Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Как стать мастером?


Примечание Редактора: изначально этот материал был написан для школьников, но представляется что может быть полезен не только им...

"Часто приходится отвечать на воп­рос: как стать изобретателем? Иногда вопрос формулируют иначе: «Посмот­рите, пожалуйста, мой проект и скажи­те: получится ли из меня изобрета­тель?» Проекты обычно бывают очень слабые, но это ровным счетом ни о чем не говорит. В третьем классе меня од­нажды осенило: а что, если сделать «пустотный» дирижабль? Чем легче газ, которым наполнен дирижабль, тем больше подъемная сила. Отсюда гени­альная идея: если внутри дирижабля будет пустота, подъемная сила полу­чится максимальной. О том, что атмо­сферное давление раздавит такой дири­жабль, я просто не подумал...

Как же стать изобретателем?

Этот вопрос ничем не отличается от вопроса о том, как стать писате­лем, хирургом, архитектором, летчиком и т. д.

Стать профессионалом (в любом ви­де деятельности) в принципе может каждый. Нужно сначала получить среднее образование, а потом учиться еще лет пять-шесть. Для большинства специальностей есть учебные заведе­ния: училища, техникумы, институты. Если специальность новая, приходится учиться самостоятельно. Как человек становился кинооператором, скажем, в 1910 году? Самостоятельно осваивая эту специальность на практике. Как становились специалистами по ракет­ной технике в 1930 году? Опять-таки самостоятельно постигая новую специ­альность — но книгам, на практике, в группах изучения реактивного движе­ния. Многие становились ракетчиками, переходя в ракетостроение из близких отраслей техники: планерист превра­щался в специалиста по ракетным ле­тательным аппаратам, инженер по па­ровым турбинам брался за разработку турбореактивных двигателей и т. д. В конце 50-х годов начала формиро­ваться прогностика — наука о предви­дении будущего. Сегодня это обще­признанная наука, есть множество книг, издаются специальные журналы, проводятся конференции и конгрессы. Откуда же взялись специалисты по прогностике? Пришли в новую науку со стороны, сменив специальность. Раньше они были инженерами, эконо­мистами, историками...

Подчеркиваю: специалистом может стать каждый. Нужно учиться, вот и всё. Из тысячи человек, окончивших среднюю школу, наверное, вся тысяча может стать специалистами. Реально этого не происходит, но мы рассматри­ваем вопрос в принципе. Итак, тысяча из тысячи. А потом из тысячи специа­листов только сто становятся Мастера­ми. И опять-таки надо подчеркнуть: в принципе Мастером может стать каждый. Но реально Мастером стано­вится один из десяти специалистов, потому что за мастерство надо платить огромным трудом. Специалист напря­женно учится пять-шесть лет. Ну, де­сять лет. Мастер учится всю жизнь. Специалист работает семь-восемь часов в день. Пусть даже девять-десять. Мас­тер все время занят своим делом. Иногда говорят: «Посмотрите, какой талантли­вый человек. Все ему дается легко...» Это бессмысленный набор слов. Талант на 99 или на все 100 процентов состоит из труда.

Ну а дальше?

А дальше так: из десяти Мастеров один становится Гроссмейстером. И тут уже не все зависит от самого человека. Прежде всего, у общества должна по­явиться потребность в продукции, ко­торую может дать Гроссмейстер. Кто-то должен заказать Мастеру-архитек­тору уникальное здание, при проекти­ровании и постройке которого Мастер вырастает в Гроссмейстера. Есть и дру­гие внешние факторы. Нужно, напри­мер, чтобы область деятельности, в ко­торой работает Мастер, имела резервы для развития. В XIX веке было немало великолепных Мастеров, проектировав­ших и строивших парусные судна. Свидетельством тому могут служить хотя бы знаменитые чайные клиперы. Но Гроссмейстером кораблестроения стал часовщик, художник, изобрета­тель Роберт Фультон, построивший не­казистый пароход.

Когда спрашивают: «Как стать изобретателем?» — подразумевают не простого изобретателя, а Мастера или даже Гроссмейстера. Теперь вы знаете ответ на этот вопрос. Нужно сначала стать профессионалом - это в принци­пе доступно всем. А там будет видно...

Пока нет учебных заведений для подготовки изобретателей. Но работают всевозможные курсы, школы, общест­венные институты изобретательского творчества. А начинать надо с книг. Хотя бы с этой книги.

Много полезных сведений по теории изобретательства вы найдете в журна­ле «Техника и наука». Особенно инте­ресны часто публикующиеся статьи по применению физических, химических, геометрических эффектов.

Особое внимание советую обратить на изобретательскую страничку «Пио­нерской правды». Называется эта страничка «Изобретать? Это так сложно! Это так просто!» Смысл названия вам теперь понятен: трудно изобретать, не зная изобретательских приемов; много легче — если владеешь приемами и тре­нируешься, решая задачи".


Альтов Г., И тут появился изобретатель, М., «Детская литература», 1984 г., с. 99-100.


Примечание Редактора: Генрих Альтов - литературный псевдоним создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian