функциональных образований (либо развития уже существующих), управляющих поведением. Большинство профессионалов руководствуются в своей работе определением тренинга, предложенным
Санкт-Петербургским институтом тренинга: тренинг — многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. С. И. Макшанов.
Кобзева В.В., Баранова Г.В., Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 70.
«Итак, тренинговый метод — это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью осуществления изменений в их жизни и в них самих».
Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 184.
«Бизнес-тренинг, с точки зрения традиционного образовательного подхода в учебных заведениях, это курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный разными формами и методами занятий, предназначенный для обучения сотрудников и руководства компаний. Идея дополнительного бизнес-образования появилась потому, что образование в высших учебных заведениях дает знания, которые, будучи адекватны реалиям современного бизнеса и производства, со временем устаревают».
Солтицкая Т.А., Тренинг продаж, Изд-во СПбГУ, 2004 г., с. 8.
«Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя».
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Словарь по педагогике, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005 г., с. 357.
«Что такое «групповой» тренинг? В определении группового тренинга нет ничего неожиданного. Групповой тренинг — это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек».
Д. Ли, Практика группового тренинга, СПб, «Питер», 2002 г., с. 12.
«В исключительно популярном в последнее время в практической психологии методе — тренинге особенно явственно присутствуют элементы игровой психотерапии. Психологический тренинг в целом, безусловно, можно отнести к игровому моделированию, а многие его модификации — к игровой психотерапии.
Курт Левин, первым использовавший тренинговые группы (
Т-группы), считал, что воздействия других людей на человека (упоминавшиеся «горизонтальные связи») — наиболее эффективный путь изменения его направленности и поведения. Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способствовать росту их коммуникативной компетентности, совершенствованию межличностного поведения, повышению эффективности управленческой деятельности и даже оптимизации мотивационной сферы и росту личности. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных группах (например, в «
группах встреч») придает возможность посмотреть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других».
Никандров В.В., Экспериментальная психология, СПб, «Речь», 2003 г., с. 416-417.
«Итак, будем считать, что
психотренинг — это специфическая форма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея — использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях».
Никандров В.В., Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга, СПб, «Речь», 2003 г., с. 11.
«Тренер — не значит преподаватель. Тренеру не нужно превосходить образованностью или умением того, кем он руководит. Вспомним спортивных тренеров. Едва ли они способны показать те же результаты, что их подопечные — тем не менее, их ценят и уважают воспитанные ими звезды. Тренеры помогают улучшить результаты, выявляя способствующие этому факторы — независимо от того, известны они были прежде или нет. Роль тренера заключается и в том, чтобы задавать вопросы.
Вопрос — самый действенный инструмент, которым располагает тренер. Точный вопрос, заданный в нужный момент, содействует продвижению больше, чем любые способы руководства.
Это подводит нас к другой фундаментальной составляющей тренинга — систематически способствовать реализации того, что ученику уже известно. Итак, подытожим сказанное о тренинге. На мой взгляд, это системный метод совершенствования посредством вопросов и руководства, с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданного уровня».
П. Берч, Тренинг, СПб, «Нева», М., «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003 г., с. 9-10. Примечание Редактора портала: на мой взгляд, здесь автор, мягко говоря, погорячился: "
Это подводит нас к другой фундаментальной составляющей тренинга — систематически способствовать реализации того, что ученику уже известно". При бизнес-обучении часто необходимы новые
знания.
«Тренинг — это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной
компетентности. В конце сессии тренинга ученик может научиться выполнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту. Тренинг может. быть формальным (например, обучающие курсы) и неформальным (например, инструктаж без отрыва от производства).
Подлинное обучение не происходит до тех пор, пока ученик не перенесет знание из обстановки тренинга в «реальный мир» и не осуществит устойчивое изменение своего поведения».
С. Торп, Дж. Клиффорд, Коучинг: руководство для тренера и менеджера, СПб, «Питер», 2004 г., с. 18.
«Виктор Каган описывает тренинг как совершенно особую форму обучения, опирающуюся не на декларативное, а на реальное знание и дающую возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Он отмечает, что «декларативное знание о вреде пьянства или курения, соблюдении десяти заповедей и т. п. мало что способно изменить в этом мире в жизни людей. Его логически завершенная форма — эрудиция, которую
Амбруаз Паре едко назвал «пылью, вытряхнутой из книг в пустой череп» (
Каган В. Е., Психотерапия для всех и для каждого, М., «ЭКСМО-Пресс», 1998 г.). Реальное знание может ничего не знать о десяти заповедях, но руководит поведением человека в точном соответствии им. Реальное знание — это «
знание» собственного опыта, а не информации. На наш взгляд, именно понятие «опыт» является общим и ключевым для понимания
психологического тренинга. Можно сказать, что групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия».
Евтихов О.В., Практика психологического тренинга, СПб, «Речь», 2005 г., с. 16-17.
«
Тренинг (от англ.
train — тренироваться) — в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой».
Пахальян В.Э., Групповой психологический тренинг, СПб, «Питер», 2006 г., с. 15.
«В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им
социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране.
Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.
Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Это очень широкое определение, которое охватывает любое обучение, в том числе и не только человека. Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений.
Другое определение тренинга дал Ю. Н. Емельянов: «Тренинг — это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89).
И. В. Вачков предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».
В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг (далее СПТ) определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении».
Источник: Пузиков В.Г., Технологии ведения тренинга, СПб, «Речь», 2005 г., с. 11-12.
"ТРЕНИНГ - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности".
Источник: Саруханов В. А., Словарь телевидения, или Что бы это значило?.., часть 2, СПб, "Всемирное слово", 2005 г., с. 178.
Приводим и ряд мнений, чьи Авторы сомневаются в возможности дать исчерпывающие определение слову «тренинг»: А. Н. Сухов: «Практически невозможно составить стройную и наглядную систему взаимосвязи и взаимодействия различных групповых методов» [Прикладная социальная психология / Под, ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.,1998 г., с. 249].
В. Я. Платов: «В настоящее время в мире используется более 2000 деловых игр» [Платов В. Я., Деловые игры: разработка, организация, проведение, М., 1991 г., с. З].
В. П. 3ахаров, Н. Ю. Хрящева: «Исчерпывающей классификации видов социально-психологического тренинга в настоящее время не существует» [Захаров В. П., Хрящева Н. Ю., Социально-психологический тренинг, Л., 1989 г., с. 4].
И. В. Вачков: «Разобраться в пестроте имеющихся видов и подвидов психотерапевтических групп и каким-то единственным образом классифицировать их все представляется занятием бесперспективным» [Вачков И.В., Основы технологии группового тренинга, М., 2000 г., с. 13].
Никандров В.В., Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга, СПб, «Речь», 2003 г., с. 39. Вернуться к оглавлению всех коллекций портала TREKO.RU  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах