Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Обучение рекламе и PR в ВУЗе: проблемы и решения


Доклад на конференции «Психология бизнеса: Москва – Питер», 12 апреля 2003 г., Санкт-Петербург

 Автор: Соколов Александр Борисович,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров
Сайт: http://www.treko.ru/klub_koord

Обладая некоторым опытом обучения рекламе и PR в нескольких ВУЗах Санкт-Петербурга, я хотел бы поговорить о проблемах, с которыми приходится сталкиваться преподавателю этих дисциплин.

В газетах вакансий типа "Элитный персонал" сегодня можно видеть объявления: "требуется менеджер в рекламный или PR-отдел. Желательно техническое образование".

Это при том, что в Петербурге и Москве под сотню факультетов и кафедр рекламы и PR.

К сожалению, часто студент, у которого в дипломе написано «Связи с общественностью», знает, что Дэвид Огилви – это круто, блестяще сдал этический кодекс PRщика – но не способен написать членораздельную заметку…

Да, ситуация такова, что:

  • преподавателей не хватает;
  • качественной литературы почти нет;
  • методик немного,
а чему-то учить в течение 5 лет надо. Это порождает большое количество халтуры.

И преподаватель, например, в течение семестра рассказывает студентам, что реклама бывает в газете, в телевизоре и в компьютере…

Чтобы заполнить необходимое количество учебных часов, выдумывается масса дополнительных предметов: отдельно читаются «Консалтинг в связях с общественностью», «Психология в СО», «Организация кампаний в СО», «Маркетинговые исследования в СО», «История СО».

Вот, кстати, например, тема одного из занятий по истории СО: «Роль скоморохов и зазывал в стимулировании уличной торговли Киевской Руси».

В результате для студентов данных дисциплин бывает неочевидно:

1) Что на занятия надо ходить. Чего ради?

2) Что надо вести конспект. Зачем?

3) Что личного опыта человека бывает достаточно не всегда, и что вообще не все задачи решаются только с помощью здравого смысла.

Пример: Экзамен. Студентка, в течение семестра не ходившая на занятия, на вопрос «что такое морфологический анализ?» - отвечает первое, что ей пришло в голову - «Это… проверка текста на грамотность» - и очень удивлена, что «не угадала».

Для студентов вообще странно, что на экзамене преподавателя интересует не мнение студента, а его знание материала.

Трудно представить, чтобы на экзамене по математике кого-то интересовало мнение студента о теореме синусов, или на физике студент пытался бы «на основании здравого смысла» придумать свое определение массы. К сожалению, для гуманитарных дисциплин это обычное дело.

Ряд специалистов считает: реклама и PR – ближе к точным наукам, чем к гуманитарным. И конечно, слушатель может выразить иное мнение, чем преподаватель, но в начале он должен продемонстрировать уверенное знание материала.

Далее.

Очень важно вначале объяснить слушателям, что PR – это не какие-то чудодейственные способы надувания клиентов, а ежедневный, кропотливый труд, не всегда увлекательный.
От рекламиста и пиарщика требуется не только богатое воображение. Задача его – не только и не столько самовыражение, а знание и стабильное выполнение определенных процедур, не зависимо от настроения, наличия либо отсутствия вдохновения и т.п.

Очень полезно устроить студентам экскурсию на завод. Чтобы они увидели: когда работает масса людей, они могут быть простыми, несовершенными, усталыми, но есть определенные процедуры, и люди их выполняют. Потому что если каждый начнет «хотеть в свою сторону» – производство развалится. Если каждый шпалоукладчик начнет укладывать шпалы своеобычно – поезд по такой дороге не пойдет.

PR-работа – это не более чем одно из звеньев производственной цепочки.

Поэтому нужно:

- воспринимать создание рекламы и PR-акций как решение системы профессиональных задач;

- владеть технологиями решения этих задач, в том числе с использованием программных продуктов – поскольку когда начнется реальная работа, наставника, преподавателя рядом с бывшим студентом уже не будет.

Упор на занятиях необходимо делать на обучение этим технологиям.

Любопытный факт: ошибки, совершаемые студентами на занятиях, в точности повторяют ошибки, характерные для рынка в целом, в том числе для профессионалов. Поэтому я думаю, будет полезно ознакомиться с ними:

1) Вера «в одну таблетку от всех болезней». То есть в один рекламный супер-ход, который решит все фирменные проблемы.

Например, тестовая задача, которую я даю на одном из первых занятий: какой нужен слоганчик, чтобы продать партию газовых турбин?

Студенты кидаются придумывать слоганчик. Они при этом не очень хорошо знают, что такое газовая турбина, но это неважно… К сожалению – нет такого слоганчика, чтобы продать партию турбин. Дело, мягко говоря, не в слоганчике...


2) Неряшливая начитанность. Выходит много откровенно халтурной литературы по рекламе и PR. Старательный студент читает все подряд. В результате в голове у него образуется каша.

Приходится слышать вопросы типа: «В какой книге можно прочитать про использование технологии Flash в баннерной рекламе моющих средств?» - Такая вера в то, что по любому поводу можно найти нужную цитату. Так же пишется и диплом.
Постоянно борюсь с убежденностью, что любая первая попавшаяся книга по рекламе годится для постижения предмета.

Поэтому очень важно сформировать у студентов критический (профессиональный) подход к литературе.

3) Пресс-релизомания. Уверенность в том, что всё искусство PR сводится к написанию пресс-релизов, проведению пресс-конференций и публикации «заказухи».
Еще, конечно, есть черный PR, заниматься им нехорошо, но если ничего другого в голову не приходит, то можно.

Поэтому какая бы задача ни ставилась, решение очевидно: провести пресс-конференцию.

Для искоренения данного стереотипа очень помогают задачи из смежных областей, либо исторические задачи.

Например, такая задача: 1719 год, Петр начинает стройку Ладожского канала. Но строительство пользуется в народе дурной славой, говорят, что там «гиблое место». Что подтверждает большая смертность среди строителей. И рабочие, получив первый заработок, разбегаются со стройки. Вскоре выделенные на строительство деньги подходят к концу.
Как быть Петру ?

Понятно, что решение «Петр должен провести пресс-конференцию» тут не очень актуально.

Да, на самом деле Петр поступил просто: он велел открыть по всей округе кабаки.

Теперь строитель, бежав со стройки, доходил до ближайшего кабака, быстренько пропивал заработанные денежки (которые возвращались в казну) – а идти дальше уже денег не было, и строитель понуро возвращался на рабочее место.


4) Ошибка, подмеченная специалистом Г.В. Владимировой: Подмена решения задачи ее формулировкой.

Пример: задача: как привлечь клиентов в VIP-казино.

Решения:

- Придумать какую-нибудь новую услугу (какую?)
- Распустить слухи (какие?)
- Конечно же, провести пресс-конференцию, куда пригласить ОРТ (Замечательно. И ОРТ конечно же сразу бегом побежит)
- спозиционировать казино как культовое, престижное место.

То есть, говоря вообще, чтобы решить задачу, надо ее решить.


5) Идеекидательство - попытки с ходу решать задачу, даже не поставив ее.

Пример: В Петербурге открывается новый магазин для полных людей. Поставьте задачу.

– Нужно перед магазином поставить надувного Карлсона, магазин назвать «Толстый Карлсон». Полные люди вспомнят детство и...

Нет, пожалуйста, не надо бросаться решать, вы поставьте задачу. Задачи еще нет. Какие задачи тут нужно решать? Какие отрицательные стереотипы могут помешать Клиентам? Кто – конкуренты, как они работают, какие ошибки совершают? И т.д.


Итак, при решении сложной, творческой задачи, необходимо уметь поставить ее. Специалист должен уметь из расплывчатой ситуации вычленить главное и получить четкую формулировку.

Практика.

Отдельную проблему составляет то, что PR и реклама – дисциплины, подразумевающие решение студентом в ходе обучения ряда учебных практических задач.

Вообще говоря, в идеале соотношение теории и практики должно быть хотя бы 50:50. Потому что прослушав лекцию, без практических задач, усвоить материал невозможно. Хотя студентам может казаться, что все понятно.

Пример: Найдите корни уравнения | x – 2 | > 2

Казалось бы, простое уравнение, но с ходу его решит далеко не каждый из присутствующих здесь. Для этого необходима практика, нужно набить руку.


Как говорят педагоги, необходимы знания – умения – навыки.

Итак, необходимо решение практических задач. Однако довольно сложно промоделировать реальную ситуацию в условиях ВУЗа.

В этом плане чрезвычайно удобным инструментом для обучения являются компьютерные продукты компании «ТРИЗ-ШАНС» HeadLiner/Заголовщик» (версия 3.01) и «EXPO 1001 Рекламоноситель» (версия 3.5).

Интересно, что в отличие от профи, людей старшего возраста, студенты воспринимают данные программы (по своей концепции достаточно новаторские) как нечто само собой разумеющееся. Студенты, принадлежащие к компьютерному поколению, твердо знают, что для любой области, будь то гороскоп или создание выставочного стенда, есть своя программка в Интернет…

Достоинства программ компании «ТРИЗ-ШАНС»:

- достаточно легко осваиваются, т.е. основные принципы можно объяснить студентам минут за 20.

- в системе Help есть встроенный учебник.

Кстати, если говорить о программе «EXPO 1001 Рекламоноситель», то встроенный учебник по выставочному делу в этой программе превосходит все, что выходило по этой теме на русском языке. В бесплатной демо-версии он также есть, прошу убедиться.

- Программы очень четко структурируют, дисциплинируют мышление: приучают к формальным процедурам «постановка задачи – решение»; дают систему решений, – то есть помогают избавиться от тех заблуждений, о которых я сегодня сказал.

- И главное достоинство - программы дают возможность для студента в пределах одного-двух занятий получить конкретный результат, ощутить радость от того, что «У меня получается!».



Вкратце повторю основные мысли моего доклада:
  1. Рынок обучения рекламе и PR еще только формируется и естественно болеет «детскими болезнями».

  2. Опыт показывает, что ошибки, совершаемые студентами на занятиях, повторяют ошибки, характерные и для всего российского рынка рекламы и PR, в том числе для профессионалов.

  3. Специалист в области рекламы и PR должен уметь стабильно решать ряд практических задач. По моему мнению, это можно делать 3-мя способами:

    - вручную: постановка задачи – решение;

    - с помощью программных продуктов;

    - с помощью крупнейшего в СНГ интернет-форума по решению бизнес-задач: http://www.triz-ri.ru/forum

Литература

  1. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 страниц.

  2. Модели постановки системы задач при продвижении Товаров и/или Услуг.

  3. Модели решения системы задач при продвижении Товаров и/или Услуг.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

  • Стратегия мышления, решения


  • Решение типовых задач
  • Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

    Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
    Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


    English
    Deutsch
    Russian