Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



База данных педагогических приемов [на примере "Закрепления материала"]


Материалы III-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Модестов Сергей Юрьевич,
кандидат педагогических наук,
руководитель Высшей школы рекламы и PR СПбГУП

Социальные системы – в общенаучном плане – переживают сейчас время технологизации, когда на месте, казалось бы, неструктурированной – и даже не подлежащей структурированию – области, возникают вполне теоретически стройные представления. Эти представления также имеют большую практическую ценность.

За последние два столетия история науки накопила немало таких примеров – не только в социальной области. Наиболее значимыми, видимо, являются работы Д. М. Менделеева, Ч. Дарвина, Г. Менделя – в области естественных наук; работы различных драматургов – в области теории искусства; Г.С. Альтшуллера в области профессионального изобретательства (ТРИЗ, АРИЗ) и т.п.

Закономерность, незаметная на малом количестве случаев, становится ясно видной на большой статистике. Скажем, Г.С. Альтшуллер, приступая к разработке ТРИЗ, проанализировал более десятки тысяч изобретений. Это привело к выявлению наиболее сильных ходов по синтезу новых технических систем.

Сегодня в области бизнес-семинаров и бизнес-тренингов появляется все больше работ, посвященных технологизации, переводу этой области на рельсы технологии. В этих работах содержатся теоретические модели – основы осознанного проектирования семинаров и тренингов, а не случайных поисков.

Общим недостатком работ является, как правило, два момента:

  1. Мало примеров, на основании которых создаются теоретические модели. Следствием является выдумывание модели «из умной головы». История науки – по меньшей мере со времен Френсиса Бэкона - ясно говорит: чем больше в основе модели примеров, тем точнее и адекватнее она.

  2. Предпринимается попытка создать теоретическую модель «с нуля», игнорируя достижения других наук. Следствием обычно является то, что разработанная автором модель – единственная, другие не рассматриваются, не сравниваются. При подобном подходе невозможно получить оптимальную модель.
В 2004 году была начата работа по формированию Базы педагогических приемов. На сегодняшний день в базе содержится около 200 педагогических приемов, количество их постепенно растет. Приемы отвечают основным педагогическим функциям:
  1. Установить контакт с аудиторией
  2. Объяснить новый материал
  3. Закрепить материал
  4. Получить «Обратную связь»
  5. Снять напряжение
  6. Повысить интерес
  7. Собрать внимание
  8. Отвлечь внимание
  9. Контроль сформированности знаний
  10. Контроль сформированности умений
  11. Повторить материал
  12. Повысить авторитет Ведущего (Тренера)
  13. Повысить самооценку участника, «спасти лицо» Слушателя
  14. Протянуть время
  15. Сэкономить время
  16. Собрать, сплотить аудиторию.
Заметим, аналогичный подход хорошо себя зарекомендовал при создании экспертных систем для бизнесменов – см. публикации: [4], [5] и [7]. (См. также: Задача-ориентированный )

Далее подробно разберем с заявленных позиций такую типичную задачу, как закрепление материала.

Ведущий сообщил участникам ряд моделей, знаний. Теперь их надо закрепить, дать тренировочные задания, начать переводить в умения. Традиционно это можно сделать с помощью различных заданий.

Автором был проанализирован небольшой массив – чуть более 30 приемов, и выявлен ряд закономерностей.

Эти закономерности можно наглядно представить себе в виде ряда шкал: А, Б, В, Г, Е, Ж.


А. Кто дает задания:

ведущий отвечающий участникост. участники
0 1 20 1 2 все 0 1 2 все


Закрепление материала на занятии всегда предполагает трех участников:



Таким образом, ясно, что источником задания может быть любой из трех. В зависимости от того, кто дает задание, меняется прием.

а. Ведущий – стандартная ситуация, вопросы задает ведущий. Это могут быть проверочные работы, тесты, ответы «с места», экзамены и т.п.

б. Остальные Участники – группа опрашивает одного Участника. Слушателю группа задает вопросы – задача его продержаться как можно дольше по времени, или по количеству ответов и т.п.

в. Сам Участник – Участник сам пишет вопросы (себе, другим, к тексту и т.п.)

Б. Креативность задания (относительно исходной модели)

узнавание         прямое применение         применение ряда моделей         выявить закономерность…

В. Количество заданий

0              1              2              3....              N

«моно – би – поли»

Сколько вопросов (заданий) получает участник?

Один вопрос, два вопроса, мало вопросов, много вопросов, сплошные вопросы...

Г. Ограничения и усложнения процедуры (т.е. за что оценивают)
  • по общему числу вопросов
  • по числу отвеченных
  • по числу неотвеченных
  • по времени
  • по сложности
  • по паузам при ответах
  • по полноте ответа
Д. Ресурсы задания (о чем задание?)



Е. Ответ (что требуется от отвечающего)

Да/нетКраткий ответПолный ответРазвернутая «история»ПовествованиеРассказ с действом (сценическое)****


Ж. Носитель (на чем ответ)
  • устный
  • письменный на бумаге (индивидуальный)
  • письменный на доске (демонстрационный)
  • аудиозапись
  • видеозапись
  • сценическая постановка
  • скульптура
  • Экспозиция – стенд, экскурсия и т.п.
  • Виртуальный продукт – сайт или страница, презентация и др.
  • Литература – эссе, сочинение, рассказ и т.п.
  • Иллюстрация.
  • Игра
  • Исследование
  • и др.

Литература

  1. Бабанский Ю.К., Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987.

  2. Бухвалов В.А., Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993.

  3. Викентьев И.Л., Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы.

  4. Викентьев И.Л., Соколов Г.Б., Обзорная статья о программах-консультантах производства "ТРИЗ-ШАНС"

  5. Викентьев И.Л., Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач

  6. Оконь В., Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

  7. Список типовых задач в области рекламы и public relations (PR)

  8. Эрдниев П.М., Укрупнение дидактических единиц, Элиста, 1987 г.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian