Учиться, повышать квалификацию, осваивать смежную или новую профессию – надо или очень хочется, а денег нет. Что делать? Приведенные в материале способы сэкономить на обучении испытаны на себе автором или теми, с кем автор лично знаком. Статья будет полезна как тем, кто хочет сократить свои расходы на повышение квалификации, так и руководству фирм, организующих краткосрочное обучение. Кроме советов временно бедным о том, как без вложения денег стать более умными, материал содержит подсказки о том, какие свои издержки или рутинные функции организаторы семинаров и тренингов могут частично переложить на плечи тех, кто страстно хочет на этих семинарах или тренингах побывать.
Испытано на себе: Организация, в сейфе которой лежит моя трудовая книжка, меня не учила ни разу – у нее на это средств нет. Издания, с которыми я периодически сотрудничаю, не учат внештатных авторов. При этом за последние несколько лет в моей «папочке тщеславия» появились 15 сертификатов и дипломов о прохождении семинаров, тренингов, практикумов и мастер-классов. В коллекции провинциальной журналистки свидетельства об учебе у специалистов «ТРИЗ-ШАНСа», Международного Центра управленческого и инвестиционного консультирования (IMI Консалтинг), Санкт-Петербургского Фонда развития бизнеса и др. Пройденные мной обучающие мероприятия я считаю качественными, методичными и позитивно сказавшимися на моем профессиональном уровне. Без оплаты я проучилась восемь раз, с разного рода скидками (включая 50-80-процентные) - пять раз, за полную стоимость - два раза, в том числе с оплатой из собственного кармана – один раз. Мое фактическое присутствие на еще нескольких однодневных семинарах и тренингах никак не документировано, поэтому в данной подборке не учтено.
ДАРМОВЩИНКА, или Бесплатные курсы, семинары и тренинги
Существует стойкое предубеждение, что качественное бесплатным не бывает. Во многом это мнение обоснованно – часть
бесплатных обучающих мероприятий действительно представляет собой развернутую презентацию товаров/услуг фирмы, организовавшей это событие. Однако, когда речь идет о новых/сложных/дорогих товарах или услугах, даже презентационный формат обучения может оказаться весьма полезен для расширения профессионального кругозора.
Испытано на себе: в июне 2004 года в Иркутске проходил
бесплатный однодневный семинар «Реклама в Интернете и возможности поисковой рекламы». Вели его главный аналитик отдела маркетинга компании «Яндекс» Алексей Амилющенко, главный редактор Яндекса Елена Колмановская и директор Яндекса по спецпроектам Андрей Себрант. Качественная подготовка семинара,
презентаций и раздаточных материалов, «звездный» состав ведущих, предусмотренный резерв времени для ответов на вопросы многочисленных присутствующих – все это сделало полученное на
бесплатном семинаре гораздо более понятным, практичным и применимым, чем полученное на иных платных.
Эффективность
бесплатных семинаров пропорциональна профессионализму слушателя и конструктивности его настроя. Идти на
бесплатные семинары с пассивно-обывательской позицией «ну и что нам тут покажут-расскажут» - бесполезно. Что нового я услышу? Какие вопросы я могу задать, пользуясь возможностью контакта с ведущим? Как максимально эффективно использовать время, которое я потрачу на этот семинар? Какие знакомства мне полезно завести на этой встрече? Заранее задав себе эти и подобные вопросы, можно значительно повысить КПД даже не слишком удачного мероприятия.
Как правило,
бесплатные семинары проходят в рамках:
- тематических выставок;
- профессиональных фестивалей и конкурсов;
- конференций.
Желая формировать круг лояльных клиентов среди профессионалов, фирмы-производители фармацевтических препаратов бесплатно учат врачей, производители стройматериалов ведут семинары по новым технологиям строительства и отделочных работ, производители программного обеспечения регулярно демонстрируют потенциальным потребителям возможности новых версий и т.п. Если уметь отфильтровывать полезную информацию от «втюхивания прайса организатора», то и такое
обучение может принести немалую пользу.
На интересные для профессионалов темы, но не всегда прогнозируемого качества
семинары проводят профессиональные объединения, творческие союзы, ассоциации, например, Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО).
Некоторые фирмы проводят
бесплатные или удешевленные «демо-версии» своих семинаров/тренингов для привлечения Клиентов на платные обучающие мероприятия.
Еще один способ бесплатного повышения квалификации -
участие в пилотных проектах, пробных семинарах-тренингах в качестве тестера/рецензента - Испытано на себе: прообразом ныне популярных интернет-стажировок, проводимых ООО "Сычев и К", Система "ТРИЗ-ШАНС", был в 1999-2000 гг. интернет-курс по постановке задач в рекламе и PR, который вёл Сергей Сычёв. На первый этап курса попали все, кто изъявил такое желание, прочитав анонс курса в рассылке "Новости Рекламного измерения". Нашей "платой" за обучение было тестирование текстов высылавшихся нам лекций, "шлифовка формулировок", оценка приводимых примеров. В том, что и бесплатное обучение может быть весьма эффективным, можно убедиться по материалам про разбор учебных задач в процессе дистанционного курса
- С. Сычев "Вернемся к нашим кальмарам
- С. Сычев «С белого входа»
и материалам, написанным позже выпускниками курса
- С. Сычев, А. Кавтрева, А. Опарин "Покажите мне целевую группу, и я переверну рынок"
- С. Думченко "... Бранятся или тешатся 2. Претензии рекламодателя к рекламистам"
- А. Каправчук "Подержал? Передай другому"
- А. Каправчук "Как вырастить любовь журналистов к своей организации"
- А. Опарин "картотека ЗАМЕЧАТелЬных идей"
- М. Болотный "Формальная сторона дела"
- А. Левитас "Прощайте старые грабли"
- А. Левитас "Я спросил у робота"
Без переписки с «однокашниками» сложно судить о том, как в реальности сложилась судьба проектов, бывших тогда материалом для коллективного поиска решений. Одно можно утверждать с уверенностью: Интернет-курс Александра Левитаса «Вольная журналистика», прообраз которого мы активно обсуждали тогда, в том числе и благодаря воплощению части идей коллег, стал самым популярным образовательным продуктом Центра дистанционного обучения KURSY.RU.
Особый кладезь мудрости для желающих бесплатно повысить квалификацию –
обучающие программы, реализуемые некоммерческими организациями за счет грантовых средств. Весьма качественные как очные, так и дистанционные образовательные программы в нашей стране и за рубежом становятся частью проектов по борьбе с коррупцией, по содействию становлению гражданского общества и независимой прессы, по защите окружающей среды.
Испытано на себе: мой четырехдневный тренинг по теме Managing Civil Society Organizations ("Менеджмент некоммерческих организаций") профинансировало в рамках проекта START Академии Развития Образования США Агентство США по международному развитию (USAID). НК «ЮКОС» и фонд «Евразия» в рамках программы по поддержке и развитию малого предпринимательства выделили грант на подготовку группы тренеров-консультантов, в которую я входила.
Увы, от халтуры не застрахуешься. Учить могут не тому, чему обещали; ведущий может быть в последний момент заменен; степень новизны выдаваемой информации – непредсказуема. С этим можно столкнуться и в случае платного, и в случае бесплатного обучения. Поэтому выбирать, идти или не идти на обучающее мероприятие, нужно не по единственному критерию «платное/бесплатное», а по системе более инструментальных критериев1. Тем более что платное для других иногда можно сделать бесплатным для себя. К КОМУ БЫ «ПРИСОСЕДИТЬСЯ»?
Способы бесплатного проникновения на платные семинары
Далеко не всегда в обучение необходимо вкладывать собственные средства или средства собственной кампании. Порой
в собственное обучение удается инвестировать бюджетные средства: средства федеральной программы «Электронная Россия», региональных программ поддержки малого бизнеса, муниципальных программ повышения квалификации управленческих кадров, средства государственных институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования врачей, избирательных комиссий и даже программ переподготовки по линии Центров занятости.
Виталий Владимиров, коммерческий директор «Байкал-Линк», г.Иркутск - Мне известны примеры, когда люди делают хорошую карьеру после обучения по направлению Центра занятости. Иркутскому Центру занятости мы предлагаем девятимесячную программу профессиональной переподготовки по менеджменту (управление персоналом, маркетинг и финансы) с государственным дипломом. Эти курсы почти убыточны для нас и дороги для Центра занятости, но пока живы. Есть пример, когда человек, пройдя обучение у нас от Центра занятости, составил нам же серьезную конкуренцию по некоторому направлению деятельности.
Еще один способ «присоседиться» актуален для работников бюджетной сферы. В обеспеченных регионах прогрессивное руководство периодически возгорается желанием в духе новых веяний обучить руководителей учреждений и муниципальных предприятий. Одни руководители воспринимают это с энтузиазмом, другие – как досадную обузу, бесполезную трату времени и сил. Попробуйте выразить желание
«подменить» направляемого на учебу начальника. Многим это удается.
Если Вы периодически оказываете разовые услуги некой фирме, то она вполне может пригласить Вас на внутрикорпоративный семинар. Еще перспективнее в плане повышения квалификации
зачисление в кадровый резерв предприятия или организации, регулярно обучающей своих сотрудников:
«резервистов» нередко учат вместе с «основным составом». Некоторые обучающие организации бесплатно учат не только своих сотрудников, но и тех, на кого возлагают надежды как на своих потенциальных преподавателей.
Если Вы ведете с кем-то
совместное исследование, высока вероятность, что при первой же возможности Ваш
соавтор/научный руководитель пригласит Вас бесплатно посетить свой семинар.
Представители СМИ вполне
могут «проскочить» через заградительные кордоны организаторов в первый день обучающего мероприятия как бы
с целью сделать репортаж или интервью, во второй – с целью согласовать написанное, в третий – с целью подарить ведущему экземплярчик газеты с публикацией о нем. А там, глядишь, или семинар кончится, или примелькаться успевают.
Сетевые компании проводят обучение своих дистрибьюторов бесплатно, по весьма умеренным ценам или в качестве награды за высокие показатели продаж. Если Вы считаете, что Вам нужен опыт активных продаж, то и работа в многоуровневом маркетинге, и
тренинги для "сетевиков" могут быть Вам полезны. С исследовательской точки зрения интересны используемые "сетевиками" методы "эмоциональной накачки" начинающих дистрибьюторов, способы формулирования достоинств и преимуществ продвигаемой продукции и то, как формируется сопричастность к высокой миссии фирмы.
Если Вы - розничный торговец, дилер, работник сервисного центра и т.п., можно попробовать обратиться к той
«большой» фирме, производителю или оптовику,
чьи продукты Вы реализуете, и попробовать убедить её, что вложить деньги в Ваше обучение - ей же и выгодно. В этом случае, продавая больше, Вы будете приносить больше прибыли тому, кто Вас обучил.
«Присоседиться» не к кому, потому что в вашей глубинке можно десятилетиями ждать и не дождаться приезда того, кого хотелось бы услышать? Если Вы очень хотите побывать на актуальном для Вас семинаре и готовы приложить усилия к тому, чтобы он состоялся - берите ситуацию в свои руки. Связывайтесь с преподавателем и узнавайте, на каких условиях он готов провести курс в вашем городе. Позиция
заказчика семинара гораздо более выгодна, чем позиция рядового потребителя. В роли заказчика, оператора, организатора Вы можете себе позволить торг о материальных условиях проведения семинара, обсуждение содержания и длительности курса. Ваша задача-минимум - собрать необходимую для окупаемости мероприятия группу. Будучи «хозяином» мероприятия, Вы сможете не только присутствовать на заказанном Вами семинаре, но и неформально общаться с приглашенным преподавателем на интересующие Вас темы.
ДЕШЕВЛЕ ПРАЙСА, НО НЕ ДАРОМ,
или какие бывают скидки на краткосрочное обучение
Ассортимент скидок, которые предлагают фирмы-организаторы краткосрочного обучения, достаточно широк. Те, кто организует тренинги, семинары, интенсивы, практикумы и другие краткосрочные обучающие мероприятия, обычно предоставляют скидки:
- при оплате заранее/заблаговременно (различные схемы в зависимости от степени предварительности платежа)
- при согласии на приезд курьера за деньгами «прямо сейчас»
- при оплате наличными
- при оплате «черными деньгами» без получения приходных документов (в рекламе об этом не пишут, но при личной встрече могут сообщить)
- летние
- при участии 2 и более сотрудников одной фирмы
- при коллективном участии/корпоративном заказе
- скидки постоянным участникам тренингов данной компании
- скидки докладчикам на участие в конференциях и в проходящих в рамках конференций семинарах, мастер-классах и секционных заседаниях
- "горящие путевки" - скидки при оплате наличными в день начала занятий при недоборе курса
- индивидуальные скидки, механизм предоставления которых не расшифровывается в рекламе
- скидки за активное участие в проектах фирмы-организатора семинара
Испытано на себе: В моем портмоне лежит пяток желтых квадратиков – «кайфов».
Это – «накопления» с моего виртуального счета в «ТРИЗ-ШАНСе», которые я конвертировала в реальную скидку на один из семинаров, проходивших в Иркутске в 2002 году. «Кайфы» можно было заработать за публикации, за рекомендации по совершенствованию статей сайта и раздаточных материалов для семинаров, за методичные ответы Коллегам на
Форуме. В несколько видоизмененном виде система продолжает действовать и сейчас: так, на солидные скидки при оплате удаленных и очных стажировок могут претендовать Чемпионы Форума.
Зачем Вам знать, какие скидки предоставляют своим клиентам столичные фирмы, если вы планируете учиться в Калининграде или Владивостоке? Эти знания Вам наверняка пригодятся.
Тренинги/семинары, особенно при условии приглашения тренера из другого города –
«скоропортящийся товар». Как на рынке при покупке фруктов или молока, так и при приобретении дорогого семинара вполне
уместен торг. Если пригласившая гастролирующего тренера организация преждевременно «расслабилась» и не может набрать необходимое число слушателей, она заведомо обречена на убытки. Гонорар тренеру, расходы на его перелеты и проживание в любом случае ей придется оплатить. Поэтому Ваши предложения о предоставлении Вам той или иной скидки, как и предложения о бартере, отвергнутые за месяц до семинара, вполне могут быть услышаны за день-два до него. Вы можете настаивать на включении Вас «в резерв» на случай появления свободных мест и вправе торговаться.
Зачастую фирме выгоднее проучить Вас со скидкой или получить с Вас оплату «борзыми щенками», чем нести убытки из-за недобора. БАРТЕР
Чем, кроме денег, можно оплатить учебу
Деньги – универсальное, но далеко не единственное из возможных средств платежа.
Предложите фирме-организатору семинара:- товары, реализуемые Вашей фирмой (компьютеры, мебель, жалюзи, канцтовары, карточки экспресс-оплаты за мобильную связь и др.) Автор лично знакома с руководителем курса по скорочтению и развитию памяти, однажды согласившимся на обмен стоимости курса на новые ювелирные украшения.
Дмитрий Таевский, директор компьютерного колледжа "Рамина", г.Иркутск: Достаточно часто мне предлагают заплатить за обучение бартером. Обычно я все-таки соглашаюсь, даже если товар мне не очень нужен, так как в любом случае это лучше, чем вообще отсутствие студентов. Самый смешной случай был, когда я согласился на рыбные консервы, не посчитав, сколько это будет. В результате пришлось всем сотрудникам выдать по нескольку ящиков в качестве премии.
- услуги, предлагаемые Вашей фирмой (полиграфические, гостиничные, туристические, по прокату проекционного оборудования и проч.) Обширный список услуг, которые периодически бывают нужны тренинговым и консалтинговым фирмам, можно найти в Каталоге 40 дополнительных услуг для тренинговых и/или консалтинговых фирм. Работая в сфере рекламы, Вы можете регулярно повышать квалификацию по бартеру – за эфирное время, печатную площадь или за размещение информации и рекламных баннеров на посещаемых сайтах.
- помещение для тренинга или посредничество в аренде помещения по низкой цене.
- собственные профессиональные услуги. Особенно могут быть востребованы Ваши квалифицированные услуги в сфере журналистики, PR, рекламы, редактирования, фотографирования.
Испытано на себе: В июне 2005 г. в Иркутск приезжал Артемий Лебедев. Однодневная лекция - 5650 руб., мастер-класс - столько же. Скромная месячная зарплата автора как корреспондента муниципального радио – в три раза меньше стоимости одного дня учебы. Я написала в "Эксперт-Консалт", который эти мероприятия организовывал: учиться очень хочу, но денег столько нет. Послала резюме и спросила, чем могу быть полезна. «Эксперт-Консалт» ответил: «Нам нужна пресс-конференция, организовать сможете?" Мы очень цивилизованно договорились, какие работы по организации пресс-конференции возьму на себя я, какие - их менеджеры, и оговорили скидку, которую я за свою работу получу. Итог: "Эксперт-Консалт" получил пресс-релизы "до", для раздачи на пресс-конференции и для размещения после семинара, мою базу данных СМИ, пресс-конференцию "отца Рунета", новостные сюжеты четырех телекомпаний, ряд публикаций в газетах, эксклюзивное интервью и полную стенограмму пресс-конференции для размещения на своем сайте www.topexpert.ru. Я побывала и на лекции, и на мастер-классе за весьма скромную сумму + заработала признательность руководства фирмы - мол, как хорошо, что вы нам написали, как бы мы без вас управились.
- собственный автомобиль/квартиру. Возможно, некоторую скидку Вам удастся выторговать за свои услуги в качестве водителя с собственным автомобилем, готового встретить прилетевшего ночным рейсом тренера, доставить его в аэропорт, сделать несколько рейсов между офисом, гостиницей и местом проведения тренинга и т.п. В городах, где до сих пор плохо с приличными гостиницами, можно предлагать по бартеру собственную квартиру для проживания приглашенного лектора. Размер скидки, на которую в таких случаях разумно претендовать, высчитывается по примерным расценкам на гостиничные номера, умноженным на количество суток пребывания в Вашей квартире дорогого гостя.
- собственные услуги по выполнению рутинных задач. Не исключено, что фирма может согласиться и на выполнение Вами не требующих особой квалификации, но трудоемких или затратных по времени функций (размножение, раскладка по экземплярам и переплёт раздаточных материалов, подготовка или уборка аудитории, подготовка кофе-брейков и т.п.).
Ирина Сёмина, грант-менеджер фонда развития города "Новый Ангарск": Знакомая мне девушка благополучно отучилась на вечернем отделении коммерческого вуза все годы БЕСПЛАТНО, работая посудомойкой в институтской столовой (также бесплатно). Договоренность была достигнута просто: она встретилась с ректором и объяснила, что бедная крестьянская семья из сибирской глубинки не может оплатить бухгалтерское образование дочери, но зато она умеет делать все и готова отработать в любом объёме. Руководство прикинуло – и согласилось. Всё!!! Уже 2 года она - дипломированный специалист.
- услуги сопровождения. Если мероприятие проводится на территории крупного ВУЗа, в первый день бывают нужны люди, которые встретят участников и направят в нужный корпус, помогут сориентироваться в самом корпусе. Эта работа – повод просить скидку.
- свой позитивный отзыв об обучении, который может быть использован тренером для рекламы курса.
Александр Левитас, преподаватель и разработчик учебных методик Центра дистанционного обучения KURSY.RU: Когда речь идёт о новых, ещё "нераскрученных" курсах или тренингах, некоторые преподаватели готовы отдавать свой учебный продукт в обмен на письменные ОТЗЫВЫ, которыми они смогут воспользоваться для саморекламы. На самом первом этапе жизни курса преподавателю может быть выгодно в обмен на отзыв дать большую скидку, а то и вовсе провести курс даром. Это особенно актуально для тех, кто проводит лекции (лишний слушатель в зале не усложняет работу) или продаёт учебные материалы (переслал книгу и все дела). Иногда так можно и попасть на семинар или тренинг. А если Вы - журналист и Ваш отзыв может быть публичным... тут, сами понимаете, шансы растут до потолка :)
При поэтапной оплате длительного курса Вы можете претендовать на существенное снижение окончательной цены или на «прощение» вам нескольких последних проплат за
подготовку письменных рекомендаций по совершенствованию уже пройденной части курса.
Испытано на себе: «Подаренная» авторам курса по развитию памяти идея была оценена ими в треть стоимости курса. Идея состояла в том, чтобы превратить «курсантов» в бесплатные рекламоносители. Для этого было предложено использовать на занятиях в качестве мнемотехнического материала не только абстрактные цифры-даты-тексты, но и адреса, телефоны и режим работы офисов фирмы, организующей тренинги по скорочтению и развитию памяти, имена преподавателей,
истории успеха выпускников, этапные даты истории фирмы, адрес сайта, ассортимент предлагаемых курсов.
Предметом бартера могут стать и
знакомства/связи с важными для фирмы Клиентами. Например, Вы можете «продать» за свое участие в семинаре знакомство с «нужными людьми»: теми, кто имеет свои курсы, фирмы, сетевые компании – то есть теми, кто с легкостью может набрать любой контингент на интересный для своих сотрудников/Клиентов курс.
Кроме того, Вы можете предложить свои
агентские услуги по привлечению слушателей на этот или другие семинары, которые проводит эта обучающая организация (подробнее об этом – ниже).
Таким образом, в случае приобретения семинара/тренинга по бартеру Вы выступаете в качестве продавца, предлагающего обучающей фирме некие товары/услуги либо в качестве соискателя, претендующего на временную работу в данной фирме. Алгоритмы взаимодействия – те же, что при заключении сделки или при найме на работу в рамках краткосрочного проекта. Отличие лишь в том, что оплату за товар или за собственную работу Вы получите не деньгами, а знаниями. ПРОДВИЖЕНИЕ КУРСА, ПОИСК КЛИЕНТОВ
Инструкция для начинающих агентов по набору
В перечисленных выше товарах/услугах нуждаются далеко не все фирмы, проводящие краткосрочное обучение (тренинги, семинары, интенсивы и т.п.), однако все они нуждаются в клиентах, в тех, кого предстоит учить уму-разуму за деньги. Одним из косвенных подтверждений этого факта является статистика
Каталога: Вакансии для Тренеров и Консультантов. Поэтому
предложение обучающим организациям себя в качестве агента по набору на конкретный курс почти всегда обречено на успех. Опытные руководители тренинговых фирм понимают, что один страстно заинтересованный в попадании на семинар/тренинг/ мастер-класс "по бартеру" человек при технологичной работе может привлечь больше клиентов, чем реклама на ту же сумму в обычных СМИ.
Испытано на себе: Весной 2005 года я так "сторговалась" с "Байкал-Линком". Трехдневный Мастер-класс
И. Л. Викентьева в Иркутске стоил около 7500 рублей, за каждого "моего" клиента мне виртуально причиталось 750. В итоге я отучилась бесплатно - в зале сидели 11 человек, которые от меня о Мастер-классе узнали и мной были "обработаны". По поводу одиннадцатого я с фирмой-организатором "бодаться" не стала, тем более что учился он под гарантийное письмо, оплаченное со значительной задержкой. "Байкал-Линк" получил 11 клиентов (больше трети группы), большая часть из которых просто не узнала бы об этом мероприятии без моего деятельного участия. Мой «выигрыш» - участие в Мастер-классе, опыт активных продаж (оказывается, если очень хочется - могу!), повод гордиться собой и благодарность тех, кого я привела на эту учебу и чьи реальные задачи решались в качестве учебных.
Целесообразно еще до начала кампании по набору слушателей
четко оговорить с фирмой-организатором условия сотрудничества:- Каков размер предоставляемой Вам скидки за каждого привлеченного Вами и оплатившего обучение клиента. (Например, 20% от стоимости семинара. В этом случае, если в зале окажется пять «Ваших» клиентов, Вы сами проучитесь бесплатно. Чем меньше группа, которую предстоит набрать, тем на более высокую скидку Вы можете претендовать за каждого привлеченного. Справедливо и обратное: чем больше слушателей может участвовать в семинаре, тем ниже Ваш бонус за каждого привлеченного.)
- Какими готовыми рекламными материалами о предстоящем обучающем мероприятии, о преподавателе и фирме-организаторе Вас могут обеспечить в бумажном и какими – в электронном виде.
- Какова форма и периодичность Вашей отчетности о контактах с заинтересованными в обучении лицами (только дата контакта и название фирмы или дата, название фирмы, ФИО, должность, телефон, E-mail, краткая формулировка достигнутой договоренности).
- Механизм предотвращения конфликтных ситуаций в результате «обработки» одних и тех же клиентов Вами и менеджерами обучающей организации (например, Вы можете оговорить «право первенства» - если в Ваших отчетах фирма или конкретное контактное лицо появились раньше, чем в отчетах менеджеров фирмы, то клиент «Ваш»)
- На какой территории Вы вправе набирать клиентов (например, только в своем городе или в соседних тоже).
- Засчитывается ли Вам продажа, если после Вашей первичной «обработки» клиент связался непосредственно с фирмой и дальнейшие переговоры и проплата проходили без Вашего участия.
- Засчитывается ли Вам продажа, если Вы обращались к одному лицу в фирме, а на обучение направлен другой сотрудник этой же фирмы.
- Засчитывается ли Вам продажа, если о семинаре клиент узнал из Вашей публикации, размещение которой фирма не оплачивала, либо из рекламы, размещение которой оплатили/отработали Вы.
- Засчитывается ли Вам продажа, если Клиент оплатил участие в семинаре, но из-за болезни или командировки отсутствовал, и деньги за не пройденное обучение фирма вынуждена ему вернуть.
- За сколько дней до семинара принимается решение о размере предоставляемой Вам скидки и в какой срок Вы должны доплатить недостающую сумму.
- На что Вы вправе претендовать (деньги, скидки на участие в других семинарах и т.п.), если Вы привлечете больше клиентов, чем необходимо для 100%-ной «отработки» Вашего участия в предстоящем семинаре.
Не надейтесь на то, что
привлечение слушателей на дорогой семинар / тренинг / мастер-класс – это Ваша «халява». Это – отдельная
большая работа, которая потребует от Вас десятков звонков, писем, факсов, личных переговоров, ночного бдения за компьютером. Учтите, что подавляющее большинство телефонных переговоров с потенциальными клиентами и фирмой-организатором краткосрочного обучения придется вести в рабочее время. Если Вы не готовы заплатить за участие в семинаре своим временем и энергией – лучше или заплатить деньгами, или отложить обучение.
Поскольку в период набора слушателей Вы становитесь фактически сотрудником/представителем организующей обучение фирмы, вполне уместны/оправданны/логичны Ваши предложения по совершенствованию рекламной кампании предстоящего семинара. Например, по моему опыту, интерес к Мастер-классу Игоря Викентьева «
Рекламные кампании и акции public relations» в Иркутске удалось значительно оживить, разместив информацию о Мастер-классе в новостях сайта «
Рекламное измерение» и о сопутствующих ему бесплатных встречах в ленте новостей и на сайте информационного агентства «
Сибирские новости».
Тщетность большинства Ваших попыток продать даже весьма качественный образовательный продукт «раскрученного» преподавателя, который предлагает известная фирма –
норма. Мой анализ результативности при наборе на упомянутый Мастер-класс И.Л.Викентьева показал, что доля успешных и неуспешных контактов соотносилась примерно как один к семи (11 оплативших обучение из более чем 70 «обработанных»), и я считаю этот показатель весьма высоким. Повысить свою результативность можно, если
от «ковровой бомбардировки» перейти к «прицельному бомбометанию». Так, при продаже курса, повышающего квалификацию по конкретной специальности, Вы можете обратиться:
- К обладателям данной специальности в собственной фирме, фирмах-смежниках и фирмах-конкурентах
- К преподавателям профильных кафедр соответствующих вузов.
- К студентам-старшекурсникам и аспирантам тех же вузов.
- К членам профессиональных ассоциаций и объединений
- К тем, с кем Вы учились в одной группе/на одном курсе в вузе/проходили семинары ранее (здесь пригодятся старые записные книжки и часто выдаваемые на семинарах списки участников с телефонами и электронными адресами).
- К тем, кто ранее уже повышал квалификацию на семинарах, организованных этой фирмой.
- К тем, кто ранее уже учился у данного преподавателя.
- К представителям фирм, с которыми Вы сотрудничали (при условии, что перед этой фирмой реально стоят задачи, решению которых учат на этом обучающем мероприятии)
- К представителям фирм, работающих на жестко конкурентных рынках (при условии, что одним из факторов конкуренции является решение задач, решению которых учат на этом обучающем мероприятии)
- К консалтинговым фирмам, консультирующим в том числе и на темы, близкие к теме продвигаемого семинара
- К лицам, проявлявшим ранее интерес к технологиям, на фундаменте которых выросли преподаваемые методики.
Например: то, что преподают на бизнес-семинарах представители фирмы «ТРИЗ-ШАНС», может быть интересно тем, кто изучал теорию решения изобретательских задач и использует
ТРИЗ в решении технических задач либо в преподавательской работе. Лекция
Алексея Ситникова может привлечь не только тех, кто занимается PR, но и тех, кто изучал нейро-лингвистическое программирование и кому Ситников интересен как один из первых популяризаторов NLP в России и как личность.
Если тренинговая фирма, представитель которой будет ведущим семинара, осуществляет некую новостную/профессиональную рассылку – можете запросить у них выборку данных о подписчиках из Вашего города или подписчиках с электронными адресами, имеющими доменные адреса, соответствующие Вашему региону. Можно попробовать осуществить рассылку по ним. Не факт, что фирма, ведущая рассылку, даже ради увеличения продаж семинара станет раскрывать перед Вами свою базу данных. Впрочем, даже с учетом того, что читателям такой рассылки хорошо известны фамилия и заслуги уважаемого Ведущего семинара, результативность такого «выборочного спама» вряд ли будет высокой.
По моему опыту, ни одно мое электронное обращение к руководителям предприятий или руководителям отделов маркетинга, пресс-служб и служб по связям с общественностью, с которыми я лично не была знакома, не стало результативным. Так что
спам, даже рассылаемый избирательно, лишен смысла.
4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ ПРОДАЖ СЕМИНАРОВ
БУДЬТЕ ГОТОВЫ к тому, что:- единичные обращения малорезультативны. Продажа обучающего мероприятия, как правило, требует серии контактов: личной встречи или телефонного разговора о предстоящем мероприятии с разрешением отправить более подробную информацию, контроля получения программы мероприятия и условий участия в нем, переговоров, подталкивающих к принятию решения, контроля принятия решения, контроля за проплатой, напоминания о дате, времени и месте проведения семинара. В упорядочении этого гигантского количества контактов на разных стадиях продаж Вам могут помочь табличные формы учета звонков, выложенные на http://www.triz-ri.ru/any/demo (Демо-версия типового пакета документов торговой фирмы Any Trade)
- часть Ваших, казалось бы, наверняка успешных продаж, может сорваться из-за некачественной работы сотрудников фирмы, организующей семинар (несвоевременно выставлен счет, не проконтролировано поступление денег, не сделан звонок-напоминание и т.п.). Есть два способа профилактики такого варианта развития событий. Первый профилактический шаг – договориться, что «в зачет» Вам будут идти все переданные фирме КОНТАКТЫ с заинтересованными в обучении лицами вне зависимости от факта последующей проплаты. Разумеется, в этом случае контактов должно быть передано фирме в разы больше, чем если бы Вы договаривались о зачете по числу завершенных продаж. Второй профилактический шаг - во избежание «недожима» самостоятельно контролировать все этапы совершения сделки и успокаиваться только после того, как сумма за обучение «обработанного» Вами человека поступила на счет.
- в самый разгар Вашей работы по привлечению будущих «однокашников» Вам могут сказать «стоп». Дело не в коварстве Ваших партнеров и не в том, что часть средств за обучение с Вас непременно хотят взять «живыми деньгами». Если речь идет о тренингах или интерактивных семинарах, то набираемая группа имеет предел наполняемости, после которого резко снижается эффективность групповой работы. Опытные ведущие тренингов особо оговаривают в договорах с приглашающими их фирмами максимальное число участников группы.
- если Вам сказали «стоп», это не значит, что Вам нужно прекратить работу по привлечению на семинар. «Стоп» может исходить от самонадеянного менеджера, полагающего, что все заявившиеся непременно оплатят семинар, никто не улетит в командировку или не заболеет. Ваша задача – изменить тактику дальнейшей обработки потенциальных семинаристов. Теперь Вы будете говорить им об «аншлаге», о «все билеты проданы, но есть маленький шанс», «на 30 мест уже 32 заявки, однако мы можем включить Вас в резерв на случай, если кто-то не сможет участвовать в семинаре», «под гарантийное письмо – уже невозможно, число мест в группе ограничено, только перечисление или оплата наличными».
БЕСПЛАТНОЕ КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ ПРОДАЖ ПЛАТНОГО
Можете считать, что Вам крупно повезло, если в дни прохождения платного семинара/тренинга/мастер-класса фирма-организатор проводит и краткую
бесплатную встречу с преподавателем. Вне зависимости от того, будет она называться «Выездное заседание
Санкт-Петербургского Клуба консультантов и тренеров», «Первое заседание в нашем городе клуба ораторов», «Встреча Клуба менеджеров по персоналу (с участием московского гостя)», «Круглый стол» или «Тематическая встреча», ее наличие в плане – большая помощь Вам. Приглашение на бесплатные встречи станет поводом для контакта с нужными Вам людьми и «паровозом», к которому можно прицепить «вагон» с программой платного обучающего мероприятия. К тому же база данных людей, заинтересовавшихся бесплатным мероприятием с участием приглашенного тренера – Ваш ресурс для приглашения на следующий платный семинар того же преподавателя.
МАНЁВРЫ: ОТСТУПЛЕНИЕ ВОЗМОЖНО
Семинар или тренинг – такая услуга, качество которой трудно оценить, не побывав на них и не затратив своего времени и денег. Кредит доверия к этой услуге, зачастую весьма дорогой, может значительно повышаться имеющимися у организатора фирменными стандартами. Так, укрепить часть колеблющихся Клиентов в решении оплатить упомянутый Мастер-класс мне помогало включение в текст рассылки или в беседу следующего модуля: «В соответствии с фирменными стандартами Системы "ТРИЗ-ШАНС", действующими с 1992 г., если Слушатель заболел или неудовлетворен качеством обучения после половины 1-го дня
Мастер-класса, ему возвращается 100% полученной от него суммы».
ЧЕТЫРЕ ЗАДАЧИ С ПОДСКАЗКАМИ
В процессе продажи дорогого семинара неизвестного Клиенту преподавателя, как и в процессе любой другой продажи дорогого/непонятного/неспозиционированного товара, продавцу необходимо последовательно решить четыре задачи (этому меня учили на семинаре «Техника получения дорогих заказов»
Сергей Сычев и
Алевтина Кавтрева):
Задача 1. Выработка кредита доверия.
Задача 2. Оправдание цены.
Задача 3. Отстройка от конкурентов.
Задача 4. Получение значимых рекомендаций третьей стороны и публикаций.
Учтите, что продажа образовательного продукта требует не только персонального обращения, но и упоминания предельно конкретных проблем/задач данного предприятия, с которыми в результате обучения смогут успешнее справляться сотрудники. Вы можете заготовить стандартные/шаблонные блоки аргументации, но, собирая из этого «конструктора» письмо каждому конкретному Клиенту, обязательно должны будете вписывать «индивидуальный» блок.
Испытано на себе: усилить стандартную аргументацию можно упоминаниями о том, что
- у этого преподавателя уже прошли обучение представители фирмы-конкурента;
- по опыту прошлых семинаров, особенно удовлетворены обучением у этого преподавателя были специалисты/руководители отделов, равные по статусу собеседнику/адресату письма;
- прохождение учебы позволит более корректно ставить задачи подчиненным/подрядчикам, а значит, добиваться более качественного их исполнения;
- в ходе учебы или благодаря информации раздаточных материалов слушатели получат критерии отличия профессионалов в этой сфере от обаятельных проходимцев
- Вы готовы предоставить Клиенту ссылки на публикации преподавателя в Сети
- Вы готовы дать Клиенту прочитать или сообщить, где реализуются книги, автором/соавтором которых является ведущий семинара
- Вы можете продемонстрировать разработанные под руководством рекламируемого Вами преподавателя компьютерные программы.
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Срочное изыскание средств на учебу
Допустим, фирма, организующая вожделенный семинар или тренинг, не согласна ни на бартер, ни на скидки, ни на Ваши услуги по набору группы. Может быть, Вы поздно обратились, может быть, на этот семинар и так ажиотажный спрос. Сегодня места еще есть, завтра уже не будет. Где взять деньги?
Деньги – это то, что можно
А) украсть
Б) найти
В) попросить (в том числе взаймы)
Г) заработать
Вариант А отклоняем. Вариант Б – может быть, и реален для тех, кто умеет чего-то хотеть очень сильно. Говорят, страстно жаждущим порой везет – накануне желанного семинара нежданно возвращаются долги, выплачиваются незапланированные премии, появляются выгодные заказы, находятся чужие кошельки или забытые собственные «заначки» и т.п. Увы, всерьез рассчитывать на регулярность таких счастливых стечений обстоятельств не приходится.
У КОГО МОЖНО ПРОСИТЬ ДЕНЬГИ НА УЧЁБУ?
1. У тех, кто больше других заинтересован в росте Вашей квалификации – у руководства фирмы, на благо которой Вы трудитесь. Какие аргументы могли бы убедить руководителя в необходимости полностью или частично оплатить обучение подчиненного?
Сергей Лапинский, генеральный директор ООО «Спецмаш», г.Владикавказ: Как практик, отвечаю. У меня было 2 варианта вложения денег в чужое обучение: 1. Замышлялся новый бизнес, требующий специального образования. Самому учиться некогда, да и незачем (нельзя все делать самому). Обучаемым становился человек "в доле". Отдача планировалась с потенциальных совместных прибылей по этому самому бизнесу. Не состоялось по причине того, что кандидат рассматривал обучение "шоб було" без перспектив работы в этом направлении. 2. Оплата обучения подчиненного. Происходит с подписанием Договора об отработке в фирме N лет. При этом сокращение срока или некачественность отработки влекут незамедлительный возврат ВСЕЙ затраченной суммы. Условия прописываются намеренно кабальные, чтоб человек РЕАЛЬНО оценил, что это - не игрушки, что его решение учиться должно быть продуманным и ответственным, а не завуалированным "кидаловом" оплачивающего.
Дмитрий Таевский, директор компьютерного колледжа «Рамина», г.Иркутск: Необходимо обосновать начальнику эффективность семинара в приложении к вашей работе, объяснить, что результативность вашей работы значительно вырастет, и предложить заплатить за семинар 50 на 50, т.е. половину начальник, а половину - вы сами. Заодно предложить вычесть время, проведенное на семинаре (если это рабочее время) из вашей зарплаты. Как правило, начальник соглашается, так как понимает, что если вы готовы выложить значительную для вас сумму, то он тем более сможет выложить ту же сумму, которая для него/фирмы менее значительна. Большинство же начальников, видя такой энтузиазм, скорее всего, предложат оплатить обучение полностью за счет фирмы.
Сергей Сычев, директор ООО «Сычев и К», г.Ростов-на-Дону: Мы - нехарактерные. Учим сотрудников сами. Если же говорить о рынке, то статистически часты следующие причины:
- у компании актуализируется (обостряется) "прямо сейчас" некая задача;
- есть строка в бюджете на обучение (на самом деле, таковая есть у многих компаний) и освоить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные средства;
- есть дилеры, их тоже надо учить.
Как видно, во всех перечисленных случаях действуют не столько аргументы сотрудников, сколько предельно конкретная потребность компании. На то и рынок. К таковой потребности и рекомендую апеллировать.
Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС», Санкт-Петербург: Подобные вопросы неоднократно обсуждались в
Клубе консультантов и тренеров. Примерный итог следующий.
Первое: масса конференций, семинаров, "круглых столов" анонсируются как учебные, научно-практические, но реально призваны решать иные задачи:
- отдых (семинар "Особенности продаж в таёжном Урале", проводимый на о. Кипр);
- общение с VIPами в Москве: зам. министра и т.п. (знакомство + "последние сплетни из Кремля");
- "съезди, узнай, как там что, на людей посмотри..." (примитивное изучение рынка);
- "сейчас все так делают, и конкуренты наши, да и сотрудники ноют..." (боязнь конкурентов + мода);
- сотрудники, для последующего устройства на более высокую позицию, коллекционируют любые сертификаты, дипломы (желательно - красочные) и т.п. - см., например, здесь про начинающих агентов недвижимостью... (Реально решаемая задача - карьерный рост сотрудника, возможно, в другой фирме);
- просто личная психотерапия обучаемых за счет фирмы - см. здесь: Закапываться в землю - тоже тренинг?
Второе (характерно для средних и крупных компаний): постоянно приходят новые сотрудники. Им надо не столько повысить квалификацию, сколько быстро ввести в курс дела, исключить грубые ошибки в работе...
Третье, может быть, самое сложное:
Если компания вменяемая, то руководство представляет текущие и тактические задачи фирмы.
Возможны различные сценарии решения задач фирмы:
a) Сотрудник находит литературу и/или сайты и решает
задачу(и) фирмы сам;
b) Сотрудник находит литературу и решает
задачу(и) фирмы сам, но это явно займет много времени и сил + не исключены ошибки;
с) Сотрудник не может в заданные сроки решить
задачу(и) фирмы сам, без повышения квалификации и раздаточных материалов.
В случаях b) и c) обычно требуется обучающая компания
приличного уровня.
Таким образом, сотрудник, заинтересованный в учебе, выступает в роли продавца образовательного продукта, а руководитель - в роли покупателя. Продажа состоится только тогда, когда продавец сообщит покупателю, какую проблему ПОКУПАТЕЛЯ решает данный образовательный продукт. Поэтому прежде, чем идти к руководству с протянутой рукой, полезно для себя сформулировать, какие актуальные/новые/более сложные/более масштабные задачи Вы сможете эффективнее решать после обучения. Пример: В ряде сравнительно новых отраслей (в том числе в рекламе и PR) пока нет устоявшейся, общеупотребительной терминологии и общепринятых алгоритмов постановки и решения задач. Если руководитель отдела и подчиненный получали разное базовое образование и учились новой профессии в разные годы или по разным книгам, очень велика вероятность, что они «говорят на разных языках» и по-разному понимают одни и те же слова. В этом случае вполне оправданно предложение к руководству фирмы оплатить учебу на одном и том же семинаре или мастер-классе сразу всего отдела и его руководителя. Главная производственная задача, которая этим решается – сделать так, чтобы «команды» отдавались в терминах, понятных «рядовому составу».
Главный тормоз руководителя при принятии решения об оплате учебы подчиненного – страх того, что свежеобученный сотрудник покинет фирму. Минимизировать этот страх можно, самостоятельно предложив начальству некие гарантии отработки инвестированных в Ваше образование средств. Например, заключив договор по одному из образцов, приведенных Татьяной Лежневой в материале "
Кадровая противоугонка. О способах борьбы с текучестью кадров, которые прошли обучение или узнали ноу-хау вашего производства"
2. Даже если
«родная» фирма не готова Вас обучать, руководство
может согласиться
дать Вам кредит на обучение под будущую зарплату.
3. Уточните у фирмы-организатора семинаров, возможна ли для физических лиц рассрочка
платежа или обучение в кредит. Часто на это идут, некоторые тренинговые фирмы даже имеют дружественные кредитные организации специально для этого. Например, компания «
Эксперт-Консалт» рекламирует возможность кредитования на обучение как специальное предложение для физических лиц.
4. Некоторые
банки кредитуют "на потребительские цели", даже не спрашивая, на какие именно. Если Вы уверены в том, что сможете своевременно погасить потребительский кредит, это вполне разумный вариант.
5. Для особо острых/экстренных случаев существуют...
ломбарды. Для оплаты краткосрочного обучения вполне может оказаться достаточно суммы, которую можно получить, заложив на несколько дней любимый мобильник или что-нибудь из аудио-видеотехники.
6. Можно занять деньги у родственников или знакомых. Как правило, условия таких займов гораздо более «льготные», чем у кредитных учреждений. Правда, и риск тут серьезней – при несвоевременном возврате Вы рискуете отношениями, которые выстраивали годами.
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА УЧЁБУ?
Если ни одно из перечисленных выше решений не может быть Вами применено (например, вы сейчас не работаете, а значит, не можете обратиться ни к работодателю, ни в кредитную организацию), можно попробовать срочно на выбранный семинар заработать. Если времени остается очень мало – попробовать найти тех, кто согласится авансировать Вашу будущую работу. Кроме заказов по профилю Вашей основной специальности, возможны и другие варианты:
1. Вы можете
просить об инвестиции в Ваше образование
стороннюю фирму на условиях дальнейшей отработки вложенной в Ваше обучение суммы.
Ирина Семина, грант-менеджер фонда развития города «Новый Ангарск»: Один мой знакомый очень хотел пройти маркетинговый семинар в Москве. Расходы ему оплатила сторонняя фирма, поставив условие провести по возвращении четыре семинара на ту же тему для своих сотрудников. Был заключен договор, и все остались довольны: он отучился в Москве, фирма повысила квалификацию сотрудников на месте.
2. Высоковероятно, что интересный Вам семинар интересен не только Вам, но и Вашим коллегам, которые в силу занятости не могут посетить его в рабочее время. Если Вы уверены в своих стенографических и ораторских способностях,
предложите друзьям «скооперироваться», проучив Вас «вскладчину». По окончании семинара Вы проведете его повтор для тех, кто вложился в Ваше обучение, в удобное для них время.
3. С фирмой, занимающейся проведением тренингов и семинаров, можно
заключить договор об агентских услугах при наборе не на тот курс, на который Вы хотите попасть, а на один из следующих. Если Вы готовы взять на себя обязательства привести N клиентов на конкретный курс, фирма может рискнуть и проучить Вас за будущие услуги.
4. Организации, строящей обучение на реальных примерах, взятых из практики задачах и кейсах, вы можете предложить свои
услуги по созданию подборки примеров/заданий на конкретную тему, например, такой:.
Колoмиец С.М. Патентный фoнд бизнес-идей [подборка задач и решений].
5. Предложите провести маркетинговое исследование или составить базу данных на интересующую фирму тему.
Елена Творогова, директор Института социальных и информационных технологий "WINEST", г.Иркутск: Я наверняка согласилась бы обучить бесплатно того, кто предложил бы мне собственное маркетинговое исследование "Помещения для тренингов и семинаров в нашем городе". Мне очень не хватает сводной базы данных, где были бы и расценки на аренду, и контактная информация, и анализ достоинств и недостатков предлагаемых помещений, их транспортной доступности, информация об имеющейся мебели и оборудовании, особых условиях, выставляемых владельцами (например, по режиму использования). Очень полезны были бы и результаты опроса о том, какие места проведения тренингов мои потенциальные клиенты считают более удобными.
ОБУЧИ СЕБЯ САМ
Большинство описанных выше способов реализуемо только при условиях, что
- в Вашем городе периодически проходят обучающие мероприятия на актуальные для Вас темы;
- Вы имеете возможность иногда учиться в рабочее время.
Если Вы – представитель редкой или новой профессии, если рабочее место Вы можете покинуть, только оказавшись в отпуске или при смерти, если Вы сидите дома и воспитываете младенца и во многих других случаях Ваши возможности очного повышения квалификации весьма ограниченны. Ваши шансы – дистанционные программы и самообразование.
Юрий Вяткин, г.Окленд: Способов
бесплатного обучения в ИТ-сфере огромное количество, если есть доступ в интернет. Все зависит от объема понятий, цели обучения и избранного направления развития. Я только за полтора года до отъезда в Новую Зеландию, проработав в ИТ десяток лет, понял, что такое сертификация и как ее можно достичь. Я самостоятельно и, по большому счету, бесплатно подготовился и сдал (за деньги) сертификационные экзамены. Сдавал как в Иркутске (до отъезда), так и в Окленде. Разницы почти никакой, нигде мне не понравилось в смысле сервиса... Полностью я накопленный потенциал еще не реализовал, но уже имею парочку козырей при поиске работы. Рекомендую обратить внимание на следующие сайты:
www.intuit.ru,
www.certification.ru,
www.certifications.ru (именно так, это разные сайты),
www.specialist.ru (я на нем прошел официальный курс Microsoft по сертификации MCDST, вполне доволен, цены довольно приятные, я учился дистанционно, через интернет),
www.dekan.ru,
www.velesa.ru. Международной известностью пользуется система тестирования
www.brainbench.com, на которой есть и бесплатные тесты (поначалу все тесты были бесплатными, а теперь только изредка администрация сайта устраивает бесплатный доступ ко всем тестам, в это время я и стараюсь успеть насдавать как можно больше). К сожалению или к счастью, все тесты там - на английском языке. Аналогом этой системы можно считать RetraTech
www.certifications.ru) . Регулярная сдача тестов по компьютерным дисциплинам дает мне возможность 1) держать себя в форме и готовности к нештатным ситуациям; 2) выявить пробелы в знаниях, понять, над чем надо поработать; 3) найти повод изучить еще что-то новое, подготовиться к тесту и попробовать сдать.
Бесплатно наращивать свой профессионализм, «подкачивать мозговые мускулы» и повышать свою конкурентоспособность на рынке труда можно и многими другими способами:
Александр Соколов, координатор Клуба консультантов и тренеров: Ряд способов бесплатного повышения квалификации подробно освещен здесь:
Викентьев И.Л., Как самому повышать квалификацию в области маркетинга, рекламы и PR. Добавлю к изложенному в статье:
- посещение Лидеров рынка (например, под видом Клиента) и анализ того, как работают их сотрудники;
- ведение собственных картотек ошибочных и удачных решений;
- изучение литературы из "смежных" областей (с более древней историей) - см. "Ведущая область" - и общение с достойными (а не любыми!) Специалистами из этих областей (например, Специалист по дирижированию может дать сведения, полезные при работе с персоналом).
Испытано на себе: Хорошими способами тренироваться в решении реальных рекламных и бизнес-задач являются слежение за обсуждениями и помощь Коллегам на профессиональных форумах. При выборе форума обратите внимание на основной тон обсуждений. «Зависание» на форумах, где основными обсуждаемыми темами являются «заказчики – козлы» и «кто составит компанию испить в пятницу пива в баре N» непродуктивно. Лично мне значительный импульс в самосовершенствовании дал
Форум «Рекламное измерение». Кстати, в сентябре я приступаю к
Интернет-стажировке «Технология эффективной работы рекламиста и PR-профи» – ее стоимость 269 евро, но мне
за помощь Коллегам на Форуме она предложена бесплатно.
Совершенствоваться в собственной профессии можно
- напросившись «в подмастерья» к Мастеру;
- читая профессиональные Интернет-ресурсы, литературу и периодику (особенно любопытно бывает изучать издания о своей сфере бизнеса, выходящие в более крупных или более богатых городах. Подписка на такую газету или журнал – дешевый «билет на машину времени», позволяющий увидеть свои завтрашние проблемы и варианты послезавтрашних решений);
- занимаясь общественной работой (в том числе консультируя на профессиональные темы);
- участвуя в профессиональных конкурсах;
- готовя публикации и публичные выступления
и многими другими способами. Не столь важно, сколько рамочек с дипломами Вы сможете повесить на стену – важнее, какие задачи вы готовы и умеете квалифицированно решать.
Те, кто считает, что к высокой квалификации можно прийти только по ступенькам престижных вузов, только через занятия с самыми модными тренерами и только заплатив немалые суммы, тормозят собственный рост. Эти отговорки – один из вариантов давно описанной Эриком Бёрном психологической игры «Если бы не…» К любой цели можно прийти разными путями. Если цель труднодостижима напрямую, нормальные герои всегда идут в обход. В том числе - за знаниями в обход денег. Автор благодарит за помощь в работе над статьей упомянутых выше Коллег, а также Михаила Герасимова (Москва), Дмитрия Воцке и Александра Чечельницкого (г.Иркутск) и безымянного автора обсуждения, давшего импульс к систематизации накопленного опыта.
1 Людмила Астафьева "
Навигатор для желающих учиться, или По каким критериям оценивать бизнес-семинар", последняя редакция опубликована здесь:
http://www.treko.ru/show_article_379  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах