Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Речевые технологии и тренинг [тезисы]


Материалы II-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Шестакова Евгения Сергеевна,
тренер-консультант, тренинговая компания «Лиона», 2005 г.

Современного бизнес-тренера, консультанта, психолога нельзя представить себе молчащим. Наряду с безупречным знанием материала, отработанными технологиями подготовки, продажи и проведения тренинга, а также пост-тренингового сопровождения, работа с собственным голосом - залог успешности специалиста. Голос - важнейший инструмент воздействия, в том числе и психотерапевтического. Звук этого инструмента должен вызывать доверие у клиента, располагать к общению. Голос может творить чудеса, исцелять больного, воодушевлять на плодотворную работу, или пугать и делать клиента еще более больным или неуспешным, если этот голос не гармоничен. Но что делать тем, у кого «рабочее волнение» перед выступлением выходит из-под контроля и становится «комом в горле»? И как справиться с состоянием «все забыл», когда требуется оперативно реагировать на изменение ситуации?

Ответ прост - работать над собой под чутким руководством специалиста. Данные навыки необходимы для эффективного ведения переговоров, востребованы в публичных выступлениях, в проведении презентаций, работе с большими и малыми группами, а также в других значимых социальных ситуациях.

Все упражнения, которые будут приведены ниже, просты и удобны в исполнении. Уделяя такой гимнастике всего несколько минут в день, можно позволить себе переключиться с одного вида деятельности на другой, снабдить организм свежей порцией кислорода и размять затекшие мышцы, тем самым, совершая приятную профилактику простудных и вирусных заболеваний, а, следовательно, сокращая число дней, которые вынужденно приходится «вычеркивать» из рабочего графика по причине болезни или недомогания.

Дисциплинируя себя подобными упражнениями, постепенно мы выходим на новый, более эффективный уровень жизни в целом и общения, в частности. Голос льется легко и беспрепятственно, люди, с которыми приходится общаться, заслушиваются, а, мы умело расставляем акценты и интонации, подчиняя логике речи ход лекции, беседы или переговоров. Работа с собственным голосом - не только сложная и кропотливая работа, но и новые знания, умения, а значит - еще одни шаг на пути к успеху.

Нет более живого выражения самой жизни, чем слово, потому что голос является выразительным проявлением дыхания, а дыхание есть сама жизнь.

Для того, чтобы музыкальный инструмент звучал прекрасно, его необходимо настроить, - для того, чтобы человеческий голос звучал гармонично, с ним нужно сделать то же самое. Настройка человеческого голоса - это выработка (обеспечение) координации в работе речедвигательного анализатора, который является грандиозно сложным и, вместе с тем, до изящества целесообразным устройством. Недочет (сбой) в работе любой из систем, естественно, сказывается на качестве звучания голоса и на речи в целом. Все системы управляются сигналами из Центральной Нервной Системы (ЦНС) и работают в тесном взаимодействии. ЦНС обеспечивает связь и взаимодействие речедвигательного анализатора со слуховым. Благодаря особой деятельности ЦНС человек способен давать себе отчет в производстве тех или иных речедвижений. И что особенно важно, по определению Н.И. Жинкина «механизм речи - это живой, постоянно совершенствующий механизм». Возможность совершенствования речевого механизма заложена в принципах деятельности ЦНС. При верно направленной работе с голосоречевым анализатором система корковых импульсов на речевое произнесение все время приспосабливается к тому, что должно быть, отбрасывая то, что реально получается, но чего не должно быть, в этом и состоит наивысший корковый анализ и синтез при произнесении звуков речи.

Однако для того чтобы сознательно стремиться к тому, что должно быть, необходимо точно знать и понимать - чего быть не должно, а также как воздействовать на каждую из систем. Для этого нужна диагностика.

1. Голосоречевой диагноз.

  1. Состояние голоса (тембр, степень звучности).
  2. Дефекты органические и неорганические (зажим гортани, нижней челюсти, шеи. Плоское звучание, завышенный уровень звучания, сипы, подхрипывания).

  3. Дикционные недостатки.

    - сигматизм - свистящие (с-з) и шипящие (ш-ж) звуки, африкаты (ч-щ);
    - сонорные: недосмыкание «м», «н», недостаточная вибрация кончика языка («р» - твердое или мягкое произнесение, «л» - подмена на «в» или слишком мягкое звучание;
    - взрывные звуки (п-б, в-ф, т-к) часто перенапряжены, а в конце слов не допроизносятся (не обдышиваются). Непрерывность и прерывность выдоха - на всех ли согласных звуках происходит выдох.

  4. Орфоэпические недостатки (говоры, диалекты).

    - гласные звуки «а», «о» - полнота ударного звука и редукция в предпредударных и заударных слогах;
    - согласные звуки г-к, в-ф - оглушение, ассимиляция - уподобление по звонкости-глухости. Особенности произнесения шипящих;
    - ритмомелодическая сторона речи.

  5. Прогноз речевого слуха, его состояние. Способность не только услышать, но и воспроизвести (органический или неорганический недостаток).
Вслед за диагностикой начинается работа с голосом. Ораторское искусство; успешная коммуникация; работа с ключевыми словами; расчет и учет времени, логика и мелодика речи; дыхание и свободное звучание; индивидуальные недостатки и их устранение - вот основные направления работы.

2. Управление речевой функцией.

Сложность и автоматизм процессов управления речевой функцией, высокая скорость речедвижений - серьезно ограничивают возможность непосредственного вмешательства в работу голосоречевых устройств. Именно поэтому в театральной школе, например, возникли и используются идеи косвенного, опосредованного и комплексного воздействия на голосообразующие и речевые органы, так называемая «Триединая взаимосвязь»: осанка, дыхание, голос.

Голос звучит беспрепятственно, объемно и ровно только при правильном дыхании. Верное дыхание, в свою очередь, обеспечивается правильной осанкой.

1. Понятие осанки: симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. Такая осанка ведет к беспрепятственной и удобной работе дыхательных мышц. При этом надо помнить о том, что низ живота и ягодицы должны быть всегда подтянуты. Осанку можно проверить простым и доступным каждому способом: подойдя к стене и прислонившись к ней спиной, почувствовать пять точек соприкосновения с нею - пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Еще один способ: обхватить кистями рук локти со стороны спины.

2. Дыхание. Люди с хорошей осанкой чаще всего имеют правильное, объемное или диафрагмально-реберное дыхание, которое выгодно отличается от других типов дыхания в обеспечении звучания голоса. В положении лежа на спине каждый человек дышит именно таким образом. От природы мужчины, как правило, обладают способностью к диафрагмальному дыханию, именно поэтому их голоса звучат объемнее, богаче и сильнее. Правильно организованная тренировка дыхания способствует нормальному протеканию жизненных процессов организма, снимает утомление, как общее, так и речевого аппарата, развивает этот аппарат, помогает его жизнедеятельности. Тренировка дыхания - сложный и энергоемкий процесс. Здесь отмечаются две крайности - перебор и недобор дыхания. При переборе дыхания (слишком большой вдох) возникает излишнее напряжение под голосовыми связками, голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно. Недобор дыхания, в свою очередь, лишает голос силы, плавности и звучности.

Полезно помнить, что вдох при воспитании навыков правильного дыхания нужно производить носом, а выдох через рот и теплый. Теплый выдох глубже холодного и заставляет работать мышцы глотки, челюсти, щек, диафрагмы.

Упражнения:

1. Тренировку дыхания лучше всего начинать с упражнений лежа на спине. Однако, зачастую в условиях тренинга это сделать невозможно, в этом случае, целесообразно начать с упражнения, которое называется «Баня».

«Баня». Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч - руки раскрыты на уровне плеч, ладони вперед - вдох носом активно и коротко - обхватить себя руками - выдох медленный и теплый через рот - руки развести в стороны, корпус развернуть вправо, после очередного вдоха - корпус на выдохе влево. Скорость выдоха менять. В стоячих упражнениях по дыханию вдох делается во второй фазе наклона корпуса вперед, быстрый и короткий, что помогает избежать перебора дыхания.

Тренинг облегчает работу всего голосоречевого анализатора, поднимает настроение и укрепляет уверенность в своих силах. Тренировка должна доставлять удовольствие, ощущение легкости, вызывать желание говорить и петь.

Как правило, все речевые недостатки, отмечают специалисты театральной школы, связаны с недостаточной тратой дыхания на те или иные звуковые комплексы. Важно воспитать сбалансированный характер по выдыхательной энергии, необязательно равномерный, т. к. затрата воздуха на гласные и согласные звуки - различна.

Для этого необходимо поставить диагноз: где блокируется (запирается) выдох:

- в начале слова;
- на африкатах;
- на «ы»;
- в середине слова;
- на конечном отрезке речи, досрочно истраченный выдох.

2. Упражнение, обеспечивающее беспрепятственный выдох: «Проталинка». В замороженном стекле - горячий выдох, направленный в одну точку (фиксированный).

Казалось бы, теплый выдох - это прописная истина, попробуйте сказать что-нибудь на вдохе, ничего вразумительного не получится. Тем не менее, выдох может быть разным - теплым и холодным. Для того, чтобы это почувствовать, достаточно вспомнить, какой мы делаем выдох, когда, скажем, получили ожог. Теплым же выдохом мы, напротив, не остужаем, а согреваем ладони. Лишь теплый, беспрепятственный выдох позволяет речи литься плавно, как ручеек.

3. Воспитание речевого голоса.

Упражнения:

1. Исходное положение: челюсть опущена (проверить пальцем образование околоушной впадины), кончик языка на альвеолах передних нижних зубов - вдох через нос - выдох через рот, 4-5 вдохов, после чего подтянули нижнюю челюсть.

2. Исходное положение то же. Корнем языка произносить: «га-га-га».

3. Рождение звука - от фонационного (теплого) выдоха к звуку. Присоединение гласного звука к теплому выдоху. Теплый выдох - добор носом - теплый выдох - продолжая выдох, озвучиваем гласный. По проторенному пути, образованному теплым выдохом, беспрепятственно в истинном среднем уровне течет звук (звукоряд гласных: у, о, а, э, и, ы). Второй этап этого упражнения - переход к вибрационному массажу резонаторных полостей на сонорных звуках (м, л, н). Теплый выдох - добор - теплый выдох + гласный + сонорный (сомкнуть губы, мягко подтянуть нижнюю челюсть) - тянем сонорный «м». Далее от плотного, полетного, объемного сонорного тянущегося звука переходим к слову (тексту, насыщенному теми же сонорными звуками).

Например: М-М-М-Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала да так и не выболтала.

Текст чистоговорки звучит также плотно, объемно и ровно, как сонорный звук. Обращать внимание на объемное звучание ударной гласной.

4. Исходное положение стоя. Произнесение слова, приседая, легко сгруппировавшись, актив движения совпадает с активом слова (ударный гласный).

Например: Не красна (приседание - вставая, добор носом) изба - (приседание) - (и далее по тексту чистоговорки, приседая на каждом слове) - углами, а красна - пирогами.

Далее используются голосоречевые упражнения комплексного характера, совмещающие дикционную четкость и двигательную энергию, помогающую звуку обрести полетность, звучность, динамику и звуковысотность.

Главное требование в овладении комплексных упражнений - это контроль за опорой, открытостью глотки, свободным резонированием и дикцией.

4. Исправление дикционных недостатков.

Путь к исправлению дикционных недостатков - тренировка четкости артикуляционных укладов и отдельных органов артикуляционного аппарата.

1. Нижняя челюсть: мягко, плавно опустить челюсть (до появления околоушной впадины), также подтянуть. Еще одно: выдвинуть челюсть вперед на сколько возможно, вернуть в исходное положение, задвинуть назад - вернуть в исходное положение, таким же образом, через исходное положение сдвигать влево и вправо.

2. Язык: расслабить язык полностью от корня до кончика - «толстый язык» - сразу превратить его в «тонкий», затем в «плоский», образовать «лопатку», превратить ее в «трубочку», убрать язык в полость рта, зубы и губы сомкнуть, достать кончиком языка последние коренные зубы слева, после расслабления - справа. Еще одно упражнение называется «Кисточка» - необходимо писать кончиком языка перед собой слова печатными буквами. Язык работает «самостоятельно» без помощи губ, челюсти, и, тем более, шеи.

3. Губы: собрать в точку - растянуть в «улыбку». Собранные губы вправо - исходное положение - влево - исходное положение - вверх - исходное положение - вниз - исходное положение, затем, круговое вращение по часовой стрелке и против.

Полезно произнесение чистоговорок, отслеживая место образования каждого звука.

Например: Из-под пригорка, из-под выподверта
Зайчик приподвыподвернулся.


5. Закрепление приобретенных навыков.

Из описанных приемов и упражнений можно составить тренировочный комплекс, включающий проверку осанки, разогрев дыхания, между этими упражнениями включить артикуляционную гимнастику, а затем, переходить к голосовым упражнениям, в которых усилить контроль за опорой дыхания и четкостью произнесения, проверяя открытость глотки и свободу резонирования.

Индивидуальные комплексы упражнений должны учитывать особенности речи тренирующегося в соответствии с поставленным диагнозом.

Голосоречевой тренинг и особенно дыхательная гимнастика (полезно освоить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, описанную во многих публикациях, так как она не только укрепляет здоровье, но и улучшает тембр голоса) должны сопровождать всю жизнь профессионала с речевым воздействием на клиента.

Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны. Создавалась она на рубеже 30-40-х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н. Стрельникова была певицей и его потеряла.

Гимнастика зарегистрирована Государственным Институтом патентной экспертизы в 1972 году. Ее автору Александре Николаевне Стрельниковой в Госреестре СССР было выдано авторское свидетельство номер 411865 на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение - самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и, прежде всего дыхание.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок - максимальный результат. Это как раз то, что необходимо для достижения оптимального результата в работе с голосом и речью.

Результаты звучания и произнесения, найденные в процессе тренировки, необходимо незамедлительно вводить (использовать) в бытовую, повседневную речь; и, безусловно, проверять свои наработки в профессиональной практике; снова возвращаться к тренингу и проверке результатов в речевом общении (только при таком условии плоды вашего труда могут закрепиться и превратиться в навык).

Голосоречевой тренинг должен сопровождать всю жизнь профессионала с речевым воздействием на клиента, в этом, наряду с основными навыками и способностями, залог успеха нашей деятельности!

Упражнения и примеры взяты из тренинга «Голос - инструмент успешности».


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian