Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Артемий Троицкий об отечественном шоу-бизнесе [есть явные аналогии с тренинговым и консалтинговым бизнесом]


Если же говорить в частности, то у нас есть несколько серьезных проблем, которые сказываются на развитии шоу-бизнеса. В первую очередь - пиратство. Из-за пиратства наша музыкальная индустрия перевернута с ног на голову по сравнению с мировой...

МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ: "... перейдем к шоу-бизнесу глобальному. Скажите, ну почему российский шоу-бизнес до сих пор сидит в ж...?

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: Ну, начнем с того, что можно задаться таким же вопросом относительно страны России в целом. Почему она до сих пор находится в этой самой ж...?

Музыкальная индустрия - это лишь мелкий частный случай одной глобальной ж... на огромной части территории земной суши. Если же говорить в частности, то у нас есть несколько серьезных проблем, которые сказываются на развитии шоу-бизнеса. В первую очередь - пиратство. Очень трудно строить нормальный бизнес, зная, что до 95 % рынка представляет собой контрафактную продукцию и находится в теневом секторе экономики. Это просто смешно. Представьте, если бы то же самое происходило, например, с автомобилями?! Пожалуй, единственная отрасль, которую с этой точки зрения можно сравнить с нашим шоу-бизнесом - это производство водки. Вторая проблема является следствием первой. Из-за пиратства наша музыкальная индустрия перевернута с ног на голову по сравнению с мировой. Во всем цивилизованном мире базисом музиндустрии является производство и продажа носителей - CD, DVD... В этом плавает 70-80 % всех денег шоу-бизнеса. Есть еще такие его мощные составляющие как паблишинг, авторские права. И на верхушке этого торта такая декоративная симпатичная вишенка - концертная деятельность. У нас же все наоборот, у нас базис - концертная деятельность. Это единственная сфера, которую нельзя спиратировать (хотя в свое время были попытки - “Ласковые маи” и “Миражи”, но все же практика не привилась). Вот на этой вишенке и стоит вся гигантская пирамида. Это неправильно, и напоминает времена до изобретения электричества.

МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ: И надолго это у нас, как Вам кажется?

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: Думаю, что надолго. В борьбу с пиратством в России я не верю, потому что это борьба левой руки с правой. Ведь всем известно, что наша пиратская братия - это уже давно не какие-то там любители, которые, как подпольные самогонщики, в подвалах гаражей штампуют кассеты и диски. Это огромные заводы, негласно принадлежащие всяким министерствам, региональным правительствам и каким-то крупным деятелям. И при нынешнем уровне коррупции в правоохранительных органах этой подпольной промышленности в ближайшем будущем ничего не угрожает.

МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ: А как же ВТО?

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: ВТО и прочие американцы много шумят по этому поводу, как следствие, наши власти также бьют себя в грудь и утверждают, что активно с пиратством борются. Но на самом деле много шума - и ничего.

МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ: Ну, хорошо. Бог с ними, с пиратами, это ведь не единственная проблема. А почему, скажем, у нас по-прежнему нет своих Элтонов Джонов или Мадонн?

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: Согласен, что качество российской поп-музыки - это третья большая проблема. Качество нашей попсы, конечно, чудовищно. Я могу по пальцам одной руки пересчитать артистов, которые при определенных условиях могли бы стать конвертируемыми на мировом музыкальном рынке. До сих пор это получилось, как известно, лишь у группы “Тату”, да и то по двум причинам. Во-первых, в силу придуманной Шаповаловым скандальности, новизны проекта - вся эта педофилия, лесбиянство плюс русский фактор. Во-вторых, раскруткой и тиражированием записей группы занимались вовсе не наши люди, а всем известная американская фирма Universal Music, которая, собственно, и вложила в девочек деньги. Она же наняла им знаменитого английского саунд-продюсера Тревора Хорна. Вот эти ребята, собственно, все и сделали, так что России гордиться тут особенно нечем. В этом году, например, таким же успехом пользовался коллектив из Молдавии OZONE.

Россия или Молдавия - в данном контексте абсолютно все равно. Это космополитическая, абсолютно выхолощенная сфера, где национальная принадлежность особого значения не имеет. А вот у тех немногочисленных способных артистов и продюсеров, которые сами работают, ничего не ладится с международной деятельностью. Я думаю, происходит это из-за отсутствия каких-то знаний, контактов, понимания того, как функционирует настоящий, мировой шоу-бизнес. У нас все умеют работать только по-здешнему, по-местечковому.

МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ: Но почему? Вот вы преподаете на факультете шоу-бизнеса в Университете управления. Там что, не учат, как надо вести этот бизнес правильно?

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: Тут есть одно противоречие. Практика шоу-бизнеса в России от таковой в других странах отличается настолько сильно, что учить нормальному западному бизнесу у нас просто-напросто неэффективно. А учить полукриминальному русскому не очень правильно.

МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ: Неужели все так плохо? Хоть какая-то положительная динамика наблюдается?

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: Могу сказать как специалист, что в каких-то отношениях наша музыкальная сцена вовсе не плоха. В частности, с концертной деятельностью или клубной жизнью у нас все в полном порядке. С точки зрения интенсивности ночной жизни и по части живой музыки Москва находится на втором месте в Европе после Лондона - впереди Парижа, Берлина, Барселоны и прочих модных городов. Другое дело, что, возможно, количество этой клубной жизни несколько превышает ее качество, но зато уж точно есть из чего выбирать. Артистов много, работой они вполне обеспечены. То же касается и технических параметров студий звукозаписи, производства видеоклипов, пластинок. Так что если верить в гегелианско-марксистский закон о переходе количества в качество, может быть, этот вал количества через некоторое время и перейдет в качество. Хотя мне кажется, чтобы возникло иное качество, нужно изменить наше сознание в целом. В этом смысле хорошо бы, если просели мировые цены на нефть, и Россия, которая сейчас находится фактически под нефтяным наркозом, слегка очухалась. Тогда, может быть, люди научатся не только жечь эти шальные нефтедоллары, но и по-настоящему работать.

МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ: А откуда вообще берутся деньги в нашем шоу-бизнесе?

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: На самом деле денег здесь крутится довольно мало. Больше гламура, пыли в глаза, понтов так называемых, чем реальных денег.

Я думаю, что весь оборот нашего шоу-бизнеса, если учитывать все его составляющие - грамзапись, концерты и прочее, - меньше, чем оборот одной нефтяной компании средней руки. Единственный серьезный источник денежных поступлений в шоу-бизнес -телевизионная реклама и все, что с ней связано.

Вот та же “Фабрика звезд” - это деньги. А продажи пластинок, концерты артистов - это все слезки. Статусные артисты у нас вообще зарабатывают гораздо больше денег на частных вечеринках, корпоративных пати и днях рождений богатой публики, чем на всем остальном вместе взятом. У артистов типа “Виа-Гра”, “Ленинград”, Верки Сердючки или Кристины Орбакайте процентов 95 доходов - деньги, которые они получают непосредственно от каких-нибудь газовиков, банкиров, нефтяников, бандитов и публики из их антуража. Гонорары там довольно большие. Конечно, не как у западных звезд, но, тем не менее, 20-50 тысяч долларов за выступление выходит. И если учесть, что при этом их менеджмент получает десятки тысяч долларов просто за то, что девочки в течение часа ходят по сцене, качают бедрами и подрагивают сиськами, открывая рот под фонограмму, то, я считаю, это очень легкие деньги”.


Жeлиховская М., Артемий Троицкий. Добрый доктор, журнал “Интeрбизнeс”, 2005 г., N 3, с. 56-57.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian