Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Список характеристик творческого склада ума по Дж. П. Гилфорду


"Мыслительной мегахарактеристикой, вбирающей в себя разнообразные особенности, можно считать так называемую идеомоторную беглость. Многие определения мыслительных характеристик, которые мы приводим, взяты из статьи Дж. П. Гилфорда 1959 года. Что касается остальных, по существу, они не добавляют ничего нового к его списку. За истекшие десятилетия ситуация мало изменилась. Список характеристик творческого склада ума, хотя и не маленький, но вполне обозримый, что выгодно отличает его от аналогичных перечней, служащих для описания развитого интеллекта и таланта организатора.

Статья Гилфорда представляет собой отчет об эксперименте, в котором испытуемым, ранжированным по степени выраженности творческой направленности ума, предлагалось выполнить тесты для измерения способностей и навыков. Если суммарная оценка в баллах значимо коррелировала с контрольными показателями по шкале “Творческая направленность ума”, соответствующая способность или навык признавались безусловно важными (релевантными) мыслительными характеристиками. Приводим описание выявленных таким способом общезначимых типологических характеристик творческого мышления, о которых нам еще предстоит поговорить.

Беглость мышления. Мышление человека, наделенного такой способностью, протекает без видимых усилий. Эту способность можно ка-тегоризироватъ следующим образом:

— беглость на уровне изолированного слова, когда человек легко отыскивает слова, содержащие ту или иную букву или сочетания букв;

— беглость ассоциирования: человек с легкостью подбирает синонимы к заданному слову;

— беглость речи: человек пишет гладкими, отшлифованными фразами в рамках заданной темы;

— идеомоторная беглость: самопроизвольное продуцирование идей, решений; например, требуется назвать предметы, которые одновременно обладают признаками твердости, белизны и съедобности, или подбирается такой заголовок, который наилучшим образом выражает суть текста.

Гибкость мышления. Человек с такой способностью легко усваивает новые подходы. Этот показатель творческого мышления распадается на два, более специфических:

— спонтанная гибкость: способность выдавать несколько идей, имеющих прикладное значение. Это качество выявляется в заданиях указать, скажем, как можно больше способов использования обиходного предмета, например кирпича; некоторые “быстрые” умы, для которых не представляет затруднений переход от одного класса явлений к другому, иными словами, демонстрирующие способность к преодолению функциональной фиксированности, ответят, что кирпич можно также использовать как упор двери, метательный снаряд, а если растолочь — как красный порошок, и т. д.;

— адаптивная гибкость: способность выходить за рамки, преодолевать инерционность мышления, подниматься на более высокий уровень анализа условий задачи и находить решение; например, испытуемый должен, проведя как можно меньше линий, получить максимально возможное число квадратов; решение заключается в том, что квадраты не обязательно одинаковы.

Оригинальность. У человека возникают неординарные, нетривиальные идеи. Примером может служить отдаленное ассоциирование:

человек проводит аналогии, сближает элементы, далеко отстоящие друг от друга по смыслу (в логическом плане) или в пространственно-временном отношении.

Зоркость, “нюх” на проблемы. Человеку дано определять “узкие” места, в более крупном масштабе — что сдерживает поступательное развитие общества, объективно оценивать, насколько успешной оказалась избранная стратегия.

Находчивость, реактивность ума, остроумие. Эти качества несколько труднее оценить объективно, чем прочие, однако значительного разброса экспертных оценок, как правило, не наблюдается. В быту в подобных случаях мы говорим о способности “разить не в бровь, а в глаз”, давая таким людям не слиш-: ком лестную характеристику — “записной остряк”. Это тоже одна из граней ума, которому в большей степени присущи житейская наблюдательность, парадоксальность мышления, а не глубина и мощь интеллектуальной способности.

Переформулирование, введение в новый “формат”* — отказ от старых схем, привычных способов, когда хорошо знакомое превращается в хорошо известное.

* Данный параметр творческого мышления перекликается со спонтанной гибкостью (изобретательностью). В его основе тот же прием отстранения (широко применявшийся и в литературоведении, например В. Б. Шкловским), составляющий сущность так называемого синтетического метода (синектики), когда незнакомое делается знакомьм, а привычное — чуждым.

Например, на вопрос: “Какие из приводимого ряда предметов лучше всего использовать для изготовления иголки (карандаш, редиска, туфля, рыба, гвоздика)?” — дается ответ: рыба (можно использовать кости).

Способность к достраиванию, восполнению на основе некой стимулирующей информации, когда человек легко восстанавливает недостающие звенья, детали, при условии, что ему известен общий принцип, идея или замысел. Например, человек восстанавливает алгоритм решения задачи, которая формулируется предельно обобщенно, или по двум линиям достраивает более сложную фигуру.

Принципиальное допущение известной неопределенности, нестрогости проявляется как готовность не настаивать на абсолютности выводов, отказаться от слишком жестких концептуальных схем и классификационных рамок. Некоторые творческие индивидуальности превыше всего ценят риск и непредсказуемость результата.

Стремление к конвергентному мышлению. Мыслительная деятельность направлена на отыскание единственного правильного ответа (которые приводятся в разделе “Ответы и решения”). В данном случае правильнее говорить не о левополушарном мышлении, которое повинно в “зашоренности”, а о способности концентрировать внимание на деталях, когда это необходимо. Такой способностью в высшей мере обладала один из самых известных премьер-министров Великобритании Маргарэт Тэтчер. С “микроскопических” технических деталей она мгновенно переключалась на проблемы глобального масштаба. Как мы помним, полноценное мышление предполагает конъюнкцию (и то, и другое, малое и крупное), а не дизъюнкцию (принцип “или—или”). Об этом мы вели речь при рассмотрении “специализации” левого и правого полушарий мозга.

Способность к дивергентному мышлению, ничем не ограниченному, когда единственного правильного ответа не существует. За этой характеристикой закреплен статус имманентного (внутренне присущего) признака творческого мышления. Именно на нее опираются психометрические методы измерения творческих способностей.

Желание не быть похожим, осознанный вызов традиции, признак лидера в сфере идей. Дерзость в мыслях и умение подчинять других своей воле — это не одно и то же. Интеллектуальным лидерам свойственна острая неприязнь ко всему, в чем воплощен дух официального авторитета — от объективных научных законов, принципов до конкретных носителей “зла” — институционализирован-ной, иерархической системы.

Высокая самодисциплина, проявление сознательности творческого мышления. Но даже самодисциплина подкрепляется интересом, увлеченностью (в таких случаях говорят: “с головой ушел в работу”), а без этого начинает давать осечки.

Стремление к совершенству. Чем крупнее преодолеваемое препятствие, тем выше поднимается “планка” возможного. Желание быть первым, достичь совершенства — важная составляющая мотивации.

Готовность идти на риск в решении самых трудных задач с неподдающимся прогнозированию результатом. Небезопасным также может оказаться противопоставление своих взглядов общепринятым, пресловутому здравому смыслу.
Эти характеристики, почерпнутые из различных научных работ, многие из которых опубликованы, в совокупности создают среднестатистический когнитивный образ творческой личности. Однако они описывают только малую часть тех весьма разно-плановых и емких определений феномена творческого мышления, с которыми мы встречались в предыдущих главах. Другие факторы успеха — и в этом нас убеждает изучение биографий тех, кого история признала гениями, — имеют гораздо больший вес:

  • высокий уровень мотивации;
  • верность избранной сфере приложения сил;
  • умение отдаваться без остатка работе, творческое “горение”;
  • достаточно благоприятные обстоятельства в детские годы;
  • ранний успех на избранном поприще;
  • рождение в период, когда общество как воплощение определенной культурной традиции осознает ценность именно этого дарования”.

Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., “ФАИР-ПРЕСС”, 2004 г., с. 124-130.


Примечание Редактора сайта: см. также материалы по обучению творчеству - здесь.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian