Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Шаги корпоративной отчётности

 Автор: Светлана Емельянова, Владимир Сметанников,
КЦ «ШАГ»
Сайт: http://www.stepconsulting.ru

В мае 2010 года в Амстердаме прошла III-я международная конференция, посвященная нефинансовой корпоративной отчётности. В конференции приняли участие 1215 человек из 77 стран мира, что подтверждает высокий интерес к данной теме. При этом на конференции были представители восьми групп заинтересованных лиц: бизнеса, науки, аудиторов, финансового и социального секторов, профсоюзов, некоммерческих и правительственных организаций. На конференции была поставлена амбициозная цель: к 2015 году все крупные и средние предприятия в большинстве стран-участниц будут готовить отчёт в новом формате, объединяющем финансовые и нефинансовые параметры. Новая глобальная международная система отчётов проникает во все страны и сферы, и в Россию в том числе. Как же происходит эволюция развития корпоративной отчётности, и какое место в этом движении занимает Россия?

Финансовая отчётность или как все начиналось


Открытая форма финансовой отчётности появилась в США в конце 19-го века. Первая финансовая отчётность компании General Electric была составлена в 1893 году и содержала информацию только о материнской компании. Компания U.S.Steel опубликовала свою первую сводную финансовую отчётность в 1903 году. Отчётность уже была представлена консолидировано, по всем компаниям, входящим в холдинг; к ней прилагалось подтверждение аудиторской компании о том, что «отчётность была проверена и найдена корректной». В Европе стандарты финансовой отчётности появились в начале 1920-х годов. Первые российские публичные компании, ввиду особенности экономической формации нашей страны, начали публиковать свои отчёты лишь в конце 1990-х годов.

Первая корпоративная отчётность отражала финансовое состояние корпорации. При появлении крупных компаний и развитии рынка капитала, первыми «потребителями» этой отчётности были акционеры и инвесторы. Соответственно, появились известные нам форматы финансовой отчётности – отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств, баланс, и разные документы, так или иначе расшифровывающие их. Составление открытых финансовых отчётов для акционерных компаний стало регулярным стандартом.

Развитие системы отчётов и спроса на них привело владельцев и инвесторов к пониманию того, что одной финансовой отчётности для понимания реального состояния компании может быть недостаточно, так как есть ещё множество факторов, которые влияют на эффективность и надёжность бизнеса. Например, в финансовой отчётности мы не всегда сможем найти информацию о положении компании на рынке, о системе менеджмента, о планах развития, не найдем информацию о той деятельности компании, которую она осуществляет на благо общества или государства.

Эволюция корпоративной отчётности


Не случайно некоторое время назад появилась идея о необходимости создания другого формата отчётов, или некого дополнения к финансовым отчётам. Это дополнение получило название «sustainability report» - отчёт о прочности, состоятельности компании. Этот отчёт показывает как раз недостающие стороны жизни организации – её внутреннее состояние и планы, её партнёрские отношения, цепочки поставок, влияние на окружающую среду, связи с обществом и с государственными структурами.

В русском языке появился перевод «sustainability», как «устойчивое развитие». Это становится устойчивым словосочетанием, хотя, на наш взгляд, недостаточно точным по смыслу, поскольку здесь отсекается коннотат, содержащийся в понятии «sustainability» в английском языке – это протяженность в будущее. Такой перевод, как стратегическая устойчивость или устойчивое стратегическое развитие, - звучал бы более полным. В этом случае для инвесторов и стейкхолдеров появляется возможность быть уверенными не только в том, что некая компания хороша сегодня. Но из-за того, что она хорошо встроена в рынок, в иные сферы взаимодействия со своим окружением, есть возможность быть уверенными в её устойчивом стратегическом развитии.

Когда мы читаем финансовую отчётность компании, мы видим итоги прошлого периода, хорошие они или плохие. Новый же стандарт отчёта пробрасывает мост в будущее. Sustainability report – это связь вчерашнего дня компании с её сегодняшним днем и с её планами на будущее. Именно поэтому там появляются цели развития компании, именно поэтому там говорится о том, как компания может реализовывать свою стратегию, как она в этом направлении двигается в соответствии с ключевыми для себя параметрами, которые она выбирает.

Стандарт нефинансовой отчётности «sustainability report» предполагает, что все стейкхолдеры компании, все с кем организация связана, дают ей обратную связь, относительно того, как эта компания удовлетворяет их интересы, выстраивает деловые отношения, выполняет свои обязательства. Практически отчёт о стратегической устойчивости – это система всестороннего мониторинга деятельности компании по нефинансовым показателям. Поэтому степень его социальной значимости и объективности существенно выше чисто финансовой отчётности.

В настоящее время отработаны три стандартных уровня нефинансовой отчётности, различающиеся по глубине и обстоятельности. Уровень «С» - самый простой, с минимумом критериев, который подходит и для начинающих, и просто для небольших компаний. Уровень «В» - средний по сложности, а уровень «А» - наиболее совершенный и подробный, раскрывает жизнь компании по большому количеству критериев.

Компания, которая хочет рассказать о себе миру современными методами, рано или поздно начинает готовить такой отчёт. Для этого необходимо выбрать уровень раскрытия информации из приведенных выше и составить отчёт - самостоятельно или с помощью специалистов. Далее у компании есть два пути:

1. Компания, - поскольку движение за нефинансовую отчётность является инициативным, т.е. добровольным, - может самостоятельно подготовить отчёт и разместить его на своем сайте и специально существующих для этой цели в Интернете международных площадках. Таким образом, она выступает в роли т.н. «самозаявителя», провозглашая всем заинтересованным лицам, что она готова вести прозрачный и нацеленный на долгосрочную перспективу социально ориентированный, «поддерживающий» бизнес.

2. Подготовленный компанией отчёт может, кроме того, пройти аудит и сертификацию у профессионалов в этой области. Аудиторы изучают отчёт, проверяют корректность информации и подтверждают, что он сделан в соответствии со стандартами. Тогда к буквам А, В или С добавляется символ «+» - критерий подтверждения профессиональным сообществом. Если мы видим на отчёте маркировку С+, В+, А+, это означает, что отчёт проверен и сертифицирован, как соответствующий международным требованиям.

Тенденции движения «Sustainability report» сегодня начинают распространяться не только на бизнес-компании, и даже не только на организации «третьего сектора». Их начинают осваивать уже и муниципальные, и даже государственные структуры. Так, на упоминавшейся выше конференции выступала мэр города Амстердама, которая сказала, что муниципалитет города уже подготовил очередной отчёт по своему устойчивому развитию и представил его для обсуждения жителям города. Отчёт состоит из 2-х частей – финансового блока и отчёта по устойчивому развитию. И это – отражение новой, все более широко распространяющейся тенденции, движения к интегрированной отчётности. Это, собственно, и есть перспективная форма отчёта об устойчивом развитии, который предлагается делать таким же прозрачным, как финансовую отчётность, к прозрачности которой мы привыкли пока только для публичных компаний.
Компании, которые рассказывали об опыте использования этих отчётов, говорят, что отчёт – это не самоцель, а средство достижения некоторых целей.

На рынке труда – это формирование имиджа привлекательного работодателя, ведь в отчёте предусмотрен блок о системе менеджмента и социальной ответственности компании перед сотрудниками. На рынке, на котором оперирует компания – это хороший инструмент PR, возможность рассказать о себе рынку как о производителе / поставщике товара / услуги. Для властных структур – компания показывает свою прозрачность, рассказывает о создании рабочих мест и о той пользе обществу, которую она приносит. Есть, безусловно, и внутренние эффекты: формирование отчёта помогает менеджменту сосредоточиться на главных целях бизнеса. Публикуя отчёт, компания показывает, что она ничего не скрывает, а наоборот, раскрывает информацию. Это очень ценят поставщики компании. Крупная компания через свою цепочку поставок поддерживаю множество более мелких компаний, потому что дает им гарантированный заказ.

Однако главным «потребителем» отчёта по-прежнему остаются инвесторы. Что может быть лучше для потенциального инвестора, когда в предполагаемом объекте инвестиций все прозрачно, бизнес виден со всех сторон, просматриваются его перспективы? Фактически этот отчёт во многом похож на инвестиционный меморандум. Поэтому естественным становится также использование этого отчёта на Road Show, когда компанию представляют потенциальным покупателям или акционерам. Инвесторы сразу видят здесь реальные коммерческие и физические риски, реальные отношения с потребителями, с поставщиками, с сотрудниками.

Если компания представляет такой отчёт ежегодно, то видна также и динамика ее развития – как достигались заявленные стратегические цели и как планируется реализация целей намеченных.

Будущее корпоративной отчётности


Передовые страны и организации не стоят на месте, и уже просматривается третий этап развития корпоративной отчётности. Уже известная нам мэр Амстердама сказала, что с 2011 года город Амстердам будет представлять полностью интегрированный отчёт. Это не просто механическое соединение финансового отчёта и отчёта о стратегической устойчивости, а новый, переработанный отчёт, над форматом которого они сейчас активно работают. И сейчас уже многие страны и компании самостоятельно начали движение в сторону интегрированных отчётов, хотя единый глобальный стандарт такого отчёта еще находится в стадии предварительной разработки. Тем ценнее сейчас опыт каждой организации, которая самостоятельно пытается сделать это.

В 12 странах мира подготовка отчёта об устойчивом развитии стала уже законодательно утвержденной нормой. С 1 июня 2010 года 450 компаний, зарегистрированные на фондовой бирже Йоханнесбурга (ЮАР), должны будут представлять интегрированный отчёт, а не просто отдельно годовой отчёт и отчёт о стратегической устойчивости бизнеса.

В ряде стран (в том числе и в России) такой обязательной нормы нет, но очевидно, что все мировое сообщество движется в эту сторону. Рано или поздно, Европарламент добьётся принятия нового стандарта отчётности для всех государств Евросоюза. Россию это тоже коснется хотя бы со стороны тех российских компаний, которые находятся в тесном взаимодействии с западными партнёрами.

Мы уже привыкли, что западные компании часто запрашивают у потенциальных российских партнеров наличие сертификации по ISO. Отчёт об устойчивом развитии уже сегодня практически становится сертификатом такого же уровня. Приходит время, когда типовым вопросом западных партнеров на переговорах будет: «А мы можем посмотреть ваш отчёт об устойчивом развитии? - Расскажите нам о себе более подробно…».

В России сегодня аудированная финансовая отчётность обязательна только для публичных компаний. Качество этой отчётности всё ещё вызывает достаточно много нареканий. Лишь единицы из этих публичных компаний начали подготовку отчётов о стратегической устойчивости. Частные компании такие отчёты не создают, в том числе по той простой причине, что и не слышали о них. Точно также нам не приходилось слышать о намерении какое-либо муниципального образования, либо организаций «третьего сектора» о подготовке подобных отчётов. В области корпоративной отчётности мы пока находимся даже не на начальной, а, скорее, на ознакомительной стадии. Думается, однако, что жизнь будет активно подталкивать нас к движению в этом направлении.

Скорее всего, первыми будут такие организации, как банки, потому что у них потребуют подобные отчёты зарубежные банки-партнёры. За банками последуют крупные компании. Все начнется сверху и придет когда-то и к небольшим организациям.

На Западе движение идет с 2-х сторон – сверху, от законодательства, через крупные компании и снизу – от мелких компаний, так как для небольших компаний эти отчёты очень полезны с точки зрения формирования их имиджа. Поэтому, небольшие частные компании, чья финансовая отчётность может быть не столь интересна, но которые хотят найти себе партнера, покупателя или инвестора, конечно, тоже будут двигаться в эту сторону. Они будут делать эту отчётность, включаться в систему рассылок отчётов и продвигать себя таким образом.


Итак, резюмируем эволюцию корпоративной отчётности и место России в этом движении:

Первый этап – финансовая отчётность. В России и в мире обязательна для всех публичных компаний.

Второй этап, характерный для большинства организаций в странах с развитой и развивающейся экономикой – отчёт, состоящий из двух блоков: финансового и нефинансового (отчёта о стратегической устойчивости). Отчётность, посвященная стратегической устойчивости, стала нормой среди ведущих компаний по всему миру. Россия только приближается к данному этапу.

Третий этап – интегрированный отчёт, разработка стандарта которого еще не завершена, однако движение в эту сторону очевидно.

Закономерно возникает вопрос: зачем нам проходить все этапы поочередно, когда можно сразу учиться готовить интегрированные отчёты, не отставая, таким образом, от передовых стран? Сейчас, когда международный стандарт только формируется, каждый практический опыт в этом направлении приветствуется и выступает образцом для тщательного изучения при формировании новых стандартов.

Для западных инвесторов ключевое слово - прозрачность. Прозрачность нашего устойчивого стратегического развития для них была бы залогом того, что их инвестиции ложатся в хорошую почву и дадут то, что они хотят от них получить. Современный интегрированный отчёт - это хороший инструмент повышения инвестиционной привлекательности как каждой компании в отдельности, так и экономики страны в целом.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian