Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Способы получения новых идей, применяемые в различных компаниях [пополняемая коллекция TreKo.RU]


Пример N 1:

"Создание нового знания также не просто вопрос овладения любым знанием, полученным из внешних источников. Знание должно создаваться самостоятельно, часто в результате напряженного и трудоемкого взаимодействия всех сотрудников организации. Сотрудники, разрабатывающие новую продукцию в компании Canon, например, собираются по выходным дням на «выездные заседания» в какой-нибудь местной гостинице для «мозгового штурма» — решения важных проблем. Таким образом, этот аспект японской практики отличается от «лучших» или «эталонных» методик, принятых в компаниях типа GE, AT&T, Xerox и Milliken, которые обожают учиться за чужой счет. В Milliken подобная практика называется «кради идеи без стыда» (steal ideas shamelessly, SIS)".


И. Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., "Олимп-Бизнес", 2003 г., с. 20.


Пример N 2:

"... компании типа Canon и Honda практикуют множество видов коммуникации: беседы, сборы, посиделки со спиртным (так родился термин номмуникация, от японского «ному» — «пить» и «коммуникация»), поощряют использование метафор и аналогий".


И. Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., "Олимп-Бизнес", 2003 г., с. 97.


Пример N 3:

"Успех системы особо важных проектов заставил изменить бизнес-систему компании Sharp. He так давно в компании для широкого распространения по всей организации идей, выдвигаемых командами особо важных проектов, стали проводиться собрания по вопросам стратегии выживания в новых условиях и обновлению производственной стратегии. Собрания, посвященные стратегии выживания, — ежемесячные, на них присутствуют президент, вице-президенты, директора бизнес-групп и бизнес-отделов. На собраниях руководители отделов компании представляют новые планы, а кроме того, там присваивается звание «сверхпревосходный (super excellent, SE) продукт». Для того чтобы получить его, продукт должен соответствовать строгим требованиям: во-первых, представлять новое направление на рынке, во-вторых, воплощать абсолютно новую технологию, в-третьих, быть создан из новейших материалов и, в-четвертых, совершенно новыми производственными методами.

Собрания по обновлению производственной стратегии проводятся также ежемесячно, на них присутствуют 20 человек, в том числе президент, вице-президенты, директора бизнес-групп и бизнес-отделов. В компании Sharp такие собрания называются NEWING, что понимается как «усилия по созданию нового рынка». Руководители каждой группы и каждого отдела предлагают концепции новых продуктов, которые и оцениваются с точки зрения оригинальности и потребительского спроса. Цуджи, президент Sharp, охарактеризовал обычный настрой собрания следующим образом: «В начале новым идеям и концепциям мы чаще говорим "да", чем "нет"». Этот позитивный настрой поощряет новые идеи и вдохновляет на дальнейшие усилия. Участники собраний описывают их как «по-настоящему напряженные, после них вы чувствуете себя как выжатый лимон». На каждом собрании рассматриваются два предложения, обсуждение может длиться до шести часов".


И. Нонака, Х. Такеучи, Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах, М., "Олимп-Бизнес", 2003 г., с. 240-241.


Пример N 4:

Рассказывает копирайтер BBDO Moscow Cветалана Майбродская: "Вот одно из отличий рекламы от искусства. Вдохновением поэта нельзя управлять, это стихиЯ. Но каждый профессионал-креатор владеет приемами, помогающими преодолеть ситуацию, когда не складывается, не придумывается, не рождается. Если все рождается легко, смысла в приемах нет.

Например, недавно был случай, когда мы перебрали миллион вариантов слогана, и ни один не был принят. Чтобы вернуть вдохновение и избавиться от чувства несостоятельности, мы раздали подставки под японские палочки, на которых написали ключевые слова из брифа. Каждый должен был придумать любые ассоциации, ну практически любые - до бреда. В итоге появилось много интересных идей, и клиент все-таки принял наш креатив".

Журнал "Популярная психология", 2005 г. N 7, с. 11.

Примечание Редактора сайта - см. методический материал: Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач.


Пример N 5:

Получение инноваций в стиле Funky business:

Известные авторы Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале рассазывают о компании Rubbermaid, которая разрабатывает и выпускает пластмассовые изделия, такие как ведра, щетки для мытья посуды, мусорные бакии. Некоторое время назад руководство компании посетило Британский музей в Лондоне. Они ушли из музея с целым ворохом идей о новых изделиях для кухни. Оказалось, что египтяне знали кое-что, что мы забыли. Rubbermaid «растрясли» древних на идеи и остались очень довольны результатом. [...]

И далее: "Натан Михруорлд из Microsoft работает как помощник шеф-повара во французском ресторане в Сиэтле. Оле Бек из датской компании по производству аудиотехники и бытовой электроники Bang & Olufsen утверждает, что он «узнает гораздо больше, глазея на витрины магазинов Луи Витона в Париже, чем бродя по магазинам, которые торгуют электроникой».-" Майкл Айзнер из Disney даже сказал: «Одна из причин, по которой мы сотрудничаем с Infoseek и Starware, - это то, что там есть люди, которые могут повернуться к нам и сказать: «Вы такие старые и глупые»». Чтобы услышать свежее мнение, сходите в галерею живописи, на рейв-дискотеку, в оперу, потусуйтесь с алкоголиками или наркоманами, почитайте что-нибудь, что вас не очень интересует, сделайте что-нибудь, чего вы никогда раньше не делали. Попробуйте, полазайте по Интернету, прыгните с парашютом, сходите в музей (помните Rubbermaid)?"


Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001 г., с. 174 и 230.


Пример N 6:

«Но на сей раз компания была стопроцентно настроена решить проблему и сформировала многофункциональную команду, которой поручили заняться проблемой.

Новая команда использовала все обычные методы ре­шения проблемы, часы обсуждения плавно перетекали в дни, а дни — почти в неделю. Воцарился безнадежный настрой. «Наши мозги расквасились»,— сказал один член команды, предлагая перерыв.

За чашкой кофе Джинджер, член команды и админис­тративный помощник, пошутила: «А давайте заставим медведей, которые живут в лесу, залезать на столбы. Они будут трясти столбы, тогда снег и сосульки отвалятся с проводов». Два или три человека слабо захихикали.

Тогда Кимберли, менеджер команды, решив продол­жить шутку, сказала: «Да, это помогло бы. Но как нам заставить медведей влезть на столбы?»

Линейный монтер Джордж перестал грызть липкий пон­чик и сказал, смеясь: «Слушайте, а я знаю! Мы придела­ем на столбы горшки меда. Медведи любят мед. Читали Винни-Пуха детишкам? Эти медведи точно залезли бы на столбы за медом!»

Присоединился бухгалтер Гораций. «Но нам понадо­бится очень много меда, чтобы заманить медведей. Такие горшки ведь должны быть очень большими и тяжелыми, правда? Я не думаю, что монтеры смогли бы — и согла­сились — забраться на верхушки столбов с тяжелыми гор­шками в руках и закрепить их там».

Джордж ответил: «Хорошо, мы могли бы нанять вер­толеты, чтобы доставить горшки меда в закрепленные на вершинах корзины...»

Тогда Лин, инженер и бывший военный пилот, сказал: «Вы шутите? Представляете, как там все будет трястись и дрожать от появления вертолета?! Вибрация и завихре­ния будут такими, что вертолеты просто снесут горшки с медом со столбов прямо на медведей! Гринпис нам этого не простит...»

Джинджер некоторое время молчала, а потом спроси­ла: «Будут ли колебания воздуха от вертолетов сдувать снег и сосульки?»

Бух! Бам! В яблочко! Озарение! Родилась новая идея!

Когда мы услышали эту историю, то тоже были потря­сены. Эти глупые игры, в которые играют тренеры, иног­да действительно хорошо работают.

Ну, и что же случилось дальше? Использовала ли энер­гетическая компания решение с вертолетами?»

Джэрмэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г., с. 183-184.


Пример N 7

«Среднестатистический менеджер вынужден переключать­ся с одного вида деятельности на другой каждые две минуты. «Переключателем» может быть, например, телефонный звонок, электронное письмо или стук в дверь. По Минцбергу, постоян­ное существование в состоянии «неполного внимания» к проис­ходящему притупляет остроту сознания. В свое время Фрейд на­зывал «шоком» (вопреки обычному смыслу этого слова) собы­тия психической жизни, которые до конца не осознаются. «Та­кие события не проходят через защитный механизм сознания и „пробиваются" непосредственно в подсознание, продырявли­вая его, как пули стальную обшивку»,— писал З. Фрейд. Если ве­рить великому австрийцу, жизнь, наполненная тысячами про­скочивших мимо событий, должна сделать менеджерское под­сознание похожим на дуршлаг. «Необходима сильная эмоцио­нальная встряска, чтобы заставить поглощенного работой уп­равленца рефлексировать», — замечает профессор Даница Пург из словенской школы IETC. В числе самых действенных спосо­бов пробуждения рефлексии — искусство.

На одной из самых известных картин австрийского художни­ка Густава Климта Mulher Sentada изображена мастурбирующая девушка. Почти все творения Климта так или иначе обыгрыва­ют идею женской сексуальности. На авторских семинарах Сер­гея Филоновича, декана Школы менеджмента при Высшей школе экономики, работы знаменитого экспрессиониста ис­пользуются для обучения будущих управленцев стратегическо­му видению. «При помощи искусства мы стремимся повысить чувствительность человека к когнитивному диссонансу,— гово­рит Филонович.— Гении чувствуют диссонансы, а обычные лю­ди проходят мимо». Знание рождается из внимания к противо­речивым деталям. Пробудить когнитивный интерес может но­вое представление о мире, выраженное, например, в немного пугающем и отличном от современного образе женской сексу­альности по Климту».

Источник: Гостев А., Беспредметная школа, журнал «Секрет фирмы», 2007 г. N 35, с. 41.


Примечание от Редактора сайта: см. о других - более технологичных подходах к творчеству - в бесплатно распространяемой электронной книге: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы".


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian