Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Как взять интервью у директора: 15 проблем и решений


Версия 2.0

 Автор: Александр Соколов,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров
Сайт: http://www.treko.ru/klub_koord

Статья построена как перечень типичных проблем, возникающих при написании интервью с руководителем компании, и возможных рекомендаций по решению этих проблем.

Суровые будни рядового журналиста. С утра - репортаж из зоопарка о родах у слонихи, после обеда - статья об алкидно-формальдегидных эмульсиях, используемых при покраске цельнотянутых патрубков. Как бы журналист ни старался - не стать ему без посторонней помощи специалистом по слонам, не постичь за одни сутки всех таинств покраски патрубков. Именно это вынуждает журналиста идти на интервью за разъяснениями...

А руководители фирм, желая делать PR себе и своему бизнесу, вынуждены эти интервью давать...

Давать, несмотря на свою нелюбовь к журналистам, которая бывает вполне обоснованной: "Извел на него полтора часа своего драгоценного времени, все подробно рассказал, показал, снабдил литературой. А он потом присылает ТАКОЕ - уму не постижимо! Это же надо так всё извратить! Третьеклассник написал бы лучше. Пришлось мне самому переписывать… Нет, чтобы я еще хоть раз..." Но интервью - такой канонический жанр PR-работы, от которого никуда не деться.

 
При этом и среди журналистов непросто найти человека, готового работать копирайтером, несмотря на более высокие гонорары. Причины тому - капризы Заказчика, его косноязычие и нежелание помогать журналисту, бесконечные согласования-пересогласования…
 
В случае обычного интервью, от собеседника порой требуется просто самовыражаться (чтоб было "нескучно"). Когда же речь идет об интервью как PR-акции, интервьюируемый - человек, чаще всего не являющийся лидером мнений (если это, конечно, не А.Б. Пугачева и не Ю.М. Лужков) - должен еще доказать свое право быть прочитанным.
 
Со страниц популярных журналов, от студентов, напичканных лекциями про этику, мне приходится слышать о проблеме "скрытой рекламы" ("заказухи", "косухи", "джинсЫ" и т.п.). Мол, статья публикуется без плашки "На правах рекламы" - читатель  не подозревает, бедный, что перед ним заказной материал, и его легче облапошить. А это неэтично. Давайте же будем бороться с заказухой!
 
На мой взгляд, истинная проблема в другом. Среди журналистов единицы  (!) способны написать заказной материал так, чтобы он выглядел как "независимый". Во многих  отечественных PR-материалах "заказушность" видна невооруженным глазом - никакие "плашки" не нужны, а коэффициент ПДЗ (вероятность "прочитываемости дальше заголовка") стремится к нулю.
 
(Голубая мечта журналиста: и деньги получить, и "невинность" сохранить. Кстати, один из практикующихся способов "маскировки": высказывания Заказчика "прячутся" среди высказываний еще нескольких ньюсмейкеров. Но заметить "подделку" можно и в этом случае).
 
Будут ли потенциальные клиенты  взахлеб читать материал о маркетинговой стратегии некой фирмы и любоваться фотографией ее директора, задумчиво глядящего вдаль? Вдохновятся ли заголовком "Мировому лидеру в изготовлении картофельного крахмала - 135 лет"?
 
Если же материал будет КАЧЕСТВЕННЫМ, СМАЧНЫМ, то его прочтут - даже "на правах рекламы".
 
К сожалению, в ВУЗах  подобным вещам не учат. Утверждаю это, будучи сам преподавателем ВУЗа. Студенты узнают на лекциях, что "Цель PR - гармонизация общественных отношений". А потом, когда свежеиспеченный выпускник наконец-то получает  работу, о которой так мечтал, его напрягают писать интервью с директором, а в качестве "вспомоществования" выдают пресс-релиз. И высокоэтичный дипломированный специалист читает:
 
ПРИМЕР 1
"Основными группами продукции нашего завода являются лакокрасочные материалы для различных отраслей промышленности; эпоксидные, алкидные, полиэфирные, полиамидные, амино-формальдегидные и другие смолы; поливинилацетатные, сополимерные дисперсии..."

Да, хорошо тому рекламисту, который может выбирать себе умных и "литературно одаренных" Клиентов. Рекламист "без имени", без репутации, находится в более сложной ситуации. Приходится работать с тем, что есть. Задача данной публикации - помочь ему в этом.
 
Итак, типовые проблемы копирайтера представлены в следующей таблице:


Проблемы 

Возможные решения

ДО ИНТЕРВЬЮ 

Проблема 1
Заказчик - человек занятой - вместо того, чтобы назначить дату встречи, высылает копирайтеру свой пресс-релиз со словами: "Вы уж сами там придумайте, что мне говорить, а я подпишу".

Другими словами, на основе релиза 3-х летней давности, состоящего из 2-х абзацев о "лидере в области лечения псориаза волосистой части кожи головы" (с грамматическими ошибками!), копирайтеру предстоит сделать (читай - высосать из пальца) чудесное интервью на 6000 знаков. Задача с большим числом неизвестных, из которых самое важное: не понятно, какой результат хочет получить Заказчик. И фраза "а я подпишу" легко превращается в зловещее "а я НЕ подпишу".

Пресс-релиз - это прекрасно, и журналист с ним обязан ознакомиться (как и изучить корпоративный сайт Заказчика),  но  без личной беседы хорошее интервью - увы! - не получится. 
Такова технология…

Поэтому Заказчику заранее высылается документ - график работы, в котором есть обязательный пункт "беседа с уважаемым Заказчиком".

Проблема 2
Заказчик сообщает: "Беседовать Вы будете с начальницей отдела маркетинга, она в курсе". Начальница отдела маркетинга - 50-летняя тетенька, кандидат химических наук…

Уже не столь важно, с кем лично придется беседовать копирайтеру, если будут методично выполнены рекомендации данной статьи…

Проблема 3 
Нехватка времени. Заказчик заявляет при встрече тоном, не терпящим возражений: "У Вас 15 минут, задавайте ваши вопросы".

Варианты:

  • секретарша говорит, что Заказчик "срочно уехал по делу, но Вы можете подождать, через полтора часа он вернется" - чтобы через 5 минут опять убежать,
  • интервью уже началось, раздается звонок, и Заказчика  "срочно вызывают на объект".

Данная проблема становится особенно острой, если интервью "должно быть готово вчера".

Опыт показывает: чтобы получить качественный абзац, нужно наговорить минимум  2 страницы текста. Поэтому:

  • в графике работы (высылаемом Заказчику заранее) оговаривается, что для интервью необходимы минимум 2 встречи по 60 минут каждая,
  • на случай отсутствия (равно как и при невменяемости) Заказчика - в графике работы также оговаривается возможность беседы минимум с 2-мя собеседниками - например, помимо руководителя, это может быть "самый языкастый" сотрудник из отдела продаж. Часто специалист среднего звена оказывается более интересным собеседником, чем руководитель, т.к. имеет дело непосредственно с товаром (услугой) и/или с Клиентами.

Но не рекомендуется проводить интервью сразу с 2-мя собеседниками! Руководитель плюс его заместитель (к примеру) против слабого журналиста - это неравный бой. Заболтают! Поэтому оптимальный вариант - две беседы по-очереди, один на один.
ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ 
Проблема 4
Ложные (шаблонные) представления Заказчика о том, что такое интервью
Обобщение Заказчиком своего "дурного опыта" предыдущих интервью заводской многотиражке и т.п.  "Расскажу-ка я все от Адама и Евы, как родился, учился, женился, работал, всю биографию, потом всю историю фирмы (от 1740 года), про трудные кризисные годы, которые преодолели, про медали на выставках - глядишь, на интервью и наберется…" В результате уважаемый Заказчик вываливает на копирайтера поток сумбурной информации - и в завершение говорит: "ну я вам уже много рассказал, на 5 статей хватит".

Заказчику заранее высылаются фрагменты ЧУЖИХ интервью в разных жанрах (не обязательно заказных) - в качестве образцов. Чем разнообразнее будут люди, дающие эти интервью - актеры, ученые, политики, бизнесмены - тем лучше для понимания Заказчиком того, насколько разным может быть данный жанр.

Подборку образцов можно снабдить "чек-боксами" - квадратиками, в которых Заказчик может поставить птичку, если фрагмент понравился, и он желает получить "что-то в таком роде". Это облегчит этап постановки задачи.

Проблема 5
"Пусть все узнают, какие мы большие"
Если фирма крупная и предоставляет широкий спектр услуг, то часто Заказчик хочет, чтобы в материале непременно было рассказано обо всем - "мы и дома строим, и мясорубки делаем, и цех в аренду готовы сдать очень недорого…". В результате у копирайтера в голове образуется каша, и о чем спрашивать, не понятно… А Заказчик усугубляет ситуацию: "Клиенты у нас разные, мы и частных лиц обслуживаем, и организации"… "Проблемы бывают разные, зависит от того, за чем обращаются - за стройматериалами или за мясорубками… а арендой вообще не я занимаюсь, это вам надо с Иван Иванычем побеседовать, он будет послезавтра".

Нельзя объять необъятное, невозможно охватить всё даже в очень большой статье. Рекомендуется выбрать вместе с Заказчиком одно из направлений - и беседовать в этом направлении.
Проблема 6
Хвастовство…
Заказчик начинает безудержно похваляться своими достижениями, а копирайтер ему "подпевает"… ("Всем известно, что Ваша фирма - корифей отечественной полиграфии. Расскажите, как же Вам это удалось?").

Во-первых, сразу видно, что это реклама; во-вторых, подобная патока вызывает у большинства читателей только раздражение.
Желательно, чтобы Заказчик предстал в интервью не непогрешимым суперменом, успешным "всегда и везде", а живым человеком. Поэтому хвалить "в лоб" не рекомендуется. Важно ведь возвышать  не Заказчика, а его Клиентов-читателей - см. подробнее про возвышение имиджа [1, c. 218].
 
Помимо подборки образцов интервью Заказчику можно предоставить и подборку примеров "плохих" текстов ("Как НЕ надо давать интервью", с пояснениями), куда включить соответствующий фрагмент.

Проблема 7
(Особо тяжелый случай): "Послушайте, ребятки, что Вам расскажет дед"

Заказчик (как правило, пожилой), видя перед собой молодого журналиста (журналистку), начинает говорить поучительно-менторским тоном, в стиле "Да-да, доченька, а ведь ты и не помнишь тех времен, когда горячей воды не было…"; "Вашему поколению уже не понять энтузиазма первых пятилеток, вам лишь бы денег срубить по-легкому…"

Прогноз неблагоприятный…
Отчасти данную проблему может решить интервью со вторым собеседником (см. Рекомендации к Проблеме 3). Как правило, один из интервьюируемых оказывается более вменяемым...

Проблема 8
(Особо тяжелый случай):  Жалующийся руководитель (характерно для  "советской школы")

"Расскажите, в какой ситуации находится отрасль. - В хреновой. Нет, вы так и запишите - в хре-но-вой. Все разваливается, правительство про нас забыло" (это говорит бизнесмен!) "- Но есть ли выход? - Я его не вижу. - Что же делать? - Валить из этой страны (вариант: "Выбрать меня президентом России, хе-хе…)". Заказчик просто не понимает разницы между интервью газете "Советская Россия" и имиджевым материалом. Ох, как хочется пожаловаться клиентам на свои проблемы за собственные деньги! Что интересно: чем шире лицо Заказчика, тем больше его  обида на всех и вся - чиновников ("на шею сели" ), иностранцев ("завалили страну дешевыми мясорубками!"), …Клиентов (!!!) ("им лишь бы российское не покупать")…

Да читатели-то, между прочим, не вчера родились, живут в этой же стране, и у них собственных проблем - пропасть…

См. Рекомендацию  к Проблеме 7.
Проблема 9
(типовая ошибка): Интервью изобилует вопросами, подразумевающими однозначный ответ


(Алексей Крылов, зам. редактора журнала The Chief): "Джинсу" сразу выдают вопросы типа:
-  Помогает ли Вам в ведении бизнеса Ваша дражайшая супруга?
- Как Вы отдыхаете после работы?
- Известно, что Вы занимаетесь благотворительностью, расскажите об этом пожалуйста… и т.п.

Задавая такие вопросы, копирайтер желает потешить самолюбие собеседника. Но будет ли интересно читать об этом кому-либо, помимо дражайшей супруги Заказчика?

Рекомендуется объяснить - с помощью подборки примеров - Заказчику, что интересными материал делают те вопросы, над которыми интервьюируемому приходится думать; которые актуальны не только для него, но и для читателей.
Либо пусть думает его пресс-служба, с этой целью список вопросов и высылается заранее.

"В случае, когда Вам требуется собрать максимум информации, вы можете опросить собеседника по следующей схеме:
Ценности: "Что важно в…? Почему это важно?
Причины: "Что заставляет вас? Что является причиной…?"
Доказательства: "Откуда вы знаете, что…? Как вы можете доказать, что это вам нужно?"
Уточнение: "Что вы имеете в виду под…? На что вы ссылаетесь? Может ли вы привести мне пример этого?"
Эффекты: "Что это вам дает?"
Конкретизация препятствий: "Что не дает вам…? Что произойдет, когда …? Что случится, если вы не…?" [2, с. 53.]
Проблема 10
О чем писать-то?…

Заказчик не может членораздельно ответить на вопрос: ЧЕГО ОН ХОЧЕТ И ЗАЧЕМ? 

Усиленный вариант: беседа начинается с фразы: "Я вообще считаю, что реклама не нужна, потому что мы уже два раза давали модуль в "Рекламе Плюс", и никакого толку. Но раз уж у нас тут юбилей, раз уж нам в прошлом году 5 (135…) лет стукнуло, то надо интервью, так сказать, чтобы это, не стыдно было показать, понимаешь".
Юбилей фирмы - событие, конечно, эмоционально значимое для Заказчика, вряд ли само по себе привлечет внимание читателей... 

Гораздо больше читателей интересует: "как данная фирма может решить мои проблемы?" В идеале, потенциальный Клиент, только прочитав заголовок, должен почувствовать, что этот материал - для него…

Поэтому необходимо учесть в тексте стереотипы Клиентов-читателей. К сожалению, их далеко не всегда знает руководитель фирмы, поэтому неплохо бы перед интервью с Заказчиком побеседовать с кем-то из персонала…

Типичные вопросы для выявления стереотипов (по И.Л. Викентьеву, "ТРИЗ-ШАНС"):
- Кто Ваши Клиенты?
- Что спрашивают чаще всего, с какими проблемами обращаются?
- Какие вопросы задают в первую очередь? (желательно, словами Клиентов).
- Как Вы убеждаете Клиентов?
- В какой момент происходит "перелом" (Клиент принимает решение), какой довод является решающим?
- Каковы причины отказов?
- Расскажите наиболее яркие случаи с Клиентом (удачный, неудачный…)
- Кто Ваш ближайший конкурент и почему?

Естественно, должен быть четкий "сценарий" интервью. А для этого важно понимать, какую из задач PR (позиционирование, отстройка, возвышение имиджа, контрреклама) решает данный материал. [1]

Вот, например, несколько тем, полезных для решения задач "позиционирования" и "отстройки от конкурентов":

Интервьюируемый:

- дает рекомендации по выбору товара/услуги, задает критерий оценки (желательно, чтобы критерий был простым, наглядным, проверяемым);

ПРИМЕР 2

Фрагмент интервью с директором салона офисной мебели

"- Как по внешнему виду определить стоимость, класс офисного стола?

- А по толщине столешницы. Чем толще - тем дороже. 16-18 мм - это недорогая мебель, 22-25 - средний класс, больше 30 - это уже люкс. Так что если приходите в какой-нибудь офис - невзначай ухватитесь рукой за стол - и сразу ощутите, солидная это фирма или нет".

ПРИМЕР 3

Фрагмент интервью с директором птицефабрики

"- А как вы относитесь к генной инженерии,  биостимуляторам? Пишут, что на Западе с их помощью добиваются фантастических результатов.

- Вы знаете, я не слишком этому доверяю. Те породы, которые мы сейчас используем - продукт природной, подчеркиваю, природной  селекции. И мы можем получать прирост 52 грамма в день безо всяких там стимуляторов. Для этого достаточно просто-напросто хорошо кормить цыплят. На Западе - в основном для удешевления производства - активно используют антибиотики и различные ферменты. Стоит такой бройлер дешевле. Да вот качество мяса получается не то.

Вы можете мне не поверить, но тогда, в начале 90-х, наши тощие синие куры, над которыми все смеялись, были по качеству мяса все равно лучше американских. Да, их недокармливали, но у нас никогда не давали им столько химии, сколько  на Западе. Люди не понимали, что в Россию поставляются "окорочка", потому что в Штатах их никто не ест. Это же сплошной жир и холестерин. К тому же десять раз замороженный. Мы специально тестировали такое мясо: если его сварить, бульон получался мутный. А наши птицефабрики  всегда были ориентированы на свежий продукт. В начале 90-х люди были вынуждены покупать плохое, но дешевое мясо. Сейчас у многих завелись деньги, и появилась возможность выбора. Поэтому народ повернулся к нашим свежим и качественным продуктам".

- предостерегает Клиентов от опасности при неправильном использовании товара/услуги либо при использовании продукции конкурентов.

ПРИМЕР 4

Фрагмент интервью с директором аудиторской фирмы

"- Что бы Вы посоветовали своим Клиентам?

- Относиться скептически к любым публикуемым в прессе мнениям. Однажды в "Экономику и жизнь" пришло возмущенное письмо читателя: он поступил так, как рекомендовал эксперт в одном из номеров журнала, а затем последовали штрафные санкции от налоговой. Читатель хотел с газеты взыскать убытки. Извините, но публикация мнения эксперта в газете не влечет автоматически ответственности за чьи-то действия. Эксперт, кстати, с моей точки зрения, был тогда прав".

- рассказывает несколько реальных примеров решенной проблемы Клиента;

ПРИМЕР 5

"Откуда же получать достоверную информацию?

- Заходите на наш сайт. Там мы размещаем методические рекомендации, и готовы ответить на любые вопросы. Кроме того, мы издаем свой фирменный журнал "А…" - специально для бухгалтеров. Был такой случай: к нам пришел клиент, просил помочь по вопросам уплаты НДС при экспорте. Я открываю последний номер журнала, показываю одну из статей. Клиент читает. "Это же ответ на мой вопрос! Сколько я вам должен?" - Нисколько. Читайте на здоровье".
 
- дает неожиданную точку зрения на проблему;
 
ПРИМЕР 6

Фргамент интервью с директором фирмы-перевозчика выставок

"- Какие предметы перевозить наиболее сложно? Наверное, полотна старинных мастеров…
 
- Парадоксально, но старинные произведения перевозить достаточно легко. Возьмем, к примеру, икону XVII века. Автор такой картины в точности соблюдал определенную технологию, поэтому произведение "предсказуемо": про него точно известно, какие использовались краски, какая основа, чего картина боится, в общем, существует стандартный алгоритм упаковки, которому просто надо следовать. То же можно сказать о полотнах академистов XIX века. А современные художники зачастую никаких технологий не соблюдают, их картины начинают сыпаться через 5-10 лет. То же и со скульптурами: с мраморным бюстом - все понятно, а как быть с вещью, выполненной из пивных банок, скрепленных клеем неизвестного происхождения? Возить произведения авангардистов очень сложно. Как правило, в них используются нетрадиционные материалы, нетрадиционные формы - вот и приходится изощряться".
 
- открывает некий полезный "секрет", маленькое "ноу-хау"
 
ПРИМЕР 7

"- Одна из предлагаемых вашей фирмой услуг - минимизация налогов. Вы не могли бы привести простой пример?

- Пусть фирма А покупает у фирмы Б товар на сумму 10 тысяч рублей и продает его фирме В за 11 тысяч. В таком случае оборотный налог на пользователей автодорог для фирмы А составит 1% от 10 тысяч, то есть 100 рублей. Если же фирма А заключит с Б договор комиссии, то есть станет формально посредником между А и В, то налог будет высчитываться только с комиссионных, то есть 1% от 1 тысячи - 10 рублей. Налог стал меньше в 10 раз, хотя по сути ничего не изменилось"

- простым, доступным языком, без спецтерминов и с примерами рассказывает суть услуги.

Если издание не для специалистов, то желательно, чтобы упор был сделан не на техническую (юридическую и т.п.) специфику, а на понятные Клиентам проблемы.

ПРИМЕР 8

Фрагмент интервью с директором страховой компании

"Многие владельцы автомашин не покупают страховку, потому что боятся, что в случае аварии в страховой компании от них будут требовать справку из ГИБДД. А получить такую справку - дело хлопотное. И мы ввели новую услугу: при мелком ДТП вообще не требуем справок,  а в более серьезных случаях все хлопоты по их добыванию компания берет на себя".
 
Часто некое "онаучивание" (зашаманивание) - особенно в гуманитарных сферах - делается намеренно. С тем, чтобы скрыть отсутствие весомой фактуры. Это надо учитывать.  Если фирма действительно работает,  то копирайтеру легче ее рекламировать…

Примечание. Для постановки и уточнения темы интервью можно использовать программу-консультант "Приемы журналистики & public relations". Это удобно еще и тем, что помогает придать "солидность" отчету-обоснованию, который предоставляется Заказчику:

"Проведен сеанс работы с программным пакетом "Приемы журналистики и PR" (профессиональная версия 2.02).

Протокол:

Условия:    

Целевая группа
Представители среднего класса, неспециалисты
Объект описания: Известная Клиентам услуга

Исходное отношение клиентов
Спокойно-безразличное

Задача фрагмента текста
Побудить Клиентов изменить отношение к услугам компании

Размер фрагмента текста
Развернутый

Стиль  
Эмоциональный

Программа выдала 42 решения, из которых на основе анализа отобраны следующие:…"

Проблема 11
"Вы все перепутали"

Типичная претензия к журналистам, возникающая уже на этапе согласования текста - искажение информации (см. пример в начале статьи).

Да, дилетантство журналистов стало притчей во языцах. Но причиной искажений нередко является сам интервьюируемый, который  неточно, расплывчато выражает свои мысли, либо углубляется в техническую специфику, понятную только специалисту. Журналист же записывает мысли собеседника так, как он их понял  в меру своих скромных способностей, упрощая, опуская кажущиеся ему лишними подробности и т.п.

В начале интервью рекомендуется попросить Заказчика делать упор не на технические подробности, а на проблемы, понятные Клиентам, и стараться использовать минимум спецтерминов. Предложите Заказчику представить себе, что перед ним - читатель, ничего не смыслящий в данной области.


Во время интервью старайтесь не перебивать Заказчика, даже если Вам кажется, что Вы понимаете, о чем речь, дослушивайте до конца…

"Время от времени полезно применять прием резюмирования: "Правильно ли я понял, что…" Пересказывая кратко речь собеседника, вы тем самым не только демонстрируете внимание к нему, но и получаете подтверждение правильности своего понимания. Этот же прием хорошо срабатывает на любителях "растекаться мыслию по древу". Несколько минут говорения "конденсируются" в одну фразу: "Правильно ли я понял, что вы отменили свое решение по политическим мотивам?" Если собеседник подтвердил резюме - вставляйте его в свой материал уже как слова своего собеседника. При этом постарайтесь соблюсти контекст высказывания". [2, с. 52-53]
Проблема 12
Отсутствие образного ряда
- то есть ярких случаев, примеров, баек, фирменных анекдотов и т. п.

К сожалению, выжать что-то подобное из Заказчика, привыкшего говорить языком совещаний и летучек, нелегко. "Расскажите какой-нибудь забавный случай"… - "А забавный-то зачем? У нас солидная фирма…"

Образный ряд  необходим  для улучшения восприятия текста. В этом смысле особенно важны элементы юмора: недаром хороший лектор, чтобы слушатели не "перегружались", разбавляет информационные блоки репризами-байками -  в противном случае ему гарантирована полу-дремлющая аудитория.

Кроме этого, желательно, чтобы  у читателя/клиента появилось  желание запомнить прочитанное и пересказать родным, друзьям, знакомым… [1, с. 30-36]

Поэтому рекомендуется:
- обратиться за образным рядом к "самому языкастому из отдела продаж";
- см. также рекомендации к проблеме 13.
Проблема 13
Заказчик затрудняется ответить на вопрос (не может вспомнить, сообразить, не понимает вопроса...)

- это еще одна причина, почему полезно организовать две встречи. И, если на первой встрече заказчик явно затрудняется ответить, попросить его записать "домашнее задание" (подобная возможность оговаривается заранее…)

- Как уже говорилось, список возможных вопросов высылается заранее.
Но не рекомендуется принимать ответы в письменном виде! -  т.к. очень малая часть руководителей обладает литературными способностями (исключение составляют те, кто работает с людьми, кому приходится писать - бизнес-консультанты, преподаватели… но таких меньшинство). Очень многие хорошо, образно говорят… но косно и безграмотно либо скучно-наукообразно пишут… Недаром над мемуарами многих политических деятелей работали целые бригады журналистов.
 
- у копирайтера наготове подборка фрагментов-"образцов", и при затруднении Заказчика извлекается нужный образец: "Бывший президент Соединенных Штатов на подобный вопрос ответил вот так…"
ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ 

Проблема 14
"Дураком меня хотите выставить?"...


При встрече Заказчик оказывается интересным и веселым собеседником, балагурит, улыбается, рассказывает байки. Интервью обещает быть интересным. Но при ознакомлении с текстом Заказчик начинает паниковать: "Вы что это тут понаписали? По смыслу - все верно, но не нравится ваш ПРОСТОНАРОДНЫЙ язык".
- "Так это не мой, это Ваш язык. И не простонародный, просто такой живой"...
- "Ну, если я так говорю, это не значит, что так надо писать. Вот тут, например, вы пишете: "Народ у нас в то время был такой, что из-за рубля, извините,  удавится…"  Вы что, меня дураком хотите выставить? Нет уж, это надо убрать..."
 
Вариант:  Заказчик рассказывает смачную историю и, от души посмеявшись вместе с журналистом, вскользь добавляет: "Это, конечно, не для печати"…


ПРИМЕР 9
Фрагмент интервью с директором страховой компании

Исходный вариант:
"- Бывали ли в Вашей практике необычные случаи?
- Да, недавно пришлось выплачивать страховку клиенту, наступившему на ежа".

по требованию Заказчика заменен на:
"Да, недавно была выплачена компенсация за сгоревший груз (строительно-отделочные материалы). Причиной возгорания оказалось статическое электричество в полиэтиленовой упаковке груза".

Опять-таки, может помочь подборка примеров, убеждающая Заказчика, что определенные вольности в речи позволяют себе даже Президенты.

Проблема 15
"Я вам текст СЛЕГКА поправлю"


Заказчик желает сам редактировать готовый текст и обязательно все-таки ввернуть в конце, что его фирма  "готова выполнить любые заказы по самым низким ценам!!!". Часто Заказчик способен путем небольших изменений (замены слов, перестановки предложений местами и т.п.) полностью нарушить логику материала.

  • Спорные фрагменты (например, заголовок) предоставляются в нескольких вариантах, и Заказчику предлагается выбрать тот, который "наиболее полно отражает Ваше видение имиджа Вашей фирмы".
  • Намеренная ошибка. Например, перед согласуемым текстом вставляется фраза: "Прошу обратить ОСОБОЕ внимание на правильность написания названия фирмы, фамилий сотрудников" и т.д. И в одной из второстепенных фамилий делается ошибка. Иногда это помогает спасти более важные элементы текста.
  • чтобы Заказчику было удобнее "наводить критику",  ему предлагается заполнить следующий простой формуляр:
Фрагмент текста Устраивает/
Не устраивает 
Строка N Причины: не нравится стиль, смысл, что-то еще…
Заголовок       
Анонс         
1-й абзац       
2-й абзац        
.………..          
Текст в целом       
Число, подпись… 
 
 
В заключение, еще об одной проблеме. Бывает, пришедшему журналисту Заказчик предлагает… выпить. Если Вы относитесь к своей работе серьезно - от сего заманчивого предложения рекомендуется отказаться.

Автор благодарит: Игоря Викентьева, Сергея Сычева, Татьяну Лежневу,
Наталью Швец, Галину Владимирову, Георгия Соколова, 
Александра Егорова, Алексея Крылова
за помощь при работе над этим материалом.

Литература

1. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 страниц.
 
2. Кузнецов М., Цыкунов И., Практическая психология PR и журналистики, М., "РИП-холдинг", 2002 г., 148 с.


Первая публикация: http://www.triz-ri.ru/themes/method/txt/txt18.asp


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Соколов А.Б., Как писать пресс-релизы, новости, анонсы тренинговым и консалтинговым компаниям?
Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian