Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Тенденции и цифры, характеризующие рынок методической литературы


Темы популярных пособий, формула идеального фильма и т.п.

Темы популярных пособий «Помоги себе сам»

Том Батлер-Боудон проанализировал тематическую направленность ряда пособий направления «Помоги себе сам», издаваемых в США и пришел к выводу, что наиболее популярны книги следующей тематики:

  1. Сила мысли: измените свои мысли — тем улучшите свою жизнь
  2. Следуйте за мечтой: достижение и установка целей
  3. Секреты счастья: делайте, что Вам нравится
  4. Более широкая перспектива: смотрите на мир шире
  5. Душа и ее загадки: насладитесь собственной глубиной
  6. Создайте разницу: Измените себя и свой мир (например: Бхагавадгита, Библия, Ралф Эмерсон «Уверенность в себе»).
Источник: Том Батлер-Боудон, 50 книг и великих идей, которые помогут Вам изменить свою жизнь, М., "Астрель" 2006 г., с. 8-10.



«В основе экономики знаний лежат сейчас, прежде всего, но­вые информационный технологии. Чтобы осознать это, достаточно зайти в книжный магазин и сравнить место, занимаемое компьютерной лите­ратурой, со всем остальным. Одним из наиболее популярных и влиятельных научно-популярных журналов в этой области является еженедельник «Компьютерра» (тираж 64 000 экземпляров). Именно из него читатели узнали о рождении таких направлений, как спинтроника, квантовый компьютинг, раскопки данных, квантовые шифры и др. Академический жур­нал аналогичного направления «Информационные системы и вычисли­тельные технологии» имеет тираж в несколько сотен экземпляров, до не­давнего времени издавался на деньги спонсоров, выходит 4 раза в год. И вопрос о включении расходов на его издание н академический бюджет решался более четырех лет. Годы заняло включение журнала в список ВАК РАН. Классическая волокита».

Источник: Малинецкий Г.Г., Экспертиза – главная функция современной российской науки в Сб.: Наука России. От настоящего к будущему / Под ред. Арутюнова В.С., Лисичкина Г.В., Малинецкого Г.Г., М., «Либроком», 2009 г., с. 80.



«Как пишет в своей блестящей книге «Общественное животное» Эллиот Аронсон, американцы ежегодно тра­тят более 50 миллионов долларов на средства подсозна­тельного внушения (типа «Помоги себе сам») - аудио- и видеокассеты, в которые предположительно встроены скрытые сообщения, предназначенные для повышения самооценки, способности к запоминанию или сексуаль­ных возможностей».

Степанов С.С., Мифы и тупики поп-психологии, Дубна, «Феникс+», 2006 г., с. 226.



«... небывалый поток новых знаний означает, что каждая новая книга (увы, в том числе и эта) заключает в себе прогрессивно убывающую долю общего знания. А революция в издательском деле, дешевые, доступные издания уменьшают ценность книги как предмета в то самое время, когда быстрое устаревание знаний уменьшает ее информационную ценность. Так, в Соединенных Штатах одна и та же книга в дешевой бумажной обложке появляется одновременно на 100 000 книжных прилавков, а уже через месяц ее сменяет другое подобное издание. Таким образом, по сроку жизни книга приближается к ежемесячному журналу. И действительно, многие книги представляют собой не что иное, как «одноразовый» журнал.

Интерес публики к книге — даже очень популярной книге — постепенно угасает. Судя по списку бестселлеров, публикуемому в «Нью-Йорк тайме», средний срок жизни бестселлера быстро уменьшается. Разумеется, год на год не приходится, а некоторые книги выбиваются из общего ряда. Тем не менее если мы сравним первые четыре года, по которым существуют интересующие нас данные (1953-1956), с таким же периодом, но спустя десятилетие (1963-1966), то мы увидим, что в более ранний период бестселлер в среднем находился в списке 18,8 недели, а десятилетие спустя этот срок сократился до 15,7 недели, т. е. за десять лет средняя продолжительность жизни бестселлера уменьшилась почти в 1,5 раза.

Эти тенденции можно понять только в том случае, если осознать явление, лежащее в их основе. Мы — свидетели исторического процесса, который с неизбежностью приведет к изменению человеческой психики. Ибо во всех сфеpax жизни, начиная с мелочей вроде Твигги и кончая триумфальными технологическими достижениями, наши внутренние образы реальности в полном соответствии с возрастающими темпами внешних изменений становятся все более временными, недолговечными. Мы создаем и используем идеи и образы все быстрее и быстрее, и знания, как люди, места, предметы и организационные формы, приобретают все менее устойчивый характер».

Источник: Элвин Тоффлер, Шок будущего, М., «ACT», 2004 г., с. 185-186.



Как создать блокбастер / хит? (Выведена формула идеального фильма)

"Британский академик вывел формулу идеального фильма, который будет пользоваться неизменной популярностью у публики. Чтобы создать хит всех времен и народов, нужно всего лишь соблюсти 7 нехитрых правил, обеспечивающих кассовые сборы и успех у критиков. Это открытие принадлежит перу англичанки Сью Клейтон, режиссера по образованию и преподавателя искусства написания сценария Лондонского университета и Британского кинематографического совета. Для того, чтобы вывести заветную формулу, мисс Клейтон детально изучила самые популярные фильмы последних десяти лет на предмет общих черт, которые бы являлись своеобразными характеристиками успеха ленты.

И вот таковы результаты этого исследования: для того, чтобы фильм удался на славу (в смысле сборов, разумеется, художественная и культурная ценности тут не при чем), он должен состоять из нижеприведенных компонентов.
  1. 30% активных действий (с применением огнестрельного оружия любого типа, а также кинжалов, кортиков, сабель, шпаг, ножей, можно даже вил, буде они "особо бойцовыми", плюс всевозможные восточные единоборства, применения магической силы, а также самые обычные мордобои);

  2. 17% смешных моментов (шутки различной степени глупости, шаблонные комедии положений в миниатюре, глубокомысленные высказывания героев с претензией на юмор, анекдоты и прочее);

  3. 13% борьбы добра со злом (только так, чтобы зритель с нулевым IQ без усилий догадался, кто плохой, а кто хороший - причем добро должно победить практически перед финалом, а то зритель соскучится и уйдет есть попкорн в другое место);

  4. 12% любви, романтики и секса (ахи, вздохи, томные взоры и неземные чувства с непременными вставками из пункта 3 в процесс признания/соития, и желательно смертельной угрозы со стороны Зла одному из любовников);

  5. 10% спецэффектов (всевозможные компьютерные навороты только приветствуются, и чем они масштабнее, тем лучше);

  6. 10% сюжета, (историю с большим количеством событий среднестатистический зритель не усвоит - и забудет, с чего все начиналось);

  7. 8% музыки (в перерывах между мордобоями и погонями в качестве лирического сопровождения пункта 4).
Практически все блокбастеры последней декады в точности соответствуют этому канону: "Ноттинг-Хилл", "Влюбленный Шекспир", "Умри, но не сейчас", "Титаник", "Армагеддон", "Гладиатор", "День независимости", "Властелин колец", "Миссия невыполнима", "Матрица", - этот список можно продолжать еще долго. Исключением является, разве что, "Чикаго" - музыка там звучит на все 100%, но тут уж noblesse oblige, все-таки мюзикл, а не боевик".

Из баз данных экспертных систем.



«Деловитые американцы тратят свыше 500 миллионов долларов ежегодно на всевозможные психологические ру­ководства в стиле ноу-хау — «Думай и богатей», «Ваш путь «успеху», «Приемы эффективного лидерства», и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользу­ется за океаном огромной популярностью, но, увы, при­носит гораздо меньше практической пользы, чем обеща­ет. Сегодня, когда подобные руководства завоевывают всё больший успех и у нашего читателя, настало время разоб­раться, насколько им можно доверять».

Источник: Степанов С.С., Мифы и тупики поп-психологии, Дубна, «Феникс+», 2006 г., с. 21.



«В принципе любой человек может писать. Это подтверждает интернет-среда. Отклик на выступление обычного посетителя сайта часто больше, чем на выступление журналиста. Это говорит о том, что журналисты пока не осознали, чем они лучше непро­фессионалов, а значит, не могут использовать свои преимущест­ва. Сейчас журналисты газеты навязываются. Услышать чье-то мнение, получить справку, информацию — сегодня не пробле­ма. Проблема — получить неожиданные эмоции (а также неочевидное решение бизнес-задач – см.: Памятка Авторам TREKO.RU – Прим. Редактора портала). Будущее за теми газетами, которые смогут стать, образно говоря, скамей­ками, на которых будут появляться люди с интересными идея­ми, взглядами, мыслями. Эта тенденция уже сформировалась. Многие журналы сегодня держатся на колумнистах. Люди поку­пают журналы ради этих трех-пяти колонок, все остальное для них бесплатное приложение с картинками. Конечно, пока это справедливо только для 20 % аудитории, для тех, кто стремится к развитию, но издателям сегодня нужно иметь это в виду, чтобы быть востребованными завтра».

Третьяков О. А., Моя стратегия успешной газеты. Самоучитель главного редактора, М., «Вершина», 2007 г., с. 73.



«Исследование опубликованных работ по менеджменту по­казало, что могут быть выделены четыре основные категории деловой литературы.

Самая большая из них — книги, ориен­тированные на менеджеров младшего руководящего звена и обещающие научить читателей (как квазинаучное упражне­ние) делать определенные вещи лучше, чем раньше. Напри­мер, как наладить коммуникации, исследовать рынок, прода­вать или управлять. В США такие книги известны как книги из разряда «как что-то сделать» и продаются очень хорошо.

Вторая категория состоит из деловой литературы на тему «чему мы можем научиться у кого-то». Авторы таких книг исследуют внутреннюю деятельность крупных, как правило, мультинациональных корпораций. Они стремятся к тому, чтобы их читатели (якобы потенциальные магнаты бизнеса) извлекли определенные уроки из примеров успешных дей­ствий компаний. Одна из наиболее популярных форм данно­го жанра — воспоминания добившихся определенных достижений руководителей корпораций, которые подробно описывают свои управленческие стили или рассказывают о финансовых рецептах того, как стать «богатыми и знаменитыми». Из рассказов героев книг такого рода, казалось бы, следует, что для поко­рения «еще не взятых вершин» читателю достаточно повто­рить предлагаемый стиль поведения. В то же время тайный их подтекст подразумевает, что для этого необходимо быть гением, подобно самому герою (автору).

Третья категория деловой литературы, более непосредствен­ная, старается объяснить неуклонно усложняющийся мир фи­нансов, тайны фондовых рынков, особенности экспортной дея­тельности или чего-то еще.

Четвертая категория включает в себя книги, которые являются руководствами по выживанию, компасом, призванным помочь читателю справиться с трудны­ми временами. Джон Кеннет Гэлбрейт описывал этот раздел из­дательского бизнеса как «надомный промысел по предсказанию катастроф». В качестве примеров можно привести такие книги, как «Выживание в период Великой депрессии 1990-х» (Batra, 1988), «Как процветать в надвигающиеся трудные времена» (Ruff, 1979), «Кризис в сфере инвестиций» (Casey, 1983) и «Мегатренды» (Naisbitt, 1982)».

Источник: А. Хажински, Гуру менеджмента, СПб, "Питер", 2002 г., с. 69-71.



«Любопытны результаты опроса российских менеджеров про полез­ные книги на сайте E-xecutive. Часть опрошенных не ограничивалась в своем выборе только традиционными биографиями менеджеров и бизнес-литературой. В качестве рекомендованных руководителями была предложена и другая литература, например: повесть Николая Носова «Незнайка на Пуне» («очень доступный рассказ о капиталис­тических отношениях и управленческих техниках, в первую очередь о маркетинговых коммуникациях»), «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова («эта книга - наилучший стимулятор креативного мышле­ния»), «Мертвые души» Н.В. Гоголя, сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л.Филатова («помогает прогнозировать реакцию людей на замыслы, в управленческом консалтинге это необходимо»), романы Т.Драйзера «Гений», «Титан», «Стоик» и «Финансист», «Крес­тный отец» Марио Пьюзо («умение управлять людьми и оказывать влияние на людей, принадлежащих другим кланам: профессиям, со­обществам и т.д.»)».

Источник: Кобзева В.В., Баранова Г.В., Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 243.

См. также: Направляемое чтение



«Наживка», на которую привлекают читателей книги о ге­роях-менеджерах (как мультибиографические, так и псевдо­автобиографические) — практические примеры. Менеджеры — читатели таких книг ценят, что их авторы «были там и видели все это». Они тонули в море проблем и все-таки выплыли, воз­можно, понеся небольшой ущерб, на берег. Анализируя сери­ал Джона Харвея-Джонса для ВВС под названием «Troubleshooter» («Аварийщик»), журнал «The Economist» (1990) объяснял его успех у публики тем, что творческая группа пол­ностью игнорировала цифры, работу по «процеживанию» ин­формации и подавала проблемы менеджмента через восприя­тие оригинальной личности героя, а компании показывались через работающих в них самых разных людей (а не только боссов и балансовые отчеты).

Во-вторых, издательства осознали, что в случае, если им удастся создать новый рынок, тиражи книг по бизнесу взле­тят до небес, и соответственно разрабатывали еще более эффективные способы маркетинга высших руководителей ком­паний и их книг. Почему люди покупают подобные книги в таких количествах? Повесть о чем-то великом — освященная веками традиция, которая не ограничивается менеджерами и деловыми людьми. Большинство менеджеров-авторов стали знаменитостями еще до выхода в свет своих книг. Таким об­разом, они просто заняли свое место в одном ряду с телевизи­онными или кинозвездами, политиками, популярными ис­полнителями и членами королевских семей, чьи биографии и автобиографии всегда пользовались спросом.

Тиражи автобиографии Ли Якокки превзошли даже объем продаж книги Тома Питерса и Р. Уотермана «В поисках эффективного управления (совершенства)». Это отчасти может быть объяснено тем фактом, что немногие из высших руково­дителей крупнейших американских корпораций 63 раза появ­лялись в телевизионной рекламе товаров своих компаний или известны 93% домашних хозяйств США. Более того, лишь немногим из них доводилось «выходить живыми» из таких битв в советах директоров, в которых пришлось участвовать Ли Якокке. Таким образом, огромные тиражи его книги ча­стично объясняются высоким уровнем публичной известности, которого удалось добиться автору за время карьеры «на производстве»».

Источник: А. Хажински, Гуру менеджмента, СПб, «Питер», 2002 г., с. 91-92.



Один из основоположников современной экономической теории К. Фримен считает, что "современное изменение парадигмы можно рассматривать как сдвиг от технологии, основанной главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, основанной преимущественно на дешевых вложениях информации, почерпнутых из успехов в микроэлектронике и телекоммуникационной технологии".

Источник: Technical Change and Economic Theory / Dosi G., Freeman C., Nelson R., Silverberg G. and Soete L. (eds). - London., 1988.



«Сиквелы и имитации считаются успешными, если им удаётся достичь половины объема продаж ориги­нала. Книга «Правило четырех», первая в ряду очередных «кодов Да Винчи», принесла около 5% от объема продаж оригинального произведения».

Сказать свое «Му-у!», Не пытайтесь стать безупречным, просто будьте замечательным // Под ред. Сета Година, М., «Эксмо», 2007 г., с. 125.



«Такое глубокое разочарование в науке у значительной части рос­сийского общества наблюдается на фоне не только явного социального расслоения общества, но и на фоне интенсивного интеллектуального его расслоения. Согласно недавно опубликованным данным Левада-центра, 37 % россиян вообще не читают книг. Читают от случая к случаю - 40 %. Постоянно читают - 23 %. Только 4 % респондентов имеют свои библио­теки. В 1996 г. никогда или практически никогда не читали книги 18% опрошенных. Мало того, если раньше жители России отдавали пред­почтение толстым романам в твёрдом переплете, сегодня они вынуждены покупать покетбуки в мягких обложках. Одна из главных тенденций - ориентация издательств на серийно-типовую литературу. Как правило, это дешевые книги в бумажном переплете. У нас в стране, также по данным Левада-центра, из тех, кто читает постоянно, 24% увлекаются женскими детективами, 19% - женской про­зой, 18% предпочитают «российский боевик», 16% - историке-приклю­ченческую классику, 14% - современную историческую прозу, 11 % - русскую и советскую классику. В нехудожественной литературе лидируют книги о здоровье (25%), издания по кулинарии (20%), книги по специ­альности (20%)».

Источник: Ваганов А.Г., Научно-популярная журналистика и престиж науки в общественном сознании в Сб.: Наука России. От настоящего к будущему / Под ред. Арутюнова В.С., Лисичкина Г.В., Малинецкого Г.Г., 2009 г., с. 441.



«По данным Американской ассоциации продавцов книг, 70% взрослого населения Америки за последние 5 лет не посетили ни одного книжного магазина. Сред­ний американец прочитывает менее одной книги в год; 58% взрослых американцев после окончания средней школы вообще не прочитывают ни одной книги от корки до корки».

Источник: Брайан Трейси, Измени мышление – и ты изменишь свою жизнь, Минск, «Попурри», 2006 г., с. 229.



От Редактора портала:
  1. Мы готовы опубликовать на этой странице представленные Вами цифры, так или иначе характеризующие развитие рынка тренингов. Пожалуйста, присылайте их нам на e-mail: konf@treko.ru со cсылкой на первоисточник.

  2. Кроме этого, рекомендуем:

    - Викентьев И.Л., О книгах и изданиях по консалтингу и тренингам;

    - Викентьев И.Л., Как написать бестселлер? (механизмы импульсных и долгоиграющих произведений);

    - Тренинг-учебник


  3. Вы можете подписаться на бесплатную электронную рассылку TREKO.RU, где анонсируются новые публикации этого раздела: "Цифры и рейтинги из мира тренингов и консалтинга"
Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian