Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Самооправдания бизнес-тренеров: как маскируют недостатки своих выступлений [доклад]


Материалы II-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Соколов Александр Борисович,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров
Сайт: http://www.treko.ru/klub_koord

Хотел бы подчеркнуть, что все нижеизложенное не является серьезным научным исследованием и основано исключительно на моем личном опыте. Возможно, у кого-то опыт другой, и даже прямо противоположный...

Стоп! Обратите внимание, как в предыдущем абзаце я попытался "подстелить себе соломки". А теперь серьезно.

Уже 3-й год регулярно проводятся заседания Санкт-Петербургского Клуба консультантов и тренеров. В декабре 2004 г. проведена Рождественcкая Конференция "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

Кроме того, мне часто приходится посещать мероприятия в разных городах – конференции, семинары, «круглые столы» и т.п.

Естественно, качество даваемого на этих мероприятиях материала – очень разное.

Я стал фиксировать, к каким приемам прибегают Докладчики и/или Организаторы, чтобы скрыть/скрасить методическую слабость Доклада, лень либо откровенную неготовность Докладчика. И обнаружил, что некоторые моменты устойчиво повторяются. Вашему вниманию предлагаю перечень подобных типовых ситуаций с различных конференций, «круглых столов» и т.п.

Итак, способы самооправдания Докладчика и попытки "скрыть" методическую слабость:

1. Докладчик не готов (например, «было лень подготовиться»)

1.1. Докладчик заранее призывает Слушателей не относиться серьезно к его выступлению:

- «это, скорее, не Доклад, а некие наметки, мои скромные соображения…» .

- «я вчера долго думал, что бы Вам такое рассказать»…


1. 2. Докладчик эмоционально жалуется на жизнь, делится со Слушателями своими переживаниями. [1]

Пример: тема выступления «Особенности рекламы театральных постановок». Выходит колоритный бородатый театрал и, скорбно потупясь, начинает:: «Театральная отрасль находится сейчас в плачевном состоянии. Зритель перестал ходить в залы. Театры терпят убытки. С помощью традиционных афиш зрителей в зал не загнать. А привлекать зрителей в театр – в это святое место! - с помощью различных вульгарно-крикливых заманух, именуемых рекламой, у меня рука не поднимается. Что с этим делать? Увы мне…». Причем говорится это столь скорбно, что вызывает у Слушателей искреннее сочувствие.

Усиливающий ход: «Пришел за советом».

Заказчик в начале сообщения сразу предупреждает Слушателей:

- «я хотел бы лишь сформулировать проблемы, решения которых я не знаю... возможно, коллеги мне помогут - с этой целью я и обращаюсь к Вам, профессионалы "...

Тем самым Докладчик облегчает себе задачу: он ставит проблему - пусть спорят и предлагают варианты решения сами Слушатели.

2. Докладчику очень хочется выступить, но серьезного материала нет.

Выход - надо срочно (например, за ночь до выступления) кое-как провести исследование.

2.1. Докладчик не называет использованные методы и источники данных, на которых базируется излагаемый материал. Либо это говорится расплывчато, вскользь.

Пример: «По данным исследования, проведенного нашей фирмой, 73% сотрудников тренинговых компаний удовлетоврены свой заработной платой.»

Уважаемые коллеги! Я сейчас могу провести исследование. Поднимите пожалуйста руки те, кто делает по утрам зарядку. А теперь – те, кто хоть раз в своей жизни делал зарядку. А теперь – те, кто считает, что зарядку делать не нужно. Андрей, поднимите руку, так надо.

Здесь только Петербург или есть другие города? Ага, есть еще Екатеринбург и Москва.

Итак,
По результатам исследования, проведенного Санкт-Петербургским Клубом консультантов и тренеров,

  • 24 процента бизнес-тренеров и HR-менеджеров делают зарядку;
  • 60% - НЕ делают
  • 10% затруднились ответить на вопрос;
  • и менее 5% считают, что делать зарядку не нужно.
Опрос в виде пилотажного исследования проводился в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

Увы, 5-6 опрошенных знакомых плюс данные из прессы и Интернет, достоверность которых не проверяется – можно ли это назвать исследованием?..

Другой вариант: опрос проводится на сайте, посещаемостью полтора студента в неделю. И сами сотрудники компании по нескольку раз проголосовали, по просьбе начальства. Опять готово исследование, его надо красиво оформить в Power Point. Теперь это можно публиковать.

2.2. В начале Доклада выступающий заявляет:

"исследование основано на моем личном опыте". И добавляет: «…возможно, у кого-то опыт был другой».

Все это так. Но анализ 2-3-х ситуаций - не основание для методических выводов. А у людей в зале опыт не меньше, а то и больше.

2.3. Докладчик в начале Доклада предупреждает:

"возможно, я не сообщу ничего нового, так как давно не изучал специализированной литературы..."

Но неприлично выступать, не изучив публикации-аналоги (на серьезных Международных конференциях такого докладчика просто не регистрируют...)

2.4. Докладчик начинает Доклад с отрицания самого предмета Доклада...

"Тема моего выступления - Как делать эффективную рекламу. Но хочу сразу признаться, что я немного покривил душой: как делать рекламу, я не знаю. На самом деле никто этого не знает..."

"Тема моего Доклада - креатив в PR. Повторю мысль, которую я всегда говорю на тренингах: в России PR нет и еще очень долго не будет..."


Это давно известный прием без особых умственных затрат привлечь к себе внимание, породить разговоры, споры. Берется некое известное понятие и … отрицается.

Тема – стратегический менеджмент. «Стратегический менеджмент мертв». Тема – бизнес-образование в России. «Бизнес-образования в России нет». Предлагаю Вам готовую тему для Доклада на 3-й конференции Клуба: «Как создать тренинг? Создать тренинг нельзя!». Аншлаг из начинающих гарантирован.

3. Докладчик решил «потянуть время».

При разработке качественного тренинга или семинара типичная проблема (Екатерина Евгеньевна Михайлова об этом рассказала): есть огромное количество нужной Слушателям информации, но надо уложиться в несколько часов.

Здесь задача другая: есть материал минут на 10, а нужно это растянуть на час.

Добавлю, что аналогичная ситуация возникает, когда есть материал на небольшую и действительно дельную статью, а требуется из этого сделать книгу на 200 страниц. Или: есть фактуры на лекцию-другую, но нужно читать студентам нечто 2 семестра по 3 пары в неделю.

Что же делать?

3.1 «Пусть Слушатели поработают». Выступающий предлагает Слушателям подискутировать.

Пример: "Тема моего выступления – утренняя гимнастика. И, чтобы четче представлять себе Ваше понимание этого понятия, в начале Доклада я хотел бы провести небольшой опрос: как Вы думаете, что такое утренняя гимнастика? А Вы как думаете? А Вы? Очень интересное мнение" (15 минут Доклада убито. Слушатели провозглашают банальности, которые выписываются на доску). "А теперь мы поработаем в группах... Разделитесь на команды. Вы пожалуйста пересядьте вот туда, вы, Георгий – туда, и поделитесь друг с другом своими переживаниями по поводу делания зарядки в 6 утра после тяжелого банкета. А потом мы вместе нарисуем все это на доске".

При этом Докладчика не очень волнует, хотят ли Слушатели – среди которых и Специалисты, и Журналисты, и Руководители компаний - "работать в группах".

3.2. «Я нашел очень интересный фильм».

Еще в советские времена в каждой школе был кинозал. И я помню, как учительница биологии вела нас в этот зал, гас свет и начиналась демонстрация учебного фильма про фотосинтез, а учительница умиротворенно дремала на заднем ряду.

Этот метод практически без изменений годится в нашем случае. Докладчик говорит:

"Давайте для иллюстрации моего Доклада просмотрим фрагмент одного старого фильма, (прослушаем музыкальный фрагмент) – который, как мне кажется, очень точно отражает мой основной тезис" .

Начинается демонстрация ЧУЖОГО произведения, минут на 20, Докладчик скромно молчит в углу, а Доклад как бы идет, и Слушатели с удовольствием смотрят эрзац…

Еще минут пять можно убить, перематывая взад-вперед видео-кассету со словами: «Где-то здесь был весьма любопытный фрагмент… Ага… Или это раньше… Да где же это? Сейчас-сейчас…»

Усиление: экран расположен так, что никому ничего не видно (не слышно). Чтобы компенсировать это, Докладчик может комментировать происходящее на экране (но это не обязательно).

4. Риторические приемы:

4.1. Банальность мыслей компенсируется артистизмом Докладчика: активная жестикуляция; эффектные паузы; разыгрывание сценок "в лицах" (с имитацией речи различных персонажей; изображением "туповатого" клиента, который затем "прозревает", и т.п.).

Усиление: Докладчик «косит» под непризнанного гения.

4.2. Банальность компенсируется с помощью ярких, экзотических образов. Например, Докладчик рассказывает историю про племя обезъян минут на 20, и заканчивает фразой: «Давайте же вместе перестанем бояться морских глубин, как та маленькая обезьянка, ибо именно там…»

Основная мысль, которую хотел донести Докладчик: чтобы быть успешным, надо перестать бояться быть не таким, как все. Оценим: смело, свежо и оригинально.

5. Надсистемные:

5.1.Организаторы (заранее) в программе делают акцент в программе на «то, что будет ПОСЛЕ»: поездка на теплоходе, дегустация текилы, дискотека и т.п.

Доклад пройдет на «ура».

Пример (фрагмент программы мероприятия):

- team-building на морском дне;
- катание на дельфинах;
- А также выступления известных специалистов…


Выводы:
  1. Для Слушателя: Я перечислил признаки, услышав которые на Конференции, «круглом столе», семинаре, стоит насторожиться. Выводы делать может сразу и не стоит, но пару уточняющих вопросов обязательно задайте.

  2. Для Докладчика: Если вдруг у кого-то появилось непреодолимое желание использовать что-то из приведенного списка – значит, материал требует серьезной доработки. Возможно, нужно его отложить… И пока что воздержаться от выступления.

  3. Для Организаторов: Оргкомитет 2-ой Конференции (Вы, вероятно, могли в этом убедиться), старается делать так, чтобы желания использовать что-то такое во время выступления у Докладчиков не возникало. С этой целью мы проводим тщательную предварительную работу с Докладчиками.

Литература:


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian