![]() | ![]() | Всего на портале: Компании: 8382 Мероприятия: 0 Города СНГ: 20 | В Петербурге: Компании: 2885 Тренеры: 1413 Мероприятия: 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описывая критерии, я буду называть только крайние, полюсные точки шкалы, а между ними уровень семинара может располагаться в промежутке ОТ и ДО. Критерий 1. Новизна и востребованность информации. ОТ: Информация мне достаточна известна, почти очевидна, и потому не интересна. Это не та информация, которая мне нужна. ДО: Информация воспринимается мною как новая, или это оригинальный ракурс, или неожиданная трактовка известного и пр. Эта информация мне нужна. Поскольку мы смотрим на семинар глазами клиента, а не глазами независимых и продвинутых экспертов, НОВИЗНА здесь понятие относительное: то, что для одного - откровение, для другого - банально и очевидно, а, значит, индивидуальная оценка будет определяться степенью СОВПАДЕНИЯ УРОВНЕЙ семинара и участника. Даже высочайший информационный уровень семинара для кого-то окажется пустым звуком, ибо как сказал мудрый человек: «Информацией следует считать лишь то, что можно понять». При предварительной проверке (до семинара) вопросом «На кого рассчитан семинар» мы как раз и пытаемся определить эту самую «степень совпадения уровней». Проверка ВОСТРЕБОВАННОСТИ информации (полезности ее для нас), тем точнее - чем точнее мы формулируем свои цели. Условно всех участников можно поделить на две категории:
Критерий 2. Способ подачи информации. ОТ: Информация размыта, выдается отдельными идеями, страдает логика изложения, нет примеров. Тренер плохо владеет информацией, пытается сам ориентироваться в ней по ходу, легко меняет мнение. ДО: Тренер в информации ориентируется свободно, держит логику семинара. Информация хорошо структурирована, сопровождается множеством примеров, подкрепляется визуальным рядом, упакована в схемы, потому легко воспринимается и «укладывается» в сознании участников. Для человека, обладающего способностью структурировать информацию, может, и неважно, как она подается, он ее сам обрабатывает по ходу, но для многих этот критерий очень важен. Кроме того, структурированность информации в изложении - это следствие ее структурированности в голове тренера. А/ На семинарах для юристов, аудиторов, программистов и т.п., занимающихся высокотехнологичным бизнесом, раздаточный материал (справочники, CD, экспертные системы) - ОСНОВНОЙ инструмент работы после обучения. В этих случаях обучение – это навигация по раздатке, а тренер - фигура «вспомогательная», он обучает работать с этими инструментами. Без раздатки такой семинар просто не может состояться, и качество раздатки здесь напрямую связано с качеством семинара. Б/ Другой тип семинаров, когда назначение раздаточных материалов ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ - помочь участнику усвоить и сохранить информацию, основным носителем которой является тренер. Теоретически такой семинар мог бы состояться и без раздатки. В таком семинаре «твердые копии» информации косвенно могут указывать на качество обучения. Если раздаточный материал грамотно подобран, адекватен содержанию семинара, выстроен так, чтобы в нем легко ориентироваться - он работает, и это хороший знак. Если же вам предлагают гигантскую и плохо структурированную «раздатку», которую 90% участников закроет на пятой странице - высока вероятность того, что раздаточный материал в этом случае выполняет функцию имиджевую (как ее понимают тренеры - «а у нас и раздатка большая!») или коммерческую (цена семинара растет). Критерий 3. Технологичность подхода. ОТ: Информация методически не обработана. Этим сложно воспользоваться. Тренер не предлагает технологию решения конкретных задач, он просто делится мыслями на заданную тему. В лучшем случае - ставит проблемы, вопросы, рассказывает об ошибках. ДО: Тренер демонстрирует методический подход, он не только ставит вопросы, он предлагает конкретные способы, алгоритмы и инструменты для решения задач, проверенные в практике. Критерий 4. Опыт тренера в той методике, которой он обучает. ОТ: Тренер РАССКАЗЫВАЕТ О методике, приводя примеры решенных задач, ссылаясь на свой опыт. Это косвенные свидетельства мастерства. ДО: Тренер ДЕМОНСТРИРУЕТ свой опыт, РЕШАЕТ здесь и сейчас или ОРГАНИЗУЕТ совместное решение проблемы, задачи участника. Если тренер может на глазах участников решать их задачи (будь то бизнес-задача или образец психотерапевтической сессии) - это прямое свидетельство мастерства и такой PR, после которого, доверие к мастерству и опыту тренера резко возрастает. Не факт, что, умея качественно делать свое дело (консультировать, продавать или осуществлять терапию), Мастер сумеет научить этому других. Прямое свидетельство мастерства - условие недостаточное для обучения участников, но необходимое для позиционирования тренера как профи в своем деле, особенно, если уровень доверия к тренеру невысок. Если на семинаре бывает достаточно и косвенных свидетельств мастерства, то на тренингах КОНГРУЭНТНОСТЬ (совпадение, соответствие, согласованность) деклараций тренера и его реальных навыков - становится необходимой. Неконгруэнтность - это:
Критерий 5. Границы авторства. ОТ: Тренер занимается неприкрытым плагиатом, выдавая за свое - набор чужих мыслей и идей. ДО: Тренер очерчивает границы своего авторства (уровень разный: своя систематизация чужого, свой подход, наконец, своя методика), а, используя чужие темы, мысли, методики, тренер дает ссылки на авторство и источники. А где-то в промежутке между «ОТ» и «ДО» - плагиат прикрытый: тренер «забывает» указывать источники информации, давая повод слушателям воспринимать их как свои, авторские. Знакомая делится впечатлениями после тренинга: - Она показала нам такую технику, класс! - Да. Я знаю эту методику, хорошая. - Откуда?! - Видела и делала это на семинаре в 93 году, автор тот-то, а завез и транслировал ее такой-то, в публикациях потом не встречала, хотя, может, и есть. - ???!!! ….. да, я вспоминаю, что в общем-то, она и не говорила, кажется, что это ее техника…. Но мы все так решили! Корректные ссылки – это требования как различных Международных актов (подписанных всеми развитыми странами), так и российского Закона об авторских и смежных правах. И по большому счету, работа в режиме «ОТ» вообще лежит за пределами профессионализма. Но поскольку мы смотрим на обучение глазами клиента, зададимся вопросом: «А так ли уж важны проблемы авторства для клиента?» Я слышала этот вопрос от участника семинара, и мне известны, как минимум, 2 противоположные позиции в ответах на него. 1/ «Я практик, мне нужен инструмент, и мне не важно, кто этот инструмент изобрел - лишь бы работал хорошо. И все проблемы авторства - это проблемы авторов, но не потребителей». 2/ «Если человек выдает чужое за свое - он меня обманывает. А значит, я уже не могу доверять его профессионализму, не хочу иметь с ним дело, а тем более, у него учиться. «Товар», что мне предлагают, некачественный (по определению), это подделка». С точки зрения клиента - обе позиции имеют право быть. Но необходимо отдавать отчет, что, разделяя первую позицию, Вы сами увеличиваете свой риск нарваться на халтуру. Ибо для ПРОФЕССИОНАЛА бизнес-обучения, ведущего свой бизнес цивилизовано и готового выдерживать конкуренцию, очерчивание границ авторства - естественный процесс. Критерий 6. Отношение к коллегам. ОТ: Основа отношения - апломб и чувство превосходства над коллегами по цеху. На вопрос - а как вы относитесь к... - отвечают разное, но общий смысл «Нет никого, есть только Я!» ДО: Тренер грамотно отстраивается от конкурентов, показывает свои преимущества и ограничения коллег, сохраняя профессиональное и человеческое достоинство. Отношение к коллегам, вынесенное в формулировку критерия - это, конечно, частный случай, речь идет вообще о личности тренера. Слышу возражение: «А какое это имеет отношение к качеству семинара? Что неприятная личность не может быть профессионалом?» Может. И если Вы заинтересованы (заинтригованы, впечатлены, потрясены…) информацией, методикой, которую предлагает тренер, то этот критерий для Вас вообще не будет иметь значения (признанный нами мастер может быть и тираном). Если же доверие к профессионализму тренера не сформировано, то процесс присматривания и оценивания продолжается. И тогда полезно помнить: что отношение к коллегам, и отношение к участникам (о котором ниже), и вообще ОТНОШЕНИЕ к людям - являясь показателем уровня культуры и психологического здоровья тренера - косвенно может указывать и на уровень его профессионализма. Отношение к коллегам по типу «ОТ» меня всегда настораживает, т.к. указывает на некоторую неадекватность тренера. Когда я слышу «великого тренера», дискредитирующего всех и вся, меня начинают «терзать смутные сомнения» в его мастерстве. Еще один признак неадекватности: «великие тренеры», как правило, знают и умеют ВСЁ («нет такой крепости, которую не взяли бы большевики»), они декларируют без-граничность своих умений. Плохой знак. Ибо осознание границ своей профессиональной компетентности - верная примета профессионализма. Когда человек понимает - что он знает, но еще лучше понимает - чего он не знает. Иногда тренер не справляется со своими проекциями, явно обнаруживая СВОИ ПРОБЛЕМЫ, и подобная демонстрация начинает работать против него. Помню, как на семинаре ведущий все примеры негативного свойства так или иначе увязывал с учителями, просто топтал их, не переставая: «учительского такого вида дамочка», «ну, это же пе-да-го-ги!», «что это у вас за подход такой непрофессиональный, какой-то учительский?» и пр. Нарвался. Участница (которая, как выяснилось, до бизнеса была директором школы, а с доверием к опыту тренера у нее на семинаре возникли большие проблемы) задала ему вопрос - «Скажите, а Вас что, в детстве учителя сильно обидели, что Вы их так ненавидите?». Критерий 7. Явные и «тайные» цели тренера. ОТ: Тренер использует площадку семинара для решения своих личных проблем и задач. Обучение участников - цель побочная. Фокус его внимания на своих интересах. ДО: Тренер имеет своей главной целью - научить, передать информацию, опыт. Фокус его усилий на интересах участников. Анализируя семинар по этому критерию, полезно спросить себя: какую цель - не декларируемую, а реальную - преследует тренер? В начале статьи мы говорили: ошибка думать, будто все участники приходят учиться. Это справедливо и в отношении тренера. Работа в режиме «ОТ» - многообразна, так же как многообразны и мотивы вторичной выгоды. Назовем лишь некоторые, наиболее типичные.
Критерий 8. Обучающие методики (практическая-тренинговая составляющая семинара) ОТ: Цель - только передать информацию. Полное отсутствие упражнений, техник усвоения и пр. Здесь участники узнают о…. ДО: Тренер предлагает обучающие техники, упражнения и умело комментирует процесс. В результате этого, участники не просто узнают о…, а осваивают нечто, приобретают конкретные навыки, тренируются. Когда семинар и не заявляется как «тренинговый» - все честно, клиент понимает, что ПРАКТИЧЕСКИ учить его здесь не будут. «Рассказать» не равно «научить». Поэтому, когда вам предлагают «практический семинар», полезно уточнить, что имеется в виду: демонстрация практических примеров, решение практических задач, практическое обучение участников или что-то еще. Если же заявляется семинар-тренинг, то это предполагает: а/ наличие у тренера дидактических навыков (он УМЕЕТ УЧИТЬ, тренировать, а не только рассказывать), б/ владение тренером ЭФФЕКТИВНЫМИ обучающими методиками. Если таких способностей нет, эффективных обучающих технологий нет, тогда идет ИМИТАЦИЯ обучения: посмотрели-полистали, похлопали-потопали, поиграли-потренировались и ничего не прибавилось в опыте участников. Имитация - это, когда упражнения есть, но научения нет. По внешним признакам - обучение, по сути - заполнение времени. Как сделать упражнения средством халтуры - отдельная тема, способов множество. Один пример: предлагается некий текст (пусть это будет документ, образец чего-либо и пр.): прочитайте, подчеркните, выделите… Нормальное упражнение. Но на него тратится полтора часа времени. 10% - работают, 60 % утратили интерес по ходу, поняв смысл действия, 30% поняли еще раньше и сказали себе - зачем? я могу это сделать и сам, и после. Общее ощущение - тренер заполняет время. Вообще, если в семинаре превалируют такие необоснованные длительные «самостоятельные работы», когда участники чего-то поделывают, а тренер их поджидает - это может быть признаком халтуры. Критерий 9. Контакт с аудиторией. Обратная связь. ОТ: Монологическая форма. Односторонняя трансляция информации. Тренер:
Этот критерий тесно связан с предыдущим, ибо качественное обучение предполагает постоянную диагностику обратной связи - уровня понимания, научения, владения. Одностороннюю трансляцию информации сложно назвать семинаром, это, скорее, лекция (хотя мастера и лекции читают диалогически). А «чистые» коммуникации - это, пожалуй, уместно лишь в психотерапевтических тренингах, например, группах встреч, когда единственная информация для анализа - реакции участников на происходящее здесь и теперь. Критерий «Обратная связь» может входить в противоречие с критерием «Информация»: когда слабость информативная компенсируется обилием коммуникаций. И тогда происходит ПАРАЗИТИРОВАНИЕ на опыте участников (предложения обсудить проблемы участников, разговоры без структуры и цели) - идет заполнение времени. Умение тренера держать БАЛАНС между выдачей информацией и коммуникациями (различного рода обсуждениями, пониманиями, вопросами и пр.) - тоже признак профессионализма. А ОЧЕВИДНЫЙ КРЕН в ту или иную сторону должен оговариваться в условиях семинара. Критерий 10. «Режиссура» семинара. ОТ: Выстраивание блоков семинара (информация, тренинг, обратная связь, самореклама и пр.) не продумано и случайно, восприятие участников не просчитывается и не учитывается. ДО: Все блоки семинара выстроены так, что сложные и требующие большого сосредоточения чередуются с легкими, участники не устают и не «выпадают» из содержания. Семинар хорошо срежиссирован + тренер умеет вносить по ходу поправки и коррективы. Умение вносить поправки, изменять «сценарий» в зависимости от ситуации, от аудитории, от настроя участников - показатель высокого профессионализма. Новичка-тренера, который выучил информацию и несет в голове примеры, боясь расплескать содержимое - охватывает паника всякий раз, когда ситуация не соответствует его ожиданиям и планам. Он знает одну дорогу к финишу. Мастер всегда может изменить свой план, если того требует ситуация. Он знает много путей к результату. - Я только что с семинара NN. - Так ты же была у него в прошлом году? Он, что, дает новую методику? - Ту же, и я по ней уже работаю, но у него же не бывает двух похожих семинаров, другое все - и примеры, и ходы… Да ведь и группа была совсем другая. Критерий 11. Атмосфера семинара и отношение к участникам. ОТ: Отношение к участникам пренебрежительное. Оно может исходить как от организаторов, так и от тренера. Участники семинара попадают в психологически некомфортную зону, им словно говорят: «Вы здесь никто! Это Я (он – о тренере) - всё!» ДО: И тренер, и организаторы считают клиента ключевой фигурой на семинаре. Отношение к участникам уважительное. Это создает у участников чувство комфорта и психологической безопасности, при котором, кстати, мозги работают значительно лучше. Когда тренер сознательно или бессознательно демонстрирует при каждом удобном случае свое превосходство перед участниками («крутой профессионал, пальцы веером») - это не всегда есть свидетельство его непрофессионализма, он действительно, может быть профессиональным юристом, экономистом и т.д., просто молодой или психологически проблемный. Но профи-тренером такого назвать сложно. Хочу предупредить еще об одной ошибке. Участник может «не совпасть» с тренером эмоционально. Тут уж, что называется, дело вкуса. Кому-то не нравится веселость тренера, а кого-то раздражает угрюмость, одного смущает его напористость, а другой не переносит излишней мягкости. Но известный эффект: при высоком уровне семинара и компетентности тренера, участники по ходу меняют свои эмоциональные оценки, порой с точностью до наоборот. Низкий тренер в конце семинара вырастает в их глазах необычайно, неприятно-высокий тембр голоса, что так резал слух в начале - приобретает характеристики бодрого и уверенного, а грубоватость тренера интерпретируется как «бывалость» и профессиональная жесткость. Так что не торопитесь делать выводы, основываясь только на своих эмоциях, лучше анализируйте. Критерий 12. Организация семинара. ОТ: Полное отсутствие озабоченности организаторов тем, чтобы участникам было удобно учиться. ДО: Семинар организован с заботой о комфорте участников (организация пространства, удобные стулья, бэйджи, бумага для записей, дополнительное оборудование для трансляции информации, договоренность о питании т.д. и т.п.) Нужно понимать, что чем выше комфорт - тем дороже семинар. И этот критерий практически никак не указывает на качество обучения. Крайний вариант НЕСООТВЕТСТВИЯ: высочайший уровень комфорта и технической оснащенности семинара (кожаная мебель, кондиционеры, презентационное оборудование и пр.) и при этом уровень информационный и методический - ниже не бывает. В подобном семинаре у участников (да и у тренеров), как правило, другие цели и определяются они словами престижность, «крутизна», платежеспособность и т.п. Но в любом случае, комфорт психологический и бытовой для кого-то может стать определяющим. Помню даму, которая, пробыв на семинаре час, затребовала назад свои деньги, сказав буквально следующее: «при моем полном уважении к господам ведущим, я на ТАКОМ стуле три дня просто не высижу!»
Навигатор для желающих учиться Сведя все сказанное в таблицу, получим алгоритм для «тестирования» семинара или тренинга на соответствие своим целям и ожиданиям. Придя на семинар, задайте себе вопросы, и прислушайтесь к своим ответам. |
Что проверяем? | ВОПРОСЫ | Ответ «А» | Ответ «В» | Ответ «С» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИНФОРМАЦИЯНовизна и востребованность информации | 1. | Мне это нужно? ново? интересно? Мне это ново, мне это нужно, | мне это интересно. Это мне знакомо и потому не интересно. Мне нужно не это. | Если так, то: есть ли у меня какой-либо еще интерес в этом семинаре? Этот критерий не имеет для меня значения. | Легкость усвоения | 2. | Мне нравится способ изложения? Мне нравится способ подачи информации, он мне подходит. | Мне не подходит способ подачи информации. | Этот критерий не имеет для меня значения. | Инструментальность | 3. | Это поможет мне в бизнесе? Я думаю, что смогу воспользоваться этим для решения своих задач. | Сомневаюсь, что это технологично, я вряд ли смогу этим воспользоваться. | Этот критерий не имеет для меня значения. | ТРЕНЕРУРОВЕНЬ | ДОВЕРИЯ к опыту тренера 4. | Я доверяю опыту тренера? Опыту тренера я готов доверять. Он не любитель, и не новичок. | Опыт тренера не вызывает у меня доверия. | Этот критерий не имеет для меня значения. | к профессионализму тренера | 5. | Тренер –профессионал? Я вижу, что тренер - профессионал, работает корректно и грамотно. | Подозреваю здесь плагиат, а я люблю первоисточники. | Этот критерий не имеет для меня значения. | к личности тренера | 6. | Личность тренера не настораживает? Мне нравится личность и стиль поведения тренера. | Поведение тренера заставляет меня усомниться в его профессионализме. | Этот критерий не имеет для меня значения. | к целям тренера | 7. | Какие реальные цели преследует тренер? Цели тренера отвечают моим задачам. Он работает, в первую очередь, на меня. | Цели тренера противоречат моим задачам на семинаре. | Этот критерий не имеет для меня значения. | НАУЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ Возможность практичес | кого научения 8. | Будет ли какая-то практика? Меня устраивает практический уровень семинара (каким бы он ни был). | Меня не устраивает практический уровень семинара. | Этот критерий не имеет для меня значения. | Вовлеченность | 9. | Устраивает меня форма участия? Меня устраивает степень вовлечения участников в ход семинара (какой бы она ни была). | Меня не устраивает форма обратной связи или ее отсутствие. | Этот критерий не имеет для меня значения. | СЕМИНАРКОМФОРТ интеллектуальный | 10. | Мне легко работать? Эти полдня пролетели легко и незаметно. Я готов работать еще. | Все затянуто, монотонно, я устал, а прошло всего 3 часа. | Этот критерий не имеет для меня значения. | психологический | 11. | Мне приятно здесь? Мне нравится атмосфера семинара и отношение к участникам. | Меня не устраивает ни атмосфера семинара, ни отношение к участникам. | Этот критерий не имеет для меня значения. | бытовой | 12. | Мне удобно и комфортно? Меня устраивает организация семинара | Меня не устраивает организация семинара. | Этот критерий не имеет для меня значения. | | Похоже, вы попали на «свой» семинар, и не пожалеете о потраченных деньгах и времени. | Забирайте свои деньги, пока не поздно (если не обнаружили для себя какой-либо дополнительный интерес). | А что для ВАС имеет значение? | |
![]() Мы Вконтакте: вступайте! | ![]() Мы в ФБ: вступайте! | ![]() Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте, |
![]() | |