Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Подготовка преподавателей ТРИЗ [доклад]


Материалы II-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Комарчева Лариса Дмитриевна,
Исполнительный директор Официального Фонда Г.С. Альтшуллера, 2005 г.
Сайт: http://www.altshuller.ru

Для Г.С. Альтшуллера подготовка преподавателей ТРИЗ была важной частью его работы. Подготовка преподавателей ТРИЗ велась на проводимых им семинарах (очных и заочных) и в форме индивидуальных консультаций. В статье приводятся фрагменты из переписки Г.С. Альтшуллера с преподавателями ТРИЗ.

Традиционно обучение ТРИЗ велось на 3-х уровнях подготовки:

- пользователей,

- преподавателей,

- исследователей.

В пояснительной записке к комплексу учебных программ «Икар и Дедал» для подготовки пользователей (решателей) и преподавателей ТРИЗ Г.С. Альтшуллер [15.10.1926 - 24.09.1998] писал: «Ключевое звено в организации обучения техническому творчеству - подготовка высококвалифицированных преподавателей. Многолетний опыт показал, что такую подготовку целесообразно вести в два этапа - по программам "Икар" (первый курс: освоение ТРИЗ) и "Дедал" (второй курс: подготовка преподавателей). Наиболее целесообразно применение программ "Икар" и "Дедал" в комплексе: из группы в 30-35 человек, окончивших первый курс (программа "Икар"), отбирают 15-20 человек на второй курс (программа "Дедал"). В этом случае можно рассчитывать, что преподавателями станут 5-7 выпускников».

Для Г.С. Альтшуллера подготовка преподавателей ТРИЗ была важной частью его работы. Подготовка преподавателей ТРИЗ велась на проводимых им семинарах (очных и заочных) и в форме индивидуальных консультаций. Фрагменты из переписки с преподавателями ТРИЗ:

Письмо от 15.12.1980 г.:

«Вывод: Надо, чтобы слушатели четко видели разницу между веполем (треугольником) и вепольными формулами (угол, треугольник, квадрат и т.д.). Веполь - лишь одна из вепольных формул. Известные пока правила вепанализа привязаны к веполю, поэтому мы и выделяем веполь.

Вывод: Очень важно, чтобы слушатели, встретив вместо одного термина несколько, не терялись и не сбивались на перебор слов. За кучей терминов стоит один объект.

"Опасный преступник Иванов, он же Сидорин, он же Петренко…" Фамилии разные, а за ними один человек. Вот фотоснимок - другое дело! Вместо многих терминов надо использовать одну или две картинки. Бетон, а сбоку – опалубка. Вторая картинка: тот же бетон, но опалубки нет. […] Краткая формулировка физического противоречия (ФП) вполне эквивалентна рисунку.»


Письмо от 17.11.1982 г.

"...Итак, переход от системы к антисистеме и/или подсистеме. Нетрудно заметить, что прячется за этим. Слабое мышление - когда человек видит только систему (картинка на одном экране). Сильное - когда работают все экраны многоэкранной схемы. Во всяком случае, это можно считать отправным пунктом.

Значит, исследование сильного мышления - это изучение механизмов перехода от одного экрана ко многим, т.е. механизма преодоления психологической инерции. Хороша или плоха психологическая инерция? Плоха, если мешает перейти от одного экрана к системе экранов. Хороша, если приковывает внимание к вспыхнувшему экрану, скажем, № 9.

Многоэкранная схема существует в РТВ (ТРИЗ) пока отдельно от примеров удачных решений, примеров психологической инерции. Начинать разработку вашей темы целесообразно со сбора и анализа уже имеющихся в нашем фонде (книги, СК, статьи, "задачечный" материал) фактов сильного-слабого мышления. Одновременно надо привязывать эти факты к схеме многоэкранного мышления. Скажем, в том же выпуске СК II есть пример "Геродот и львы" (пример из брошюра Малиновского): ошибка Геродота в том, что он не рассмотрел систему "Львы" в развитии.

Итак, исходная рабочая гипотеза: слабое мышление - когда зажжен один мысленный экран и психологическая инерция, приковывая всё внимание именно к этому экрану, держит во мраке другие экраны. Экранная схема придумана более 10 лет назад. С тех пор она практически не развивалась. Между тем ее недостаточность видна сразу: схема, например, не отражает стремления систем к идеальности. С позиций этой схемы системы Птолемея и Коперника одинаковы (просто птолемеевская система стала громоздкой, перешли к системе "наоборотной"). Как увязать эту схему с важнейшим для систем стремлением к идеальности?..

Пользуясь схемой, мы говорим о противоречиях, но сама схема как-то отделена от них. Как бы увязать схему с противоречиями?..

Итак, детализация и развитие схемы, привязка многочисленных тризных примеров-задач-фактов к схеме. Как, например, объяснить с позиций схемы изобретение Максутова?

Надо пропустить через схему поток наших примеров - И УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СХЕМУ. Кроме тризных материалов, можно использовать для этого примеры их истории техники, литературы (в частности, НФЛ), искусства.

Многоэкранная схема - плацдарм для развертывания исследования. Вполне вероятно, что скоро выяснится ограниченность этой схемы (или начнет становиться громоздкой - как система Птолемея). Тогда можно будет отбросить схему или коренным образом ее перестроить. Но начинать надо с нее".


Письмо от 24.12.1984 г.

«Что является "изделием", а что - "инструментом", зависит от задачи. Молоток в одной задаче может быть инструментом, а в другой - изделием. Это относится и к электрической лампе. Лампа, свет, выключатель и т.д. могут быть изделиями, а могут быть инструментами. Зависит от задачи.

2. Задачи на измерение и обнаружение имеют ряд специфических признаков, отличающих их от задач на изменение. Например, почти всегда измерение и обнаружение процесса надо вести так, чтобы не мешать процессу изменения (обработки, работы). В задачах на измерение и обнаружение есть свои специфические приемы (например, развитие по линии "измерение функции - измерение первой производной - измерение второй производной"). Эти обстоятельства делают целесообразным наличие отдельного раздела стандартов на решение измерительно-обнаружительных задач. Если Вы не согласны - на здоровье, не пользуйтесь этим разделом. Если выбросить одну струну, 7-струнная гитара превратится в 6-струнную: чуть меньше возможностей, но играть можно.»


Письмо 1980 г.:

«При формулировке физического противоречия сталкиваются иногда с трудностью подбора нужного термина. Как быть?

В процессе подготовки у инженера, впрочем, это начинается еще в школе, воспитывают почтение к точным терминам. Это необходимо, чтобы не было путаницы и неясности при описании уже известных способов и устройств. Иными словами точность терминологии - обязательное и полезное требование к нетворческому мышлению: есть вполне определенный объект и его следует описать вполне определенными и адекватными объекту терминами. Но при решении творческой задачи "определенного объекта" нет. Есть пустота или весьма туманный намек на какой-то объект. Некое привидение, точнее, целая куча привидений... Но именно в этих неопределенных условиях с особой силой взыгрывает тяга к точным терминам. Своего рода психологический феномен: когда знаешь, что воды нет, словно нарочно хочется пить... И начинается погоня за призраками: использовать такой термин? или другой? или третий?

Нужно преодолеть психологический барьер и отбросить все термины или использовать все сразу, одновременно - это равносильно отбросу».


Письмо от 20.12.1981 г.

«При построении модели задачи у слушателей получаются разные модели для одной и той же задачи. Как быть?

По поводу вепольного анализа. При решении одной и той же задачи иногда с равными основаниями можно исходить из разных формул. Важно другое - чтобы правильно "танцевали" от той формулы, которая взята. Например, была у нас задача о разделении щепы коры и щепы древесины. Можно считать, что даны два вещества, плохо взаимодействующие между собой. Но можно считать, что дано одно вещество (например, щепа коры), которое мы не умеем перемещать. Во втором случае надо достраивать веполь, в первом - строить комплексный веполь.»


Г.С. Альтшуллером разрабатывались и рассылались примерные программы семинаров, курсов и поурочные планы. По каждому занятию рассылались также замечания, отражающие реальный ход занятий, конспекты лекций Г.С. Альтшуллера. Эти материалы вместе с индивидуальными консультациями, проводимыми Г.С. Альтшуллером, помогали проводить занятия на достаточно высоком уровне.

Сочетание теории и практики – основная линия подготовки будущих преподавателей. Преподаватели – в качестве стажеров – участвовали в проводимых Г.С. Альтшуллером семинарах, вели пробные занятия на первом курсе (при двухгодичном обучении).

Среди типичных ошибок преподавателей ТРИЗ Г.С. Альтшуллер отмечал неоправданно большое число занятий, посвященных знакомству с множеством других методов: «Знакомство с разными методами может быть интересно само по себе, но не приводит к заметному изменению творческого потенциала слушателей. Для подготовки изобретателей, а тем более - преподавателей, готовящих изобретателей, нужно опираться на единственную детально разработанную отечественную технологию - ТРИЗ. Отсюда важная особенность программ: они знакомят со многими методами, но упор в обучении сделан на освоение и применение ТРИЗ.» (Альтшуллер Г.С., Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись).

Альтшуллер Г.С. считал ведение конспектов слушателями на занятиях неэффективным (замедлялся темп занятий, в конспекты вкрадывались ошибки и т.д.) и учил преподавателей подготавливать и раздавать слушателям информационные справки (примерно 3 листа через полтора интервала) «Что мы прошли за неделю» - краткий конспект пройденного, и в то же время анализ особенностей обучения именно в данной группе.

Типичной ошибкой начинающего преподавателя является использование в обучении старых, уже использованных прежде задач. Такие задачи быстро становятся известными, а эффективность обучения падает из-за того, что ответ известен заранее.

«Основной источник задач - патентная литература. Но отыскание подходящих изобретений и превращение их в учебные задачи - сложная и кропотливая работа. Отнюдь не каждое изобретение может быть преобразовано в задачу. Задача должна быть понятной и интересной самым различным инженерам. Ответ должен быть простым, предельно убедительным и… неожиданным.» (Альтшуллер Г.С., Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись).

Признак профессионализма преподавателя – умение чередовать задания таким образом, чтобы поддерживать работоспособность слушателей на высоком уровне продолжительное время. «…преподаватель должен иметь обширный фонд историко-технических, художественно-технических и чисто художественных задач, чтобы организовывать "паузы" при первых признаках утомления у слушателей. Эти задачи должны - при всей их занимательности - работать на основную линию обучения, показывая диалектичность развития систем в любой области, в том числе - в искусстве», - такие рекомендации Г.С. Альтшуллера приведены в пояснительной записке к программе подготовки преподавателей ТРИЗ «Дедал». (Альтшуллер Г.С., Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись).

Примеры таких задач:

«Примем за постулат, что любой искусственный сигнал основан на тех или иных природных явлениях и потому может быть истолкован как сигнал природный. Спрашивается: каким должен быть космический сигнал, чтобы принявшая его цивилизация с абсолютной ясностью поняла, что сигнал имеет искусственное происхождение? Для определенности будем считать, что речь идет только о радиооптических сигналах». (Журнал «Техника и наука», 1980 г., № 2)

«В Народной республике Бангладеш, как утверждает статистика, 13 миллионов финиковых пальм. За сезон каждая пальма может дать 240 литров сока, идущего на изготовление пальмового сахара. Но для сбора сока надо сделать надрез на стволе под самой кроной. А это 20 метров высоты!.. Как быть?» (Альтшуллер Г.С, Найти идею. - Новосибирск, «Наука», 1986 г.)

«Космический корабль приблизился к неизвестной планете. Планета закрыта тонким слоем условных облаков: сквозь них могут пройти спускаемые с корабля автоматические станции, но не проходят никакие излучения. Проводная связь тоже невозможна.
На планете действуют те же физические законы, те же геологические, климатические и т. п. факторы, что и на Земле, на Луне или на Марсе. И только один фактор изменен. Задавая автоматическим станциям определенные программы исследований, надо с наименьшего числа попыток найти этот икс-фактор. Преподаватель играет за планету, слушатели — за экипаж корабля.» (Альтшуллер Г.С., Магический кристалл фантазии, журнал «Знание-сила», 1974 г., N 2, с. 53.)


«Дождь, снег, радуга, эхо, цунами, полярное сияние и т. д. — это реальные природные явления. Нужно придумать фантастическое природное явление — не менее впечатляющее.» (Альтшуллер Г.С., Формулы талантливого мышления, Журнал «Техника и наука», 1979 г., №3)


Из переписки Г.С. Альтшуллера с учениками - Письмо от 4.12.1978 г.:

«Метод фантограмм - один из элементов курса "Развитие творческого воображения". А курс этот - одна из частей программы обучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Применять фантограммы вне курса РТВ и без изучения ТРИЗ нельзя. Это все равно, что применять "Инструкцию по испытанию самолетов в пикировании", не зная пилотирования самолетов вообще. Или применять - в отрыве от хирургии вообще - тот или иной способ зашивания разрезов.

При обучении ТРИЗ мы сначала втягиваем слушателей в обильное и регулярное чтение научно-фантастической литературы... Проводится цикл обзорных лекций по фантастике. Потом начинаются простые упражнения, постепенно усложняющиеся. Многие из этих упражнений связаны с ТРИЗ непосредственно. Например, оператор РВС (см. "Алгоритм изобретения", стр. 123-126) используется и в ходе решения изобретательских задач, и для тренировки воображения».


В программы подготовки преподавателей включены блоки ЖСТЛ (Жизненная стратегия творческой личности). Преподаватель ТРИЗ, по мнению ее Автора, должен не только обучать, но и воспитывать слушателей – прежде всего, своим примером.. «Для успешного применения ТРИЗ (тем более - для подготовки преподавателей ТРИЗ) необходима коренная перестройка мышления и стиля жизни человека. Должно измениться представление о целях жизни и жизненных ценностях, должен расшириться кругозор, должна начаться упорная борьба за повышение коэффициента полезного использования времени…» (Альтшуллер Г.С. Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись).

Из переписки Г.С. Альтшуллера с учениками - Письмо от 06.03.1986 г.

«Получил "Борьбу". Очень хорошо! Поздравляю Вас с этой работой.

Вашу работу мы обсудили с Верткиным. Есть возможность сделать следующий шаг. Сейчас точность и глубина анализа упираются в "единицы", которыми Вы оперируете. Это слишком крупные "единицы": человек, идея, изменяемая социальная структура. Можно развернуть каждую из этих трех основных единиц в цепочку. Еретик (генератор новой идеи) не всегда - один человек. Здесь цепочка: один человек - несколько человек - малая система - система - большая система - все человечество. Объект изменения (объект приложения идеи) - тоже цепочка: один человек - несколько человек - малая система - система - большая система - все человечество. Наконец, цепочкой является и "степень еретичности идеи": от абстрактной научной теории (например, теории групп Галуа) до идеи, являющейся антитезисом господствующей идеологии. Получается трехмерный морфологический ящик - "пространство борьбы". Ваши вопросы, поставленные в работе, как нам кажется, перспективно рассмотреть в этом пространстве.

Любопытно было бы детализировать шкалу еретичности идей (одну из трех осей "пространства борьбы"). Потом построить морфящик. Рассмотреть предельные ситуации. Рассмотреть неясные ситуации (например, с Эйнштейном; его неагрессивность можно объяснить приглушенностью конфликта: один человек покушается на абстрактную теорию, непосредственно затрагивающую небольшую группу людей).
Попробуйте поработать в этом направлении; может быть, удастся наметить контуры "теории борьбы"».


Многолетний опыт свидетельствует: из 10 преподавателей на хороший исследовательский уровень выходит лишь один человек. А самые сильные преподаватели, по мнению Г.С. Альтшуллера, - те, кто ведёт исследования. В программу «Дедал» включены 14 учебных часов – на методологию проведения исследований по ТРИЗ. А преподаватели, занимающиеся исследованиями, всегда могли рассчитывать на помощь своего учителя.

Фрагменты переписки Г.С. Альтшуллера с учениками - Письмо от 08.02.1983 г.

«Черновик делайте на 9 страниц на машинке, даже на 10. Если этот объем мал, тогда на 13-15. В беловике должно быть или 8, или 12 страниц (на машинке через 2-интервала), промежуточные объемы нежелательны.

Что касается содержания, то, пожалуйста, учтите следующие пожелания:

1. Надо, чтобы текст был понятен инженеру (не биологу).
2. Поскольку материал идет в рубрике ТРИЗ, можно считать, что основы ТРИЗ читатель знает.
3. Уберите из текста все "канцеляризмы". Нужно просто человеческое, разговорное изложение.
4. Нужны рисунки.
5. Ссылки на литературу надо дать не в конце, а в тексте.
Разумеется, если за время, что статья лежала у меня, появилось что-то новое, надо это новое включить в статью.
Мне кажется, что сейчас в статье много частностей (это хорошо, я просто констатирую факт) и сравнительно мало ОБЩЕГО и ПЕРСПЕКТИВ. […] Какова сверхзадача исследования? Общая цель этого направления?»


Письмо от 20.12.1981 г.:

«…Поясню, что такое (в моем понимании) настоящая «детская» ТРИЗ. Вот пример. При работе над ЖСТЛ выявился один из механизмов выработки ДЦ и формирования творческой личности – «встреча с чудом» (каким-то необычном событием, вещью, книгой и т.д.). Так, Шлиман «начался» с увиденной в детстве книги, на обложке которой была картинка – гибель Трои.

«Встреча с чудом» - очень мощный инструмент формирования (с детства) творческой личности. Сейчас этот инструмент используется крайне редко. Возникает проблема: надо научиться сознательно организовывать «встречу с чудом» для выработки Достойной Цели. Тема требует (как минимум) года полтора-два на первичную разработку. Сначала разработка темы, потом проверка на опыте, а уж после этого – статья. И дальнейшие разработки – этой темы хватит на всю жизнь.»


Письмо от 24.04.1998 г.

«Но почему Вы сосредоточились именно на технических системах? Для исследователя, мне кажется, не менее соблазнительны природные системы. Ей — богу, есть смысл параллельно поглядывать на природные системы.

Для разбега перечитайте главу о палеобионике в "Алгоритме изобретения", изд. 2-е, издательство "Московский рабочий". Прочитайте без спешки. Не предъявляя излишних требований к методу аналогий. Словом, действуйте в лучших традициях английских пиратов: они верно служили своей Родине, охраняя ее торговые пути, но если представлялась возможность заработать "сверхурочные", они свой шанс не упускали...

Ну, а если бы Вы предложили еще парочку множеств (систем) для анализа по аналогии, было бы совсем прелестно...»


Письмо от 09.10.1983 г.

«Оставаясь на поверхности ОБЩИХ СООБРАЖЕНИЙ об идеальном веществе или идеальной машине, можно рассчитывать только на общие же выводы: идеальность - это хорошо, надо ее увеличивать и т.п. Имея более подробную модель идеальной системы, можно выявить более конкретные приемы идеализации.

Если такой путь окажется успешным, получится новый метод: вот идеальная система, вот ее главные характеристики, вот способы их улучшения, возьмем реальную систему, сравним, сделаем выводы...

Попробуйте, а?»


В своих работах Г.С. Альтшуллер описывает алгоритм выполнения новых разработок по ТРИЗ:

«Опираясь на опыт создания АРИЗ, можно сформулировать план разработки алгоритма решения задач в той или иной области.

  1. Сначала надо собрать патентный фонд — задачи и ответы па них. […] Описания «открывательских» задач и их ответы приходится собирать в литературе по истории науки, в мемуарах, в бесчисленных монографиях, учебниках, журнальных статьях. Еще сложнее собрать такой фонд в искусстве: тут регистрация открытий вообще не начата.

  2. Эффективная тактика решения задач зависит от их уровня. На нижних уровнях вполне годится метод проб и ошибок. Вся проблема в том, как решать задачи высших уровней. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать собранный патентный фонд и отделить задачи высших уровней от остальных задач.

  3. Затем надо сравнить решения задач высших и низших уровней. В чем разница? Если речь идет об изобретательстве, разница ясна: для решения задачи на высших уровнях надо преодолеть противоречие. А в науке, в искусстве? Может быть, там тоже все дело в преодолении противоречий. Но это пока только гипотеза...

    Назовем операцию, присущую решению задачи на высших уровнях, «операцией икс». Пока этот «икс» точно известен лишь для изобретательских задач.

  4. Теперь можно составить первый вариант алгоритма. «Операция икс» должна быть разделена на элементарные «шаги». Такое разделение — работа очень сложная, потому что «операция икс» не поддается механическому делению. Последовательность «шагов» может быть очень извилистой: в АРИЗ, например, «шаги» ведут через определение ИКР. А в науке? В искусстве?..

  5. Алгоритм не будет работать без информационного обеспечения. В принципе информационное обеспечение должно охватить все знания (вспомните слова Холмса). Но поскольку это невозможно, достаточно иметь главное из областей, наиболее важных для данного алгоритма. В изобретательстве такими областями являются физика и химия. А в науке и искусстве?..

    Информация должна быть обязательно переработана и сконцентрирована. […]

  6. Даже «заправленный информацией» алгоритм не будет работать, если не учтены психологические факторы. […]

  7. И только теперь можно начать испытывать первый вариант алгоритма. Испытание — обнаружение «сбоя» — коррекция алгоритма — снова испытание — обнаружение «сбоя» — и снова коррекция... Десятки, сотни таких циклов. Сначала проверка на уже решенных задачах, потом — на задачах новых и все более и более трудных. На первых порах задачи решает автор (или авторы) алгоритма, потом «руль» надо передать другим (вот где начнется серия «сбоев»: будут совершены все мыслимые ошибки и изрядное число ошибок, казавшихся немыслимыми...).

  8. Наступит момент, когда алгоритм будет готов. Но синюю птицу познания нельзя удержать в руках: алгоритм должен постоянно развиваться. Значит, снова изучение законов развития систем (технических, научных, художественных и т. д.), снова перестройка алгоритма, пополнение его информационного обеспечения, создание новых, более тонких приемов управления психикой, новые испытания и коррекции...
…создание алгоритмов решения технических, научных и других задач не только возможно, но и необходимо. Вслед за АРИЗ будут созданы алгоритмы для решения научных и других задач. На каком-то этапе неизбежно начнется разработка Общей Теории Решения Творческих Задач. Пока же мы делаем первые, самые трудные шаги.» (Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б.. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – С. 196-198.)

Известно: личные картотеки - один из способов ведения научной деятельности. В 1976 г. Г.С. Альтшуллер призвал своих учеников и коллег к созданию в среде ТРИЗ постоянно действующей системы информационного обмена на основе личных картотек. Первый выпуск так называемой "Сводной картотеки по теории и практике решения изобретательских задач" (далее - СК), составленный Г.С. Альтшуллером, был напечатан на пишущей машинке 12 сентября 1976 г. и разослан ТРИЗовцам.

Первоначально предполагалось, что каждый выпуск СК будет содержать наиболее интересную информацию, с позиций ТРИЗ, об изобретениях, открытиях и их истории, сведения о различных эффектах, новых задачах для преподавания и т.п. Но уже во второй информации о сводной картотеке (от 26.10.1976 г.) Г.С. Альтшуллер писал:

"Многие (входящие в СК - Прим. Л.Д. Комарчевой) карточки наталкивают на новые темы, гипотезы и т.д. Таким образом, СК с самого начала - помимо основной функции - становится формой приобщения к исследованиям, трибуной для обсуждения гипотез и т.д. Это существенно повышает ценность СК". Ведение личной картотеки – норма для преподавателя ТРИЗ.

Всего вышло более 60 выпусков СК. Многие ТРИЗовцы принимали участие в их составлении. Фрагменты из первых выпусков Сводных картотек:

Выпуск 1.

Открыто новое явление - радиотермолюминесценция (РТЛ). Кусок вещества замораживают до криогенных температур (например, полиэтилен - до минус 196 градусов) и облучают электронным пучком. После облучения свечение быстро гаснет. Но если нагреть вещество до нормальной температуры, вновь появится свечение. Это "размороженное" свечение зависит от структурных изменений в веществе - оно меняется при размягчении вещества, плавлении и т.д. Газета "Соц. Индустрия", 06 июня 1976 г.

Пример на феполь.

Способ отрезки капли стекломассы путем отделения ее от струи на выходе из питателя, отличающийся тем, что, с целью повышения качества поверхности капли, отделение ее осуществляют путем пережима струи концентрированным магнитным полем.

Бюллетень изобретений 1971 г., № 27, с. 76. Из картотеки Г.С. Альтшуллера.

Выпуск 2.

"Проявление закона согласования ритмики в "химических" системах.

Фермент аспартат-трансаминаза, связывающий белковый и углеродный обмен, состоит из двух субъединиц. Оказалось, что хотя каждая субъединица и проводит самостоятельную реакцию, обе эти реакции тесно связаны между собой. Можно думать, что они синхронизированы со сдвигом по фазе. В результате энергетически невыгодная стадия реакции на одной субъединице оказывается "сопряженной" со стадией, связанной с выделением энергии на другой. Фермент работает, таким образом, аналогично двухцилиндровому двигателю внутреннего сгорания, когда сжатие в одном цилиндре происходит одновременно с рабочим ходом в другом.

Журнал "Химия и жизнь", 1974 г., № 1, с.15. Из картотеки Г. Фильковского.

Выпуск 5.

Повышенная доза сильнодействующего лекарства может оказаться опасной для жизни. И хотя допустимая доза обычно бывает чётко указана на коробочках с таблетками или пилюлями, это не всегда предохраняет от печальных случайностей.В Англии запатентован "встроенный предохранитель" для лекарств. По мысли изобретателя А. Гранта таблетку окружают сначала слоем вещества, замедляющего растворение, а затем тонким слоем рвотного средства. Если проглотить сразу несколько таких таблеток, количество рвотного достигнет "критической массы", и таблетки будут выброшены из желудка, не успев раствориться. Одна-две таблетки не вызовут рвоты, пройдут через желудок в кишечник и там постепенно растворятся, оказав нужное действие на организм.

Пилюли с предохранителем, журнал "Наука и жизнь", 1976 г., №.10. Из картотеки А. Сохина.

Выпуск 10.

Своеобразное изменение структуры поля применила бразильская экспедиционная фирма в Сан-Пауло. Все письма, как известно, пахнут примерно одинаково. Фирма же высылает своим должникам письма, пропитанные духами, причем первое напоминание пахнет вполне приятно, а последующие все хуже и хуже. Президент этой фирмы объяснил журналистам: "Мы считаем, что обращаться к чувству обоняния должника более целесообразно, чем взывать к его рассудку!"

Журнал "Знание-сила", 1976 г., № 3, с. 49. Из картотеки В. Белильцева.

Нечто подобное, но похитрее, сделали лесники Дании.

Тех жителей, которые предпочли не покупать новогоднюю елку, а самостоятельно срубить ее, ожидал неприятный сюрприз. После того, как на незаконно приобретенных елках загорались праздничные огни, деревья начинали издавать резкий запах, терпеть который было просто невозможно. Как выяснилось, лесники в заповедниках провели специальную акцию - обрызгали особой жидкостью елки в тех районах, где обычно производились незаконные вырубки. Эта жидкость на морозе не имела никакого запаха, однако при температуре свыше 200 С она начинала распространять ужасное зловоние. Так были наказаны злоумышленники, рубившие елки в заповедниках и лесопарках.

Газета "Известия", от 06.01.1977 г. Из картотеки В. Мулина.


Литература:

Комарчева Л.Д., Как проводил обучение ТРИЗ Г.С. Альтшуллер

Рекомендуемые источники по ТРИЗ:


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian