Альберт Эллис в разное время идентифицировал 12 общих «корневых» иррациональных идей, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.
Двенадцать основных иррациональных идей (A. Ellis, 1958):
- Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
- Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
- Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
- Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
- Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
- Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
- Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
- Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.)
- То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
- На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
- Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
- Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.
В группах тренинга я часто задаю участникам задание на дом: сформулировать собственные иррациональные идеи.
Привожу список российских иррациональных идей, полученный на выборке из 318 человек. Идеи расположены в порядке убывания частоты их встречаемости.
Российские иррациональные идеи 1. Я должен (должна)... Я должен брать ответственность на себя. Если тебя просят, ты должен помочь (Я должен дать то, о чем меня просят).
Я должен сочувствовать и понимать, опекать и защищать. Ты обязан отблагодарить (Я в неоплатном долгу; За услугу я должна быть благодарна).
Отказываться нехорошо (Я не должна обидеть отказом). Я никогда не должен терять самообладания. Я не должен воевать, ссориться, ругать. Я все должна делать быстро. Я должна нравиться. Я должна контролировать. Я не должна быть одна. Я должен вести себя правильно. Я не должна быть лидером.
Если я вижу несправедливость, я должна ее устранить. Я не должна платить за любовь. Я должна быть оригинальной. Я должен быть мужчиной.
Я должен превосходить других. Я должна быть великодушной. Я должна быть смелой.
2. Другие должны... Меня должны любить и не должны критиковать.
Люди не должны просить у меня денег взаймы.
Люди должны создавать вокруг меня атмосферу честности.
Люди должны быть справедливыми.
Все должны считать меня порядочным.
3. Все должны помнить... Русское «авось пронесет».
Если я долго работал, я больше заслужил.
Будущее важнее настоящего.
Идеи важнее человека.
Если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это наше.
Надо подчиниться мнению большинства.
Доброе дело не должно остаться безнаказанным. Работа с собственными иррациональными идеями бывает очень важной для участников. Зачастую им настолько важно точно и «узнаваемо» сформулировать собственные иррациональные идеи, что они теряют ощущение времени и чувство меры. Сессия анализа иррациональных идей из тренинговой превращается в терапевтическую.
Сидоренко Е. В., Тренинг влияния и противостояния влиянию, СПб, "Речь", 2003 г., с. 54-56. Фрагмент любезно предоставлен издательством "Речь" www.rech.spb.ru  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах