Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Как проводил обучение ТРИЗ Г.С. Альтшуллер


Доклад на Рождественской конференции СПб Клуба консультантов и тренеров
18 декабря 2004 г.

 Автор: Комарчева Лариса Дмитриевна,
Исполнительный директор, Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера, 2004 г.
Сайт: http://www.altshuller.ru

«Решение задач - основа основ процесса обучения ТРИЗ. Умение составлять задачи и ставить их перед слушателями отличает сильного преподавателя» (Альтшуллер Г.С., Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись).

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известна в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и др. Книги первого разработчика ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера [15.10.1926 - 24.09.1998] переведены на десятки иностранных языков. Его учениками себя называют тысячи людей в мире, как активно работающих в ТРИЗ, так и те, чья деятельность в настоящее время прямого отношения к ТРИЗ не имеет. В числе компаний, специалисты которых используют ТРИЗ в своей производственной деятельности, либо пользуются услугами специалистов по ТРИЗ извне: ABB; Agilent Technologies; Alcoa CSI; Allied Signal; Appleton; Boeing; Bosch-Siemens; Bracco; Celestica Inc.; Chrysler; Clorox; Colgate Palmolive; Corporate Quality Melroe/Ingersoll-Rand; Delphi; Detroit Diesel; DSM; EaglePicher Technologies; Eastman Kodak; Energizer; Ford; Gillette; Hilti; Honda Ingersoll-Rand; Intel; ITT Industries; JI Case; LG Electronics Inc.; Lucent Technologies, Inc.; Marshall Space Flight Center; Motorola; Newport News Shipbuilding Sector; Philips Semiconductors; Nippon Chemi-Con, Japan; Nokia; Phillips Petroleum; Ryobi; Scitex; Siemens; Solvay; Texas Instruments; TRW Space and Technology Division; United Technologies; VLSI Technology Inc.; Western Digital Corporation; Whirlpool; Xerox и др.

Область применения технологий, основанных на ТРИЗ, достаточно широка. ТРИЗ или ее элементы включены в учебные программы ряда средних и высших учебных заведений России, изучаются в колледжах и университетах США, Японии, Вьетнама, Франции и других стран. Немного перефразируя ставшую крылатой фразу Г.С. Альтшуллера, можно сказать: «Над странами, где используется ТРИЗ, никогда не заходит солнце»… В то же время, признание ТРИЗ в мире приводит иногда к тому, что услуги по обучению предоставляются не профессионалами. Закономерен в этой ситуации интерес к преподавательской стороне деятельности Г.С. Альтшуллера. Вопрос «Как обучал ТРИЗ Альтшуллер?» в той или иной форме задается на Интернет-форумах, в письмах, поступающих в Официальный фонд Г.С. Альтшуллера и членам его семьи.

Занятия по ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер проводил с 1948 г. по 1998 г. До 70-х годов XX века обучение ТРИЗ велось им преимущественно на экспериментальных семинарах. В конце 1957 г. в Министерстве строительства Азербайджана Г.С. Альтшуллером был проведен семинар, который считается первым семинаром по ТРИЗ.

В 70-е годы особенно быстро развивалась создаваемая Г.С. Альтшуллером система обучения ТРИЗ, включающая государственные и общественные формы. С 1970 г. обучение сосредотачивается в постоянно действующих учебных центрах: общественных институтах и школах изобретательского творчества (Москва, Кишинев, Фрунзе, Дубна, Обнинск и др.), народных университетах научно-технического творчества (Баку, Ленинград, Красноярск, Днепропетровск и др.). Обучение ТРИЗ в эти годы шло через курсы и семинары, организованные различными министерствами и ведомствами, Всесоюзным обществом «Знание», НТО, ВОИР, администрациями предприятий, НИИ, вузов. Занятия по ТРИЗ велись и в ряде отраслевых институтов повышения квалификации специалистов. В эти годы Г.С. Альтшуллером была создана и в последующие десятилетия развивалась не имеющая аналогов образовательная сеть. В 1984/85 учебных годах, например, в СССР работали свыше 250 народных университетов, общественных институтов, школ, курсов, семинаров, групп ТРИЗ.

В архиве Официального Фонда Г.С. Альтшуллера, созданного на основе семейного архива Автора ТРИЗ, хранятся разработанные им программы обучения, методические материалы. Он занимался проблемой обучения ТРИЗ как на концептуальном уровне, так и на учебно-методическом.

«Система обучения ТРИЗ - это именно система, с присущими ей системными особенностями», - написано в пояснительной записке к комплексу учебных программ "Икар и Дедал".

Г.С. Альтшуллер считал необходимым вести обучение ТРИЗ на 3-х уровнях: подготовка пользователей (решателей), преподавателей и исследователей. Комплекс учебных программ “Икар и Дедал” для целей подготовки пользователей и преподавателей разрабатывался им в течение 17 лет. Он хранится в архиве Фонда Г.С. Альтшуллера – вместе с поурочными планами, конспектами лекций, различными материалами методического характера. Вместе с тем, чрезвычайно важной задачей он считал подготовку разработчиков ТРИЗ – писал об этом, говорил в выступлениях на конференциях.

Одна из особенностей обучения ТРИЗ по программам "Икар и Дедал" - регулярное выполнение слушателями письменных домашних заданий по разбору творческих задач. При этом каждый слушатель знакомился только с замечаниями по своей работе. В ходе занятий по ТРИЗ был найден приём, позволяющий наглядно и компактно показывать типовые ошибки и удачные решения: для этого по итогам проверки домашних работ изготавливались плакаты с записями решения задачи, отражающие ошибки, удачи и т.д. Определенные приемы создания таких плакатов включены в программу подготовки преподавателей ТРИЗ «Дедал».

Специфика обучения ТРИЗ состоит в том, что однажды использованная задача быстро становится известной: в учебной группе могут оказаться люди, уже знающие ответы большинства учебных задач – по книгам, статьям и т.д. Обучение, построенное на использовании уже опубликованных задач, малоэффективно – если речь идет об обучении ТРИЗ. Учебная задача не должна требовать узкоспециальных знаний. И фонд задач, учил Г.С. Альтшуллер, должен постоянно обновляться.

«Решение задач - основа основ процесса обучения ТРИЗ. Умение составлять задачи и ставить их перед слушателями отличает сильного преподавателя» (Альтшуллер Г.С., Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись). Изначально обучение ТРИЗ велось на изобретательских (креативных) задачах. Пример учебной задачи:

«При испытаниях новой конструкции парашюта применяют небольшой макет, устанавливая его в прозрачной трубе, по которой идёт поток воды. Главное при таких испытаниях - киносъёмка вихрей воды за всеми частями модели (купол, стропы). Как сделать эти вихри видными? Попробовали покрывать макет растворимой краской. Но краска быстро растворяется, приходится часто прерывать испытания. Как быть?»

«Лет десять назад на занятиях по ТРИЗ слушателям предложили такую учебную задачу:
В море на глубине 500 м обнаружен большой (6 м3) и очень прочный деревянный сундук с драгоценностями и золотом — сокровищами Флинта. Сундук на две трети высоты погружен в песок. Для его подъема нужна сила в 100 т. В вашем распоряжении понтон соответствующей грузоподъемности, подводная телекамера. Как прикрепить понтон к сундуку? Водолазы на такой глубине работать не могут. Подводных аппаратов с манипуляторами нет», - писал Г.С. Альтшуллер в 1980 г. (Сокровища Флинта, «Техника и наука», 1980, № 1). А слушатель АзОИИТа Кондраков И.М. вспоминает аналогичную задачу - как свою первую учебную задачу: «На первом занятии мы решали задачу о подъеме затонувшего судна. Вначале решали методом ПиО, а затем мозговым штурмом. Нам раздали материалы. Решали азартно, на переменах пытались доказать преподавателю (Г.С. Альтшуллеру) гениальность своего решения, но на контрольные решения так и не вышли. Преподаватель интересно рассказывал, давая и нам высказаться по поводу решения. На первом занятии мы – вся команда - решили твердо учиться в АзОИИТ, т.к. каждый нашел то, что искал».


При использовании производственных задач Г.С. Альтшуллер рекомендовал проводить предварительную обработку таких задач, которая «снимет излишнюю специализацию и - главное - придаст «чужой» задаче общую привлекательность». Примером хорошей формулировки производственной задачи, позволяющей каждому слушателю использовать свой опыт и свои знания, считал:

«Предположим, вы назначены послом на Марс. Будем считать, что условия на этой планете - почти как на Земле. Люди и техника тоже почти такие же. А управляет Марсом Аэлита, та самая Аэлита - из повести Алексея Толстого. Или, если хотите, её правнучка, очень похожая на толстовскую Аэлиту. Посольство отправляется впервые, от успеха вашей миссии зависит установление дружеских отношений между двумя планетами. Так вот, вы - посол, и по древним марсианским обычаям должны, прежде всего, преподнести Аэлите подарок - какое-нибудь новое украшение. Заметьте, золота на Марсе - как у нас железа. Алмазов и других драгоценных камней - как у нас булыжников. Поэтому дело вовсе не пышности и стоимости подарка. Нужно придумать что-то необычное, свидетельствующее о тонком вкусе землян… и достойное Аэлиты».

В помощь начинающим преподавателям Альтшуллером Г.С. разрабатывались и рассылались «твёрдые копии»: примерные программы занятий и поурочные планы. «План должен помочь преподавателю рационально провести занятие. Разумеется, приведенные ниже планы - отнюдь не нечто обязательное. Но они составлены на основе предыдущего опыта и включают все разделы, знание которых потребуется слушателю при сдаче экзаменов», - писал он в сопроводительной записке к планам. План проведения занятий, по его мнению, должен предусматривать «чередование тем и форм занятий: в план включены упражнения по развитию творческого мышления, дискуссия по различным аспектам формирования творческой личности» (Альтшуллер Г.С., Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись).

Для организации «пауз» на занятиях - при признаках утомления у слушателей - преподаватель должен иметь обширный фонд историко-технических, художественно-технических и чисто художественных задач. Эти занимательные задачи должны были показывать диалектичность развития систем в любой области, в том числе, и в искусстве, - т.е. работать на основную линию обучения.

Примеры таких задач:

«Перед Чюрлёнисом стояла задача самой высокой трудности в живописи – показать бесконечность вселенной. Как Вы решали бы эту задачу?» Г.С. Альтшуллер, 1986 г., О Чюрлёнисе, материалы Симферопольского семинара;

«Некоторое время назад в журналах «Мисайлз энд рокетс» и «Авиэйшн» появились сообщения о новом материале для внутренней отделки кабин космических кораблей. Материал этот имел необычные для конструкционных материалов свойства: в аварийной ситуации при длительном полете отделку можно было снять и... съесть. Обозреватель английского журнала «Нью-Сайентист» встретил эти сообщения насмешками: «Какой великолепный дождь технологических новшеств прольется теперь на нас! Взять хотя бы такой самый тривиальный шаг вперед, как создание съедобного автомобильного двигателя... Воцарится всеобщее процветание, особенно в тех отраслях промышленности, которые выпускают различные соусы, придающие особый вкус старой швейной машине или паре съедобных футбольных бутсов». А как бы вы отнеслись к идее «съедобных» конструкционных материалов?» (Г.С. Альтшуллер., Девиз мушкетеров, журнал «Техника и наука», 1980 г., № 12);

«В мастерской заканчивали работу над памятником Фрези Грант. Скульптор старался точно воссоздать «Бегущую», как она изображена в романе Грина. Но как показать, что девушка бежит по волнам, если волн не должно быть?.. После долгих поисков скульптор решил поставить статую на постамент из лазурита — похожего на вспененную воду сине-белого камня: пусть игра его красок создает иллюзию подвижной морской волны. В мастерскую привезли камни неправильной формы. Их надо было превратить в параллелепипеды. Использовали самый быстрый способ: выравнивание горелкой. Огонь оплавлял, сглаживал неровности. Но работа шла медленно, приходилось часто отводить горелку и проверять, ровная ли получается поверхность. Скульптор задумался: как быть?.. Дайте простое решение этой задачи. Затем усложните задачу: как поступить, если бы пришлось той же горелкой делать фигурную поверхность?» (Альтшуллер Г.С., Бегущая по волнам, журнал «Техника и наука», 1981 г., № 2).

По каждому занятию преподавателям рассылались еще и замечания, отражающие реальный ход занятий, конспекты лекций Г.С. Альтшуллера. Эти материалы помогали проводить занятия на достаточно высоком уровне – под руководством Г.С. Альтшуллера.

В 1970 году Альтшуллер Г.С. начал преподавать ТРИЗ ученикам 8-10 классов. С 1974 года возраст его учеников снизился до 10 лет. И в течение 12 лет (1974-1986) в России проводился не имеющий аналогов в мире эксперимент по обучению ТРИЗ школьников 5-х - 9-х классов. Занятия публиковались в «Пионерской правде», выходящей многомиллионным тиражом.

В 90-е годы российская педагогика переоткрывала проблемное обучение. На проводимых Г.С. Альтшуллером занятиях слушатели всегда обучались, активно открывая для себя новый материал, участвуя в сотворчестве с учителем. Из воспоминаний преподавателя ТРИЗ Г.И. Иванова: «Он не изрекал истины, он показывал безбрежность творчества и его доступность каждому. Он не учил, а приглашал к сотворчеству, показывал путь к нему. Мысли, которые давал Генрих Саулович, становились личными мыслями слушателей и каждый из нас думал, что он становится гениальнее. Слушатели семинаров всегда отмечали образность речи Генриха Сауловича и тот своеобразный юмор, который присутствовал в его лекциях:

    Спорщику - «Вы правы, но Вы ошибаетесь!»;
    Любителю «метода проб и ошибок» - «Глубоко копаете. Но не в том месте!»;
    Злопыхателю - «Наверное, я не ошибусь, если ничего не скажу на вашу реплику», «Ход ваших мыслей мне понятен. К сожалению, непонятны сами мысли»;
    О системности мышления - «С точки зрения воробья, автомобиль менее совершенен, чем лошадь: он не дает навоза»;
    О законах развития техники - «Среди железных правил всегда встречаются золотые исключения»;
    Об экологических проблемах - «Если бы природа умела стрелять, она бы в первую очередь застрелила автомобиль»;
    «Не требуйте чувства меры от чувства собственного достоинства» - общий совет».
Главным отличием Альтшуллера-преподавателя было то, что он заставлял думать самих слушателей, не изрекая готовых истин, создавая при этом на каждом занятии атмосферу праздника. «Занятия вел в энергичном темпе, постоянно заставляя думать. При этом каким-то образом создавал приподнятую, торжественную атмосферу. Задачи решали красивые и интересные. Загружал он нас «от и до», - вспоминает участник проводимых Г.С. Альтшуллером семинаров и конференций разработчик ТРИЗ Бдуленко М.К.

Надо заметить, что в обучении ТРИЗ ставка делалась в первую очередь на качественные методики решения изобретательских (творческих, креативных) задач, а не на форму подачи материала.

«Занятия по АРИЗ перемежались с занятиями по РТВ (Развитие Творческого Воображения – Прим. Л.Д. Комарчевой). Но никогда Г.С. Альтшуллер не спешил, «смакуя» каждую задачу, каждый шаг АРИЗа. Если говорить о Генрихе Сауловиче как о преподавателе, то он умело сочетал хорошего методиста и талант артиста, играющего в главной роли себя. Один и тот же материал он много раз обыгрывал на аудитории, каждый раз шлифуя его и создавая впечатление лекции-экспромта», - вспоминает время обучения в АзОИИТе Кондраков И.М.

Каждый слушатель с первых дней занятий начинал вести личную картотеку, собирая информацию о новых приемах, физических эффектах, различных материалах, особо удачных и красивых технических решениях и т. д. На основе личных картотек (а их были тысячи) отбиралось самое интересное в т.н. «сводную картотеку» (сейчас бы сказали «базу данных» – Прим. Л.Д. Комарчевой), ведущуюся совместно всеми школами и институтами. В ней скапливалось все самое интересное.

К началу 80-х годов многолетний опыт преподавания ТРИЗ разным категориям слушателей подсказал, что обучения использованию только инструментов ТРИЗ недостаточно. «Инструменты творчества, которыми овладевает слушатель, тянет в сторону "диких" идей, а оставшийся без изменений нетворческий характер человека заставляет отказываться от неожиданных решений. Смущает "дикость" идеи, необходимость борьба за неё, хочется "чего-нибудь попроще", поспокойнее… Для успешного применения ТРИЗ (тем более - для подготовки преподавателей ТРИЗ) необходима коренная перестройка мышления и стиля жизни человека» (Альтшуллер Г.С., Комплекс учебных программ «Икар и Дедал», рукопись). В учебные планы с этого времени стали обязательно включаться занятия по ТРТЛ (Теории Развития Творческой Личности), разработанной Г.С. Альтшуллером в соавторстве со своим учеником И.М. Вёрткиным.

Директор консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС» И.Л. Викентьев отмечает: «И в книгах, и в переписке, и на семинарах Г.С. Альтшуллера всегда отличала:

а) неспешная методическая проработка материала;

При этом ряд преподавателей ТРИЗ во время занятий и в публикациях:
  1. "показывали себя";
  2. излагали свои мысли, гипотезы и оценки по поводу ТРИЗ;
  3. старались - в частностях - превзойти автора теории и т.п.
Г.С. Альтшуллер сознательно и неспешно (!) показывал Слушателям свой Метод. По аналогичному поводу реформатор театра К.С. Станиславский заметил: "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве".

b) на его занятиях, так или иначе, железно присутствовала мировоззренческая линия:

обкатка новых материалов по ТРИЗ ---> подготовка Решателей ---> подготовка Преподавателей ТРИЗ ---> подготовка Разработчиков
(увы, последняя работа была прервана в 1998 году...).

с) с середины 80-х Г.С. Альтшуллер все больше акцентов делал на Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ).

Т.е. были преподаватели, кто проходили материалы быстрее, приводили больше примеров (разные апостолы пишут разные eвангелия), но столь широкого мировоззрения они не давали».

Преподаватель ТРИЗ Г.И. Иванов делится воспоминаниями о таких занятиях: «Вероятно, мне повезло. Немногие могут сказать, что им в жизни встретился настоящий Учитель. Таким Учителем, с большой буквы, для меня был и остается Генрих Саулович Альтшуллер – человек удивительной судьбы, удивительных дел, посвятивший свою жизнь познанию законов творчества. То, что сделал Генрих Саулович оценить в полной мере, вероятно, смогут только наши потомки. Вспоминаю семинар, который вел Генрих Саулович в 1984 году в г. Ангарске. Напряженная тишина в зале, десятки глаз устремлены на одного - уже немолодого, седеющего - человека, который тихим голосом медленно произносит слова и фразы. Казалось, что эти слова каким-то образом тут же превращались в живую плоть, проникали в сознание и оставались в нем как величайшие откровения. Многие из нас, сидящие в зале, были уже профессионалами в ”железной” ТРИЗ, хорошо разбирались в технике, имели по десятку и более изобретений, но то, что слышали мы сейчас, на этом семинаре, было неожиданным. Речь шла о... человеческой жизни, точнее о смысле человеческой жизни, ее качестве и результативности. Было ясно, что мы слышим не схоластические утверждения скучающего разума, а откровения глубоко пережитые и выстраданные. Генрих Саулович приглашал нас оценить результативность прожитой части жизни, найти критерии оценки, определить условия, при которых жизнь становится творческой. Мы начинали понимать, что творчество в технике это только малая часть деятельности человека. Вся жизнь его должна составлять непрерывную цепь творческих поступков. Так для нас открывалась Жизненная Стратегия Творческой Личности. И перед нами стоял тот человек, который воплотил эту стратегию в реальность».

Рекомендуемые источники по ТРИЗ:



Качества Творческой Личности

Официальный сайт фонда Г.С. Альтшуллера

Бесплатно распространяемая электронная книга: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера)

Библиография Г.С. Альтшуллера

Очное обсуждение аналогичной проблематики идёт на наших
периодически проводимых Конференциях по инновациям


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian