Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Развитие творческого воображения детей и взрослых, или Зачем писать фантастику?

 Автор: Модестов Сергей Юрьевич,
кандидат педагогических наук

Какая от фантастики польза?


Хорошо ли, плохо ли, быстро или медленно, иногда падая на поворотах - но человечество продвигается - всё-таки! - в сторону светлого будущего. Будущее всегда светлее прошлого, не только объективно - скажем, в плане технического развития - но и психологически: оно полно надежды...

Если раньше - скажем, в Средние века - позитив существования помещали исключительно в загробный мир, то в 19-20 веках - и будем верить, что и в 21 веке - возникла возможность увидеть нечто лучшее и в реальной жизни. Одна из причин такой психологической смены в темпах развития: за последние три столетия они значительно выросли (так называемая Новая и Новейшая история). Если до 17 века общий уклад жизни был примерно одинаков во всем обозримом прошлом, то к концу 17 - началу 18 века картина меняется: Эпоха Великих географических открытий, колониальная деятельность Европы, НТР - всё это привело к смене представлений: изменения могут наступить не только после смерти, но и в течение собственной жизни человеческого существа. Иными словами, сформировалась сама идея изменяемого мира - в противовес миру застывшему, постоянному. С течением времени идея лишь закрепилась - подтверждений тому много. Скажем, революции, которые периодически происходили в разных странах, когда условия жизни становились уж совсем невыносимыми - успешные, заметим, революции - в противоположность бессистемным бунтам прошлых столетий - и приводившие к действенной смене форм правления и социального строя...

ПРИМЕР. «Нас с детства учат логике, но однолинейной, однобокой, математической. Пора бы уж подумать об иной педагогике. А то, например, мы привыкли с детства считать, что рыба - типичное холоднокровное животное, стоящее в физиологическом отношении куда ниже наземных позвоночных. Но ведь есть теплокровные рыбы с мясом, похожим на говядину, потому что оно так же обильно снабжено кровью. Это тунцовые; из них меч-рыба и парусная рыба мчатся по океану со скоростью девяносто километров в час. Такая сумасшедшая скорость под силу лишь самым мощным нашим кораблям, а тут просто рыба... Есть рыбы, выкармливающие своих мальков подобием молока, выделяющегося особыми железами прямо на поверхности тела. Это симфизодоны, обитающие в реках бассейна Амазонки. Таково бесконечное многообразие отношений организма и природы - двух частей одного целого, туго переплетшихся в преодолении противоречий развития за сотни миллионов лет истории Земли. Теперь мы стали понимать, как лепится животная форма, связанная сложнейшими взаимоотношениями с окружающей средой; это долго оставалось загадкой и было главным козырем идеалистов. Отсюда мы пойдем к человеку, распутывая всю сложность его физиологии и психики, и получим твердую опору для настоящей медицины, новой морали и этики».

Ефремов И.А., Лезвие бритвы: роман в четырех частях, части III-IV, М.: Оникс 21 век, 2004 г., с. 173-175.

Любое явление, происходящее в окружающем, человек должен осмыслить, сформировать определенное отношение и встроить в собственную картину мира - на то и дана нам Матушкой-природой психика. Но психика интересна тем, что результатом осмысления являются конкретные продукты - кто-то должен их производить, кто-то - потреблять. Это, к примеру, литература, живопись, театр (а позже - и кинематограф) и т.п.

Одним из самых интересных ответов на скорость изменения окружающего мира стала фантастика. Об истории и сущности фантастики см. замечательные работы [10, 11, 15]

Первые попытки писать фантастические произведения в современном понимании (не мифы и сказки, а именно фантастику) приходятся как раз на Новое время.

«Не нужно понимать этот особый, своеобразный план [мифа, сказки] ни в виде чего-то фантастического, ни в виде исторически-реального. Фантастика рождается поздно, и я в своем месте буду об этом говорить. Хтонический план первобытного мифа ареален, но ничего общего с фантастикой не имеет. [15]

Как только скорость продвижения по Тропе Истории выросла, человек обзавелся психологическим фонариком: стал освещать себе дорогу фантастикой. То есть, НФ-литература - один из многочисленных способов осмысления того, что, вероятно, будет. Конечно, сбываемость прогнозов и идей у разных писателей разная. Сейчас, когда фантастическая литература стала одним из признанных жанров и «накопилось» значительное число писателей, это стало очевидно. [3, 4]

Некая «средняя по жанру сбываемость» остается низкой. Но прекрасно, что уже есть готовый механизм - достаточно научиться квалифицированно пользоваться...

Кто же читает фантастику? Люди почти всех возрастов, но среди почитателей этого жанра больше всего молодежи и юношества. Почему? Причин тому можно назвать много; но главной видится развитие: молодой человек шагает вперед - и ему хочется, чтобы и мир шагал вместе с ним. Это тот возраст, когда человек полон энергии и жажды знаний: каждый день как открытие. В этом помогает литература. Позже у многих людей познавательный интерес угасает; он является для большинства адаптационным. Как только заканчивается социализация и человек «встает на крыло», получив образование, обзаведясь работой, семьей, решив проблемы «деньгодобычи», психика начинает работать в «поддерживающем», репродуктивном режиме - это называется обыденность...

Например, у С. Лукьяненко в книге «Спектр» описана цивилизация, где разумными являются только дети и подростки. Во взрослом состоянии их особи действуют лишь на рефлексах и инстинктах, ибо так комфортнее. [12] Но остаются люди, которые и во взрослом состоянии хранят в душе неугасший свет познавательного интереса, которым
по-прежнему интересно смотреть вперед, знать, что же будет дальше... Вот такие люди и составляют армию почитателей фантастики - во всех ее жанрах.

Итак, с одной стороны, функция фантастики - освещать, предсказывать, в чем-то - формировать будущее человечества. А с другой - создавать психологически-комфортные среды для людей с живым познавательным интересом, с неугасшей личностью.

Отношение к любой среде, внешним обстоятельствам сверх-условно можно разделить на нулевое, паллиативное и активное. Первое - это полное отсутствие отношения. В случае фантастики, «не читал и читать не буду!». Второе - это чтение, часто запоем, без разбора. Это прекрасно и свидетельствует об устойчивом интересе. Недаром в нашей стране начитанность всегда говорит в пользу человека... Следующим шагом является активное отношение - создание собственных творческих продуктов.

Возьмите меня с собой?


Часто создание собственных творческих продуктов - в силу известного механизма психологической инерции - воспринимается как нечто неподъемно-тяжелое, «не для меня». Недаром у М. Фрая описана целая - бесконечная - библиотека, составленная из ненаписанных книг:

ПРИМЕР. «... Есть одна древняя легенда о библиотеке короля Мёнина... В легенде говорится, что там хранятся книги, которые никогда не были написаны.
- Как это? - изумленно спросил я.
- Ну, как... Тебе никогда в жизни не приходило в голову, что «вот, можно было бы написать хорошую книгу, если бы...» Дальше, как ты сам понимаешь, может следовать любое оправдание: «если бы у меня было время», «если бы я умел писать книги», «если бы я не знал, что кто-то уже написал похожую», «если бы мне это по-настоящему нравилось», и так далее.
- Знал бы ты, сколько раз мне действительно приходило в голову нечто в таком роде! - улыбнулся я».

Фрай М. Тёмная сторона, М., «Амфора», 2003 г., с. 512.

Большинство, кто задумывался хоть раз в жизни о написании собственных литературных произведений - в нашем случае, речь о фантастике - наверняка сталкивался с мощным внутренним противоречием: хочется написать, хочется создать свой собственный, комфортный мир - в противовес внешнему агрессивному миру, вроде и мысли есть, и эмоции - а дальше нескольких страниц дело не пошло...

ПРИМЕР. «- Но почему умственные способности не передаются по наследству?

- Да просто потому, что они сравнительно молоды и организм ещё не научился их передавать. Впрочем, тут есть пикантная деталь. Передаются особенности, которые полезны в борьбе за существование. А умственные способности - в этом смысле палка о двух концах. Вы же слышали о таком произведении «Горе от ума»... У организма не было особых причин научиться передавать всякие там поэтические и математические способности. Так вот: люди получают от рождения примерно одинаковые мозги. Каждый человек рождается со способностью приобретать способности. И, если кто-то может стать гением, значит, в принципе гениальность доступна всем. Почему же она такое редкое явление? С конвейера сходят автомобили. Каждый автомобиль имеет, конечно, свои индивидуальные особенности. Но если скорость данного типа машины полтораста километров, то у всех машин она приблизительно такова. У одной на пять километров больше, у другой на пять меньше, но это уже допустимые отклонения. А с мышлением... Машина, которую мы называем «мозг», используется в высшей степени странно. Из тысячи таких машин лишь единицы развивают проектную скорость. Остальные довольно вяло ползут... И это считается нормой! Все дело в том, что автомобили имеют много бензина. А машина, именуемая «мозг», лишь изредка имеет вдоволь хорошего горючего. Я говорю о знаниях. Заправьте достаточным количеством этого горючего любой мозг, и он даст проектную скорость. Чуть больше, чуть меньше - но у предельной черты!..»

Причудливая это штука - проявление знаний, «вложенных» в голову аппаратом Прокшина. Кажется, я нашел удачное слово: проявление. В самом деле, это очень похоже на постепенное возникновение фотоизображения. Потенциально существующее в фотоэмульсии изображение ещё скрыто, не видно, и нужен проявитель, чтобы сделать его явным. Так и с проявлением знаний».

Генрих Альтов, Опаляющий разум. Научно-фантастические рассказы, М., «Детская литература», 1968 г., с.14-15.

Примечание Редактора портала TREKO.RU: Генрих Альтов – литературный псевдоним создателя ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера, которым он подписывал свои фантастические произведения, а также книги для детей.

Это проблема методики. Эмоции, мысли, чувства человека выступают ресурсом, сущностью будущих творений. Но к сущности нужна форма. Чтобы создавать собственные комфортные миры, которые будут интересны не только Автору, но и многочисленным потенциальным читателям, необходимо владеть определенными литературными приёмами, которые позволяют облекать имеющиеся у Автора чувства и мысли в соответствующие формы. Чем отличается графоман от писателя? Произведения первого интересны только ему самому; произведения второго - окружающим людям. Любопытно: эти методики есть, они вполне передаваемы и их можно освоить. И применять.

Зачем же человечеству фантастика? Человечество боится неизвестного, поэтому стало пользоваться - среди прочего - фантастикой. Что же человечество получило от фантастики? Вот что:

1. Возможность делать прогнозы: в какую сторону пойдем и почему?

2. Возможность макетировать, моделировать сценарии, события...

3. Возможность предварять развитие техники, медицины, искусства - не на уровне проектов: на уровне идей...

4. Возможность моделировать поведение людей: как поведет себя тот или иной человек в тех или иных условиях.


ПРИМЕР. «В этом году не у всех была уверенность, что удастся торжество Первого снега. Праздник требовал слишком много энергии. Все ресурсы Земли были отданы строительству СВП-3. Выдвигались и другие соображения: половина населения планеты уехала на космические стройки, а тем, кто остался, было не до праздников: началась предпусковая горячка на станции сверхдальней связи.

Но Управление Земной Оси выполняло свою программу неукоснительно. Если на Земле останется один человек, желающий повеселиться, для него развернут все установленные праздники.

Я думаю, это правильно. Мой помощник Альберт, увидев, какой размах принимает подготовка, направил Большой [государственной машине] протест: «Человечеству сейчас нет времени праздновать, кроме, может, отдельных весельчаков. Для кого вы стараетесь?» Большая ответила со всей электронной рассудительностью: «Каждый человек достоин всего, чего достойно человечество».

Снегов С.А., Люди как боги, Л., «Лениздат», 1982 г.

Если уж человечество сочло возможным создавать фантпроизведения для своих целей, то каждый отдельный человек точно так же может создавать их для своих. Предположим, что человек научился писать Ф-произведения. Какую пользу для себя он извлечет?

Ту же, что и человечество в целом - прогнозировать события, моделировать, испытывать, оценивать поведение людей - например, своих знакомых. Кроме того, возникают дополнительные возможности:

1. Возможность открыто высказывать свои эмоции и отношения к явлениям, людям, событиям.

2. Возможность доносить собственные идеи и ощущения до своей целевой аудитории: ведь фантастику читают только те, кто её - хоть немножко - любит.

3. Возможность проводить некоторую личностную психотерапию...

Определенная психотерапия...


Возможно, последний пункт и не следовало бы - из соображений обычного такта - подробно расписывать, но тем не менее...

Есть такой раздел «на стыке» библиотековедения и психотерапии: библиотерапия [5, 7, 8]

Коротко говоря, это психологическая помощь, исцеление души с помощью чтения книг. Книги могут помочь установить, что конкретно не так с человеком, помочь утешить - скажем, человек прочитает про людей, попадавших в такие же и ещё худшие обстоятельства, помочь проиграть некие позитивные сценарии взамен, скажем, невротических – то есть, осуществить терапию - и т.п.


ПРИМЕР. Ален Бомбар, собираясь в свой знаменитый рейс через Атлантику на «Еретике», помимо неприкосновенного запаса продуктов и воды, взял с собой книги. Когда он причалил к берегу, то продукты и вода оказались нетронутыми - а вот книги в океане он читал.

«Перед отплытием я столкнулся со старой проблемой: какие книги взять с собой, учитывая, что других уже не увидишь в течение долгих месяцев? Чтобы у меня были все жанры, я взял том Мольера, полное издание Рабле в одном томе, Сервантеса, том Ницше, драмы Эсхила на двух языках, Спинозу, избранные произведения Монтеня, а из музыкальных партитур - «Страсти» Баха и квартеты Бетховена»

Ален Бомбар, За бортом по своей воле, М., «Государственное издательство географической литературы», 1959 г.

Это с одной стороны. С другой стороны, мы прекрасно знаем: «...современное время - это время стрессов»; «а я замотана на работе», «хочу самореализации!»; «некогда заниматься любимым делом»; «я сойду с ума от всей этой работы»... Рано или поздно, многие действительно в той или иной форме сходят с ума от нереализованности: недаром психологическая помощь, клиники неврозов, всевозможные успокоительные, снотворные и прочие подобные средства сейчас невероятно широко распространены... Например, одна из самых популярных электронных рассылок на портале Subscribe.ru называется «Почему мне плохо?». Причина - в отсутствии самореализации, отсутствии комфортного окружения, постоянной необходимости демонстрировать некое вынужденное поведение - взамен органически присущего...

Но дело не в нервах. Дело - в Деле. Как только находится некое увлекающее Дело, приносящее плоды, пользу окружающим, Дело, Которое Получается - всё встаёт на место. Работа из нервотрёпки превращается в Место Зарабатывания Денег, окружающие перестают раздражать, становясь Просто Людьми, погода - вполне приличной и т.п....

Таковы дополнительные «личностные» эффекты от написания Ф-произведений... Можно применять все те же инструменты «себе во благо».

Перед Вами - «тренинг» автора этой статьи по написанию фантастики. Его особенность - нацеленность на готовый продукт. Цели тренинга просты:

- Создавать качественно новые, небанальные фантастические идеи.

- Составлять увлекательные, интересные сюжеты.

- Делать психологически-достоверных героев, отыгрывать их поведение.

Старшеклассники и студенты, пройдя тренинг, значительно усовершенствуют свои литературные способности и владение языком. Очень простая закономерность: ничто так не учит, как создание собственных творческих продуктов. Поскольку этому возрасту фантастика психологически близка, то и освоение родного языка будет идти значительно успешнее. К тому же, повсеместный переход на ЕГЭ нивелировал значение сочинений в обучении русскому языку и литературе - однако педагогический эффект от сочинений никто не отменял. Умение написать собственный, авторский текст - это несказанно важное умение, особенно в эпоху всеобщих тестов...

Группы чаще всего составляются разновозрастные, поскольку в разновозрастном коллективе легче творить: каждый возраст вносит свой вклад, свое видение, свою энергию...

Далее приведем основные разделы курса, который автор данной статьи в разные годы апробировал на разных коллективах (около 4 лет и 18 учащихся, прошедших курс целиком) в стенах Санкт-Петербургского Городского дворца творчества юных - и который показал свою полную состоятельность.

Вот примерная программа:

1) Фантастическая идея - основа Ф-произведения. Виды идей. Иерархия идей: системный оператор («9 экранов талантливого мышления»). Фоновые идеи и антураж, сюжетные идеи, идеи мира. Сколько нужно идей на одно произведение?

2) Основные жанры фантастики: научная и научно-техническая фантастика, фэнтези, социальная. Исторические формы: миф, эпос, сказка. Как идеи создают жанр?

3) Способы получения новых идей:

- метод проб и ошибок;

- мозговой штурм (прямой и обратный);

- метод фокальных объектов,

- морфологических анализ.

4) S-кривая - модель развития, в классическом изложении. Что ждет впереди? http://www.triz-chance.ru/triz.html>ТРИЗ: объективное развитие технических систем и фантастическая литература.

5) Создание «своих» миров. Разнообразие миров. Мир как персонаж. Мотивы мира в целом.

6) Герой. Антигерой. Друзья героя. Мотивы и действия, борьба героя.

7) Психологическая основа действий героев. Основы Жизненной стратегии творческой личности: Внешние обстоятельства и среда.

8) Альтернативный фактор. Возвышение и снижение героя. Поражение и победа.

9) Сборка произведения: основные сюжетные линии. 36 сюжетов Ж. Польти.

10) Финал трагический и позитивный. Зачем нужен happy-end?

11) Отладка и вычитка произведения. Простейшие приемы редактуры. Как сделать опросники для своих первых читателей?

Список литературы:

  1. Альтов Г. Опаляющий разум. Научно-фантастические рассказы, М.: Детская литература. 1968, с. 14-15.

  2. Альтшуллер Г.С. и др. Поиск новых идей. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

  3. Альтшуллер Г.С. Гадкие утята фантастики / Пятьдесят идей Александра Беляева

  4. Альтшуллер Г.С. Сила фантазии

  5. Библиотерапия: Задачи, подходы, методы: Сб. ст. / Сост. О.Л.Кабачек. - М.: БМЦ, 2001. - 128 с.

  6. Бомбар А. За бортом по своей воле. М: Государственное издательство географической литературы, 1959.

  7. Дрешер Ю.Н. Книга лечит / Ю.Н. Дрешер / / Мир библиогр. - 1999. - №4. - С. 45–50.

  8. Дрешер Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: Науч.- метод. пособие / Ю.Н. Дрешер.- М.: Либерея, 2003.

  9. Ефремов И.А., Лезвие бритвы: роман в четырех частях, части III-IV, М.: Оникс 21 век, 2004 г., с. 173-175

  10. Кайуа Р. В глубь фантастического / Пер. с фр. Наталии Кисловой. - СПб., 2006.

  11. Лотман Ю. О принципах художественной фантастики // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1970. -Вып. 284.

  12. Лукьяненко С. Спектр. М.: Аст, 2002.

  13. Снегов С.А. Люди как боги, Л.: Лениздат, 1982.

  14. Фрай М. Темная сторона, М.: Амфора: 2003. с. 512.

  15. Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1998.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian