Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Упражнение-разминка на тренинге "Звездный час" [серия "Упражнения для тренингов"]

 Автор: Светлана Рожкова

Данный материал предоставлен Докладчиком Рождественской Конференции "Как создать и продвигать тренинг или бизнес-семинар" (прим. Редактора сайта).

Работа по созданию нового бизнес-семинара и тренинга напрямую зависит от аудитории, с которой тренер планирует работу. Так построение программы, отбор приемов и упражнений, разработка иллюстративного и раздаточного материала определяются тем, к какой социальной, психологической, возрастной и др. группе относятся участники.

Проведение тренинга для молодежи (в частности для студентов) в корне отличается от работы со взрослой аудиторией. Особенно отличаются приемы ведения общей канвы тренинга и отдельных упражнений. Для «юных взрослых» очень важны отношения с тренером. В моей практике моя целевая аудитория – студенты СУЗов и ВУЗов. Вести занятия достаточно просто, потому что они практически мои ровесники, при этом многих из них я знаю лично в повседневной жизни. При составлении программы для этой аудитории я стараюсь делать акцент на ролевых играх. Даже в качестве разминки я выбираю довольно часто именно ролевую игру. Ярким примером этого является упражнение «Звездный час».

Схема упражнения

Упражнение «Звездный час» может быть проведено несколькими способами. Выбор способа зависит, прежде всего, от целей, которые ставит тренер перед этим упражнением.

  1. Задание сообщается участникам еще перед тренингом для подготовки, обдумывания темы, стиля выступления, манеры говорить и т.п.


  2. Тренер дает задание неожиданно для участников. При этом на подготовку к своему звездному часу участнику дается всего 1-2 минуты, после чего каждый «в прямом эфире» должен выступить.

  3. Тренер может дать конкретную роль для участников (например, выступление политика, журналиста, знаменитого музыканта)

  4. Вариацией 3 способа может стать задача раскрыть определенную тему, проблему, вопрос (философский, профессиональный, политический, социальный и т.п.)
В моей практике при использовании 1, 2 способа выступления студентов разделились на 3 основные группы.

1 – собственная биография (причем рассказывается стандартно, стереотипно),
2 – конкретная тема рассказа (необычный случай, история из прошлого, мечта, описание знакомых или друзей, рассуждение на философскую тему и т.п.).
3 – провал звездного часа, когда участников либо просто отказывается выступать, либо выходить и молчит, мычит, улыбается, но только не выступает. Такая группа выступлений требует особого внимания тренера: ему необходимо выяснить, определить причины отказа каждого участника выступать. Зачастую участники, ведущие себя таким образом очень зажаты, имеют какие-либо физические или психологические комплексы и недостатки. Проведя упражнение в самом начале занятия, тренер сможет (и, без сомнения, должен!) в дальнейшем быть внимательным к данному типу людей, аккуратно и предельно корректно работать с ними во время других упражнений, обсуждений и анализа. От этого во многом зависит настрой, настроение всей группы и конечные результаты тренинга.

После этой разминки я перехожу на совместное обсуждение этого упражнения, причем уделяю этому значительную часть времени, установленного на упражнение. На тренинге «Искусство устного выступления» мы вместе находим плюсы и минусы «звездных часов», анализируем самые яркие выступления, приходим к совместным выводам, после чего я перехожу к лекционному блоку (он длится около15 минут).

Цели и задачи, которые могут быть достигнуты и решены с помощью упражнения
  1. Сосредоточить внимание аудитории

  2. Определить следующие возможности, навыки каждого участника:
    1. быстро адаптироваться и реагировать в новых ситуациях
    2. выступать перед аудиторией
    3. красиво и грамотно выражать свои мысли
    4. четко распределять время (строгое соблюдение установленного тренером срока выступления)
    5. анализировать собственные результаты, находить слабые и сильные стороны в выступлении
Типовые ошибки

Следует сказать несколько слов о типовых ошибках, допускаемых тренером при ведении упражнения «Звездный час»:
  1. Ошибки при выборе места данного упражнения в общей схеме тренинга. Зачастую упражнение разрывает канву тренинга, либо просто не соответствует целям занятий. Важно иметь в виду, что использование данного упражнения на практике не является «легкой, расслабляющей, развлекательной» разминкой. Упражнение не должно превращаться в «смешную игру».

  2. Неточная, некорректная формулировка задания, отчего участники не понимают свою задачу и, как следствие, неправильно интерпретируют ее в своем выступлении;

  3. Несоблюдение точного времени, выделенного на каждое выступление участника (звездный час некоторых значительно увеличивается)

  4. Слабый и поверхностный анализ упражнения с участниками, отсутствие диалога (тренер высказывает свои наблюдения, соображение по поводу проведенного тренинга и практически не дает слово самим участникам)

  5. Напротив, слишком детальный анализ, на который тратиться слишком много драгоценного времени и где допускается резкое обсуждение слабых сторон выступлений некоторых участников, при этом тренер акцентирует внимание не на том, как это можно исправить или не допустить



Выполнение упражнения: основные моменты, на которые необходимо обращать внимание

Тренинг «Искусство публичного выступления».
Целевая группа – студенты ВУЗов и СУЗов. Число участников – 20 человек.
Задание - продумать «Звездное выступление» на 1 минуту; дано заранее, за несколько дней до тренинга.
Время проведения - Упражнение запланировано на самое начало тренинга.
Продолжительность - Упражнение рассчитано на 40 минут. При этом из них на анализ упражнения отводится 20 минут.
Процесс выполнения упражнения:
  • Выступающие на звездном часе выходят согласно очереди по кругу.
  • Каждый участник тренинга выступает ровно 1 минуту:
    - если речь короче – его не полагается отпускать, пусть просто стоит перед аудиторией,
    - если речь длиннее – тренер прерывает речь, даже на полуслове – таковы жесткие правила упражнения.
Анализ «Звездного часа»
После всех выступлений проводится их анализ. Тренеру необходимо указать участникам тренинга на основные плюсы и минусы выступлений, выделить вместе с участниками самые показательные, самые запоминающиеся. В том случае, если упражнение является не просто разминкой, а подготовкой к дальнейшей работе по определенной тематике, тренеру необходимо заострить внимание участников на деталях, важных именно для этого. Тренеру важно постараться ввести «учеников» в обсуждение упражнения, нацелить их на самостоятельный анализ собственных ошибок и удач, но не авторитарно высказывать только свою точку зрения.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian