Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Голос как рабочий инструмент тренера


Материалы III-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Родченко Игорь Григорьевич,
Владелец и генеральный директор
Центра современных речевых технологий IGRO
Сайт: http://www.igro.ru

На одном из тренингов у меня заболело горло. Из ротового отверстия вырывался сипловатый, будто пришибленный звук. Изо всех сил стараясь не подавать виду, я наблюдал, с каким напряженным вниманием следили за мной участники. Некоторые даже привстали, демонстрируя желание исчезнуть навсегда. Больной голос оказывал чарующе разрушительное воздействие на процесс обучения. Вот тогда я со всей ясностью осознал, что не мыслью единой и методикой жив тренер. В арсенале его инструментов голосу отведена ключевая позиция.

Тренинг – это выстроенная ситуация экспрессивного общения. Несколько часов работы требуют совершенного владения голосо-речевыми техниками. В противном случае участники физически не смогут чувствовать себя комфортно. А ведь главный закон общения, естественно распространяющийся и на тренинговую деятельность – это закон экономии сил слушателей. Говорить надо так, чтобы другие не напрягали своих сил в попытках приспособиться к говорящему.

Если тренер звучит как дырявая фановая труба или несмазанные петли входной двери, то очевидно, что участники будут испытывать дискомфорт.

Голос тренера – это инструмент, помогающий донести мысль и чувство до участников мероприятия. И не только донести, но и заразить их «эмоциональной мыслью». Чтобы легко выполнять свои функции, этот инструмент должен отвечать определенным требованиям. Каким?

Конечно, он должен быть выносливым. Ведь голосо-речевой аппарат тренера подвержен серьезным нагрузкам. Два-три часа непрерывного говорения могут привести к першению в горле, откашливанию. Голос тускнеет, становится не способным выразить мысль и чувство говорящего. Как стираются без масла части двигателя, так и голосовые связки при интенсивном использовании у нетренированного человека «изнашиваются» и дело может дойти до операционного вмешательства.

Голос должен быть гибким. Такой голос охватывает максимальный объем звучания от привычных средних звуков до возможных низких и высоких тонов. Голос, способный лишь на движение «по одной рельсе», т.е. монотонный – слаб и невыразителен. Из-за этого сокращается информационный ресурс. Слушая, прямой как палка голос, наш собеседник быстро утомляется и отключает свое внимание от происходящего.

Он должен быть сильным. Что есть «сила звука»? Это мощь звуковой волны, которая рождается от амплитуды колебания голосовых связок. Нужен ли тренеру сильный голос? Конечно, ведь часто мы работаем в больших аудиториях и без микрофона. Кроме того, сила звука неверно ассоциируется исключительно с громкостью. Сила звука – это сила убеждения помноженная на силу звучания при обязательной мягкой атаке (мягкое, ненадрывное и ненапряженное звучание).

Голос человека очень хрупок. Если Вам приходится говорить на тренинге по нескольку часов и при этом звучание Вашего голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос), у Вас болит шея, Вы чувствуете «першинку» в горле – это означает, что с Вашим профессиональным инструментом не все в порядке и им следует заняться срочно и всерьез.

Вот самые распространенные голосо-речевые недостатки:

  1. Однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Однотонность может зависеть от природной тембральной бедности голоса, а также от неумения использовать резонаторы.

  2. Голос вялый, прерывается, как бы «падает». Причиной может быть нетренированное дыхание, а так же вялость голосовых связок.

  3. Голос не выходит из ротовой полости, как бы гудит за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции, вялого речевого аппарата и зажатой нижней челюсти.

  4. Голос звучит то высоко, то низко и как бы «проваливается» в середине, в нем нет плавных переходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зависеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей.

  5. В голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Это зависит от нетренированного дыхания и от неумения пользоваться резонаторами. Пожалуй это самый распространенный недостаток. Особенно у женщин.

  6. Голос гнусавый и «горлит». Это может быть вызвано вялостью нёбной занавески и малоподвижным языком.
Есть ряд специальных упражнений, которые помогут Вам привести звучание в порядок - «освободить» и «поставить» голос («поставить» – это не значит «изменить его до неузнаваемости». Нет! Ваша задача – раскрыть возможности природного голоса). Конечно, работать над голосом желательно под руководством специалиста. Но и в отсутствие такового, выполняя простейшие упражнения, можно существенно улучшить качество звучания.

Вот одно из таких упражнений:

Вообразите, что Вы пришли домой уставшие, после работы. Чуть побаливает горло. Тело мягкое, спину держите прямо, голову не запрокидывайте. Возникла потребность «постонать» (не «помычать»!) и Вы стонете. Легко, будто зовете кого-то. Стонете на сонорных звуках «М» или «Н». Не надо кряхтеть! Звук свободно проходит горло (там «водосточная труба»), поднимается вверх, летит в макушку и пробивает лоб, нос, зубы. Щекотно губам. Волна звука свободно улетает от Вас. Стон – свободный, тянущийся, монотонный.

Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МамммМомммМэмммм….. Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона…

Это упражнение позволит добиться звучания на т.н. «мягкой атаке». Чтобы пояснить этот термин, я напомню, как образуется звук в человеческой речи.

Механизм голосообразования весьма сложен. Каждая из частей голосового аппарата играет в нем особую роль. Дыхательный аппарат “поставляет” воздух, струя которого приводит в движение голосовые складки. Гортань с голосовыми связками является источником звука. Надставная часть выполняет резонаторную функцию. Основной звук, образующийся в гортани, формируется здесь, приобретая силу и тембр. Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук.

Атака, или начало звучания – это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Принято различать три типа голосовых атак: твердую, мягкую и придыхательную.

При твердой атаке голосовые связки смыкаются до начала звука, затем осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При этом в самом начале звучания ясно слышится призвук. Примером может служить звучание Владимира Семеновича Высоцкого – яркий образец «твердой атаки». Во время придыхательной атаки сначала идет легкий вздох, затем смыкаются и начинают колебаться связки. При этом способе голосоподачи слышится неиспользованный в звучании «дикий» воздух, своеобразное придыхание. Вспомните манеру произнесения Татьяны Дорониной.

При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают. Этот способ голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания голоса.

Процесс общения людей подчиняется закону обратной связи и является слухо-мышечным. То есть, когда кто-то говорит - другой воспринимает его речь не только на слух, но и дублируя микродвижениями мышц своего голосо-речевого аппарата речь говорящего. В результате получается, что если Ваш собеседник не обладает «мягкой атакой» - звучит напряженно или непривычно высоко и тонко, - то и Вы неизбежно будете ощущать дискомфорт, потому что Ваши мышцы будут непроизвольно повторять неестественные движения мышц говорящего. Вспомним, как хочется откашлятся, когда мы беседуем с заболевшим и сипящим человеком.

Тренеру, заботящемуся о своих знаниях, повышающему компетентность, крайне важно позаботиться и о демонстрации уровня этих знаний и компетентности! От тренера требуются качества профессионального коммуникатора, поэтому голос становится важнейшим фактором его квалификации.
Разумеется, обойтись одним единственным упражнением на воспитание «мягкой атаки» - невозможно. Голос требует бережного к себе отношения и развития своих качеств в целом комплексе упражнений – т.н. голосо-речевом тренинге. В Санкт-Петербурге такую программу можно найти в Центре современных речевых технологий www.igro.ru) – она является частью курса профессионального обучения «Бизнес-риторика».

Ну а для тех, кто пока не имеет возможности пройти такое обучение, я дам ряд советов:
  1. Голос просыпается позже всего организма. Не стоит подвергать его нагрузкам с раннего утра.

  2. На звучание отрицательно влияют такие заболевания как тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, воспаление щитовидной железы и т.п. Закаляйтесь!

  3. Огромное значение имеет для голоса режим питания. Звучание меняется кардинально после обильного стола с жирной пищей. Затрудняется дыхание и автоматически меняется звук. Голос становится усталым и невыразительным.

  4. На качество звучания голоса отрицательно влияет наша раздражительность. Будьте доброжелательны!
Относитесь внимательнее к своему голосу – инструменту Вашей профессиональной деятельности!


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian