Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Парадигма тренинга как наставничества


"В рамках этой парадигмы тренер уходит от позиции школьного или вузовского преподавателя, который сеет в массы разумное, доброе, вечное. Тренер-наставник выполняет роль человека, обладающего большим опытом в той или иной сфере, чем пришедшие к нему на тренинг клиенты: он — носитель не столько «правильного», сколько «проверенного» (представления о мире, отношения к нему, способов взаимодействия).

Он отчетливо осознает вариативность путей достижения цели и поэтому не пытается навязать один на всех в группе способ, а предлагает спектр возможных. В связи с этим тренер-наставник ориентирован не столько на формальный «конечный результат», [...] сколько на то, чтобы запустить процесс приобретения клиентами опыта, который будет продолжаться и в реальной жизни, после окончания тренинга.

Свою задачу тренер-наставник видит в том, чтобы создать необходимые условия для того, чтобы под его руководством клиенты могли сами «набивать шишки» в процессе непосредственного выполнения различных заданий, в которых специально моделируется, так или иначе воссоздается, конструируется осваиваемая на тренинге деятельность. Его девизом вполне могла бы стать фраза: «Истину нельзя вызубрить, истину нужно выстрадать».

Клиенты в парадигме наставничества занимают в целом субъектную позицию, они — младшие партнеры тренера. Их задача — в предложенных тренером обстоятельствах проявлять собственную активность, причем максимально возможную, чтобы искать и находить наиболее приемлемые для себя способы поведения. (Хотя это чем-то напоминает детский манеж: внутри резвись, сколько хочешь, но из него — ни-ни, поскольку там взрослая жизнь, а тебе еще рано!)

Тренер-наставник, как правило, готов взять на себя всю полноту ответственности только за создание необходимых для обучения условий, а вот ответственность за конечный результат склонен возлагать на самих клиентов (ведь каждый человек сам выбирает свой путь и, следовательно, должен сам «расхлебывать» все последствия этого выбора).

Позиция партнеров, пусть и младших, весьма импонирует большинству клиентов: они по-детски радуются открытости тренера, способного внимательно выслушивать даже самые банальные суждения и всерьез учитывать мнение каждого, что так нехарактерно для традиционной системы обучения (да и для тренинговых парадигм дрессуры и репетиторства тоже).

Специфика позиции тренера-наставника по отношению к клиентам наиболее ярко проявляется при сравнении с позицией типичного школьного учителя-репетитора.

Задача учителя-репетитора — «дотянуть» каждого ученика до соответствия «педагогическому идеалу», то есть существующему в данному обществе культурному нормативу (овладел государственным образовательным стандартом, следует общественной морали и т. д.); любое несоответствие этому нормативу — свидетельство плохой работы учителя. Можно сказать, что учитель-репетитор — это «специалист по выравниванию».

Хороший наставник не пытается подогнать всех под один шаблон, напротив, его задача — найти для обучающегося индивидуальную траекторию развития, которая приведет к максимальному раскрытию его потенциала. Как у настоящего мастера в театральном училище, каждый выпускник курса не похож на другого (два одинаковых «лица» — неудача педагога), так и у хорошего тренера-наставника каждый клиент обретает собственную систему паттернов эффективного поведения. Поэтому можно сказать, что такой тренер является «специалистом по неодинаковости» (по меткому замечанию А. Г. Асмолова)".


Вачков И. В., Дерябо С. Д., Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г., с. 142-143.


Примечание редактора портала TREKO: помимо известной и опубликованной у нас Классификации профессий Климова, приводим в развитие этой заметки менее изветную классификацию профессий по К.М. Гуревич:

"Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий. К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

  • профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

  • профессии, а которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;

  • профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности). Каждый тип профессии предъявляет определенные требования или иным способностям и качествам человека".

Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г., с. 198-199.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian